Власти Южного Урала выступили против повышения штрафов за опасные дороги
Резкий рост аварийности на автодорогах в России подтолкнул МВД к разработке законопроекта, ужесточающего ответственность чиновников. Госдума приняла в первом чтении предложенные ведомством поправки, увеличивающие штрафы в отношении государственных и муниципальных служащих. Но сразу несколько регионов, в числе которых и Южный Урал, подготовили отзывы с требованием отложить принятие поправок или отменить штрафы. Челябинские власти настаивают на том, что полностью решить проблему плохих дорог в регионе в ближайшее время не представляется возможным, а увеличение штрафов приведет к дополнительной нагрузке на областной бюджет. Между тем эксперты «УралПолит.Ru» уверены, что чиновники станут ответственнее, если им будет грозить потеря работы. Подробности – в материале экспертного канала.
В середине июня Госдума одобрила в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте, строительстве и содержании автодорог и других дорожных сооружений. Проект закона вносит изменения в КоАП и увеличивает размеры штрафов, в том числе и для чиновников. За несоблюдение требований безопасности при ремонте и строительстве дорог или при несвоевременном ограничении движения на ремонтируемом участке для должностных лиц предлагается установить штраф от 20 до 30 тысяч рублей (сейчас 2–3 тысячи), а для юридических – от 200 до 300 тысяч (сейчас – 300 тысяч). Если нарушение повлекло причинение легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего, должностное лицо оштрафуют на сумму от 50 до 100 тысяч, юридическое – от 400 до 500 тысяч. Также устанавливаются штрафы за несвоевременное устранение нарушений при строительстве и реконструкции дорог – от 30 до 50 тысяч для чиновников и от 100 до 200 тысяч – для юрлиц. Законопроект на рассмотрение в Госдуму внесло правительство РФ. Поправки в КоАП были разработаны МВД по поручению президента Владимира Путина от 11 апреля 2016 года и одобрены правительством в мае. Предполагается, что принятие такого закона повысит безопасность дорожного движения и ответственность чиновников.
Однако сразу несколько регионов попросили отложить принятие таких поправок или отменить повышение штрафов для чиновников. Наряду с Владимирской, Псковской, Курской, Томской областями, Ставропольем, Карелией и Республикой Марий Эл свой отзыв в федеральный парламент направил и Южный Урал. В пояснительной записке на имя председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина была обозначена позиция челябинских властей, считавших принятие законопроекта преждевременным. «Никакой сенсации в этом нет. Это обычная работа над новым законопроектом, в рамках которой регионы высказывают свои предложения. Мы надеемся, они будут учтены законодателем, – прокомментировал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик. – Отмечу, что мы не уходим от ответственности и мы готовы отвечать за то, что в наших силах и возможностях. А по этому законопроекту со стороны контролирующих органов четко прослеживается однобокость подхода к проблеме».
Свой отзыв челябинские чиновники аргументируют тем, что обеспечить в ближайшее время 100-процентное соответствие автодорог нормативным требованиям не представляется возможным. А ужесточение административной ответственности служащих с увеличением суммы штрафов не решит проблему состояния дорог и обеспечения безопасности дорожного движения на них, пояснили в пресс-службе миндортранса Челябинской области.
С этой позицией регионального миндора согласен и эксперт дорожной отрасли, директор ООО «КЭМП» Яков Гуревич. Он уверен, что повышать ответственность чиновников необходимо не штрафами, а угрозой кадровой зачистки. «Штрафы на чиновников никак не влияют, так как они найдут способ оплатить их за счет бюджета, подрядчиков или родственников. Штрафы повышать надо, но особенно – ответственность. Если бы те чиновники, которые допускают такое состояние дорог на протяжении нескольких лет подряд, были бы немедленно уволены, то ситуация могла бы несколько улучшиться, – считает он. – То, что денег не хватает, – это ложь. Денег, конечно, мало, но если их разбазаривать, как у нас происходит сейчас, дорог как не было, так и не будет».
Поставивший под документом свою подпись вице-губернатор Сергей Шаль сообщает депутатам Госдумы, что около половины автодорог Челябинской области не соответствует нормативным требованиям. Ситуация сложилась из-за постоянных «недоремонтов», интенсивного использования дорог большегрузами c крупных производств, а также отсутствия развития областной службы весового контроля. Вместе с тем надзорные ведомства зачастую выносят сроки по исполнению предписаний без учета специфики дорожной отрасли. «Требование о нанесении разметки – в феврале-апреле. Требование восстановить дорожное покрытие – в декабре», – говорится в отзыве.
Собеседник журналиста «УралПолит.Ru» считает такие доводы профанацией. «Для чиновников такие примеры – это способ морочить голову. Разметка должна наноситься так, чтобы она стояла всю зиму, а дороги делать нужно по-человечески. Надзорные органы вмешиваются только в совершенно крайние ситуации, когда чиновники довели ситуацию до дорожной катастрофы. Если бы была хоть какая-нибудь минимальная ответственность, то они бы не доводили дороги до такого состояния», – отметил Яков Гуревич.
Несостоятельными считает аргументы правительства региона и депутат Законодательного собрания Челябинской области Игорь Егоров: «Уверен, нужно привлекать правоохранительные органы к проверкам тех компаний, которые не соблюдают существующие нормативы, – заявил он. – Надо их гнать поганой метлой, призывать к ответственности, натравливать на них прокуратуру, чтобы они работали как следует. Не хватает денег в бюджете? Так хотя бы сделайте, чтобы проезд по аварийному участку дороги был безопасен. Временные дорожные знаки, освещение – это стоит копейки, но способно сберечь десятки и сотни жизней. Но и этого они не хотят делать. И не надо хвататься за ямочный ремонт перед выборами. Надо заниматься этой работой планомерно из года в год».
Что касается претензий прокуратуры к дорогам, то за последние годы их накопилось немало. При этом на плохое состояние дорожного полотна нередко жалуются сами жители. Так, в 2013 году надзорное ведомство заставило администрацию Катав-Ивановска включить в реестр «бесхозную дорогу» с внушительными выбоинами на улице Новой. В том же году прокурорская проверка установила, что в аварийном состоянии находятся дороги в Верхнеуральске и Троицком районе. «Размеры выбоин на проезжей части дорог превышали предельно допустимые значения, установленные ГОСТом, ограждения указанных дефектов дорожного покрытия отсутствовали. Такая ситуация способствует возникновению дорожного травматизма и аварийности», – сообщает пресс-служба областной прокуратуры о состоянии дорог в Верхнеуральске. Аналогичную картину специалисты ведомства наблюдали и в поселке Родники Троицкого района. В самом районном центре в 2015 году прокуроры обнаружили плохую уборку дорожного полотна, на котором присутствовали наледь и снежные накаты. В настоящую катастрофу превратилась зима 2015–2016 годов в Челябинске. Из-за плохой подготовки подрядчика – ЗАО «Южуралавтобан» в ноябре в областной столице приключился транспортный коллапс. В декабре 2015 года прокуратура потребовала привлечь к ответственности работников «Южуралавтобана», вовремя не почистивших улицы. Проверка показала, что компания к уборке снега была не готова: не хватало машин, спецтехники, пескосоляной смеси. В конце декабря власти все-таки разорвали контракт с «Южуралавтобаном», новый аукцион выиграла «дочка» подрядчика – ЗАО «Южуралмост».
По всем нарушениям были возбуждены административные дела, кое-где чиновников даже оштрафовали на 2000 рублей. Одна из относительно недавних претензий прокуратуры вылилась в уголовное дело по статье «халатность». Речь идет об участке дороги Чекурова –Кунашак – Усть-Багаряк. До августа 2015 года подрядчик – строительная компания «Альянс» должна была завершить ремонт, однако СК вдруг прекратила работы и строительство не закончила. Нового подрядчика министерство дорожного хозяйство нашло только в ноябре 2015 года. А контролер работ – «Челябинскавтодор» подписал акты приемки с завышенными показателями и без осмотра дороги. В итоге миндортранс перечислил подрядчику деньги в превышающем размере. Ущерб бюджету оценили в 2,3 млн рублей.
В марте житель микрорайона «Просторы», расположенного в нескольких километрах от областной столицы, в Сосновском районе, записал видеообращение к губернатору Борису Дубровскому, в котором пожаловался на плохое состояние дороги в загородный поселок. Ролик разошелся по Сети, и реакция областных властей не заставила себя долго ждать. Губернатор пообещал, что в ближайшее время лично побывает на проблемном участке, и обещание сдержал, объехав в апреле новые загородные микрорайоны. Проблемы с неубранным зимой снегом напрямую отразились на состоянии дорог в Челябинске. Это признал даже замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников, сказав, что состояние дорог по сравнению с прошлым годом ухудшилось из-за перепадов температур, плохой уборки снега и недостатка финансирования. В конце апреля Челябинск с рабочим визитом посетил премьер Дмитрий Медведев, который раскритиковал состояние дорог в южноуральской столице. В итоге регион получил дополнительные 400 миллионов на ремонт из федерального бюджета. Общий объем дорожного фонда Челябинской области на 2016 год составил почти 10 млрд рублей.
Добавим, что по версии Ассоциации участников закупок, госконтракт на 12,4 млрд рублей между миндортрансом Челябинской области и ЗАО «Южуралмост» попал в рейтинг самых дорогих госконтрактов года. Федеральная антимонопольная служба России пыталась оспорить этот аукцион из-за укрупнения лотов, но суд остался на стороне участников закупки. На минувшей неделе в министерство и к подрядчику наведалась комиссия ФАС, которая интересовалась объемным контрактом. Результаты проверки пока не озвучены. В случае обнаружения сговора либо между участниками аукциона, либо между миндортрансом и компаниями им грозят крупные штрафы.
Анна Чередниченко, Екатерина Гонова, Сергей Блиновских
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях