Сталина на них нет! Челябинск и Екатеринбург вновь делят памятник Эрнста Неизвестного

Челябинские коммунисты и патриоты встали горой против установки монумента из США

​Легендарный монумент «Маски скорби», выполненный скульптором Эрнстом Неизвестным, спустя почти десятилетие вновь может вернуться в Екатеринбург. Власти двух уральских столиц возобновили переговоры о месте установки памятника.

Легендарный монумент «Маски скорби», выполненный скульптором Эрнстом Неизвестным, спустя почти десятилетие вновь может вернуться в Екатеринбург. Власти двух уральских столиц возобновили переговоры о месте установки памятника. Тем временем челябинцы выступают против возведения спорной скульптуры, посвященной сталинским репрессиям, и даже готовы провести референдум против установки привезенного из Нью-Йорка монумента с 20-летней историей. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Спор за «Маски скорби» между Челябинском и Екатеринбургом длится уже более десятка лет. Установить скульптуру Эрнста Неизвестного в столице Среднего Урала хотели еще в 1990 году, но дальше изготовления рабочей модели этот процесс не продвинулся до сих пор. В 2006 году автор передал заготовку Челябинску, надеясь как-то ускорить изготовление оригинального памятника, но и тут возникли трудности.

Трудиться над 15-метровым монументом жертвам ГУЛАГа Неизвестный начал в 1989 году в Нью-Йорке после волны разоблачительных публикаций в СМИ о сталинских репрессиях. Мемориал задумывался как триптих. Установить его должны были в трех неофициальных столицах ГУЛАГа – Магадане, Воркуте и Екатеринбурге (Свердловске). В Магадане такой памятник появился в 1996 году, а вот у Воркуты и Екатеринбурга с его установкой возникли проблемы. В Воркуте денег на проект так и не нашлось. В Екатеринбурге же горисполком и местное отделение «Мемориала» готовы были заплатить за него 700 тыс. долларов в качестве гонорара Эрнсту Неизвестному. Впрочем, от денег скульптор отказался, передав их на строительство памятника. К июлю 1990 года трехметровую гипсовую скульптуру, по которой планировалось затем изготовить оригинал, доставили в Екатеринбург и поместили в городской Художественный фонд, предварительно распилив на три части по 600 кг.

Свердловский монумент называется «Европа-Азия», и в отличие от магаданского, он двуликий – одно лицо смотрит на восток, другое на запад. Памятник планировалось выполнить в уральском граните и установить в сквере у Дворца молодежи. Правительство России даже выделило часть средств на его возведение. Но за 15 лет свердловские власти так и не дали разрешения на землеотвод и не нашли необходимых денег.

Устав от ожиданий, Эрнст Неизвестный в декабре 2005 года предложил губернатору Челябинской области Петру Сумину установить «Маски скорби» на территории южноуральской столицы. Но власти Екатеринбурга такую инициативу встретили без энтузиазма, и спор за скульптуру дошел до суда. По трехстороннему соглашению, заключенному между Неизвестным, администрацией Екатеринбурга и отделением «Мемориала», если памятник не будет установлен, городские власти выплатят его автору гонорар. Директор Екатеринбургского художественного фонда Сергей Титлинов и глава города Аркадий Чернецкий выступали категорически против передачи гипсовой заготовки и даже заявляли о том, что для изготовления монумента найден спонсор, однако требовали в обмен на его помощь передачу полных авторских прав. Скульптуру отстаивали с привлечением полиции и охраны. Забирать ее из художественного фонда доверенному лицу скульптора на Урале Михаилу Петрову по решению суда пришлось с приставами. Летом 2006 года ее, наконец, доставили в Челябинск.

Эрнст Неизвестный собирался прилететь из США на открытие памятника в Челябинске, которое планировалось к концу 2006 года. Но монумент в столице Южного Урала не появился до сих пор. Сначала власти не могли определиться с местом его установки, предлагая то набережную у геологического музея, то площадь Павших революционеров, то сквер у часового завода на Бульваре Славы, рядом с резиденцией главы региона. Затем вновь встал вопрос о деньгах. Материал скульптуры решено было заменить с гранита на бронзу, на что, по оценкам того времени, требовалось около 650 тыс. долларов. Все это время гипсовая скульптура находится в подвале областного краеведческого музея на ответхранении, срок которого, по словам работников культурного учреждения, уже давно подошел к концу.

Площадь павших революционеров

Как рассказал доверенное лицо Эрнста Неизвестного в России Михаил Петров, договор о реализации проекта, подписанный скульптором, лежал в администрации Челябинской области с 2006 года. «Минимизировать расходы планировалось с помощью местных предприятий. Часть работы по отливу форм готовы были выполнить по себестоимости в Нижнем Тагиле. Бесплатно предоставить мрамор для основания монумента согласился «Челябинск-Мрамор». Процесс встал, по словам региональных властей, из-за отсутствия денег. Но ведь нашлись же тогда средства на строительство конноспортивного комплекса», – недоумевает он.

О скульптуре власти вновь вспомнили весной 2013 года, и спустя несколько месяцев мэрия Челябинска даже подписала распоряжение о ее установке на площади Павших революционеров, что стало поводом для шуток среди местных блогеров, которые напоминали, что на этом месте в 1918 году белогвардейцы зверски убили уральских революционеров Колющенко, Могильникова, Тряскина, Болейко и Гозиосского. Как сообщал главный архитектор Челябинска Николай Ющенко, установить композицию планировалось к лету 2014-го, при этом администрация муниципалитета брала на себя благоустройство территории, а сам памятник собирались возводить за счет собранных на это средств.

И вроде бы за полгода споры вокруг памятника поутихли, но на днях возмутились местные коммунисты. Против установки многострадального памятника в центре южноуральской столицы выступил челябинский обком КПРФ. В своем обращении секретарь обкома Николай Шеремет подчеркнул, что подготовка к возведению монумента велась скрыто от горожан, без проведения какого-либо опроса. А коммунист тракторозаводского отделения КПРФ Анатолий Тренин даже обратился в ряд инстанций, курирующих памятники областного центра культурного и исторического характера. Запросы с требованием разъяснить, кто принимал решение об установке композиции «Маски скорби» и что будет с самой площадью Павших революционеров, он направил в управление культуры администрации Челябинска, в городской центр памятников наследия, а также в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Челябинска. Но нигде, по словам коммунистов, ему не дали конкретных ответов.

«По существу мы видим продолжение ползучего процесса уничтожения исторической памяти советской эпохи. Вчера был установлен мемориал белочехам, сегодня уничтожается площадь Павших революционеров и на ее месте возводится бронзовый монстр Эрнста Неизвестного. Монстр призван увековечить цинизм и лживость либеральной своры о сталинском периоде СССР, внушить молодому поколению, что в СССР все было ужасно бесчеловечно. Мы не можем и не должны этого допустить!» – возмущается Николай Шеремет.

К слову, это не первый скандал, связанный с расположением памятников в Челябинске. Осенью 2011 года на привокзальной площади областного центра появился монумент чехословацким легионерам. «Мемориал установили вопреки воле большинства челябинцев. Теперь также незаконно, без всякого обсуждения с народом, создают новый мемориал, направленный против исторической правды», – подчеркивает Шеремет, требуя от городских властей провести референдум среди населения по «Маскам скорби» и учесть мнение горожан по вопросу реконструкции площади Павших революционеров для сохранения ее исторической памяти для потомков. В поддержку своей идеи он предложил начать сбор подписей против установки композиции.

Его призыв поддерживает и движение «Суть времени». «Этими действиями нас опять призывают к позорному покаянию за наше «тоталитарное» прошлое. И это при том, что минимум 90 % населения России этим прошлым гордятся. Раньше эти действия вызывали раскол в обществе, а теперь вызовут только протест против власти. Ведь тут, как и со сносом краснознаменной группы в Екатеринбурге, власть забыла спросить мнение людей», – рассуждает координатор местной ячейки «Суть времени» Дмитрий Станкевич.

Один из лидеров либерал-демократов на Южном Урале депутат областного Законодательного собрания Челябинской области Андрей Ткаченко также крайне критично отзывается о перспективе установке мемориала:

«Не нужен нам этот памятник. Ни Челябинску не нужен, ни Екатеринбургу. И вся возня вокруг монумента этого Неизвестного только отвлекает от проблем в экономике. Считаю, самое место этому памятнику – в том подвале, где он нынче и пылится», – заявил руководитель фракции ЛДПР в областном Законодательном собрании Андрей Ткаченко, по мнению которого инициаторы установки монумента навязывают обществу неверную трактовку истории.

«Заключенные ГУЛАГа – это не бессмысленные жертвы, – говорит он. – Скорее это были герои Трудармии. Их бесплатный труд помог СССР, оказавшемуся во вражеском окружении, в условиях экономического бойкота и санкций не просто выжить, но провести индустриализацию и подготовиться к войне. За это они заслуживают доброй памяти и благодарности. Но чтить их как безвинных жертв «кровавого сталинского режима»это уж увольте».

Впрочем, легендарная скульптура может навсегда покинуть Челябинск и без акций протеста горожан. По данным «УралПолит.Ru», власти Екатеринбурга решили восстановить несправедливость и вернуть «Маски скорби» себе. Просьбу челябинским коллегам они озвучили после открытия в столице Среднего Урала музея Эрнста Неизвестного.

По словам Михаила Петрова, он как доверенное лицо Неизвестного в середине января 2015 года подписал с министром культуры Свердловской области соответствующее соглашение о передаче памятника. Согласно прописанным в нем условиям, установить многострадальный монумент должны до конца текущего года.

Минкульт Челябинской области информацию о передаче гипсового памятника свердловчанам журналисту «УралПолит.Ru» не подтвердил. «Пока все на месте, части скульптуры по-прежнему хранятся в краеведческом музее. Соглашения о передаче «Масок скорби» властям Екатеринбурга на сегодня еще нет, – прокомментировала пресс-секретарь ведомства Виктория Олиферчук, уточнив, что переговоры по этому вопросу все же ведутся. – Они хотят забрать монумент себе, но пока никаких официальных документов нет».

В министерстве культуры также пояснили, что установить памятник в Челябинске мешает отсутствие необходимых вложений, но при этом не смогли уточнить, сколько средств на это потребуется. По некоторым данным, речь идет о девяти миллионах рублей.

Фото блогера ssgen и из открытых источников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях