«Узнаю, кто гадит, и депутатский мандат ему уже не светит». Челябинский смог вынес на повестку проблему экологического патриотизма

Губернаторская команда принуждает промышленников принять новые правила игры – протоколы и штрафы не решают проблему

О том, что ждет Челябинск, когда смог окончательно рассеется, можно ли говорить о формировании экологического патриотизма в рядах местной элиты и насколько успешными окажутся уже достигнутые договоренности, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Накрывший Челябинск еще 26 февраля плотный смог стал настоящим вызовом для региональных и челябинских городских властей. Экологическая обстановка в городе, где привыкли мириться с промышленными выбросами, воспринимается горожанами как катастрофа. При этом официальные экологи признаются в неспособности быстро установить виновников загрязнения, а действующие нормы не позволяют эффективно повлиять на нарушителей. В этой ситуации команда губернатора Бориса Дубровского демонстрирует предельно жесткую позицию, предъявляя ультиматум промышленникам. Сегодня Группа «Мечел» уже заявила о приостановке работы ряда цехов, потенциально представляющих экологическую опасность. А региональные власти выразили готовность принять с федерального уровня контрольные функции в сфере природоохранного законодательства.

О том, что ждет Челябинск, когда смог окончательно рассеется, можно ли говорить о формировании экологического патриотизма в рядах местной элиты и насколько успешными окажутся уже достигнутые договоренности, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Проблема экологического благополучия особенно активно стала обсуждаться после появления в Челябинске густого смога с запахом гари 22 декабря 2014 года. Тогда вину за случившееся в СМИ пытались возложить на Коркинский разрез, однако представители предприятия сообщали, что горение угля не могло спровоцировать столь серьезное задымление. Через месяц после ЧП на заседании экологического штаба при губернаторе назвать имена виновников тоже не смогли. На совещании решили проводить мониторинг состояния воздуха ежедневно, о результатах замеров поручили сообщать министерству экологии. Вскоре были озвучены и номера телефонов, по которым челябинцы могли сообщить о выбросах, звонки начала принимать Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС). Еще через несколько дней стало известно о создании первой в регионе экологической приемной, которая заработала на базе общественного движения «Моя планета», президентом которого является член экологического совета при губернаторе Виталий Безруков.

Смог тем временем еще плотнее накрыл город, и начиная с 4 марта экологический штаб Дубровского перешел на круглосуточный режим работы. Заседания проводятся ежедневно, отчеты о текущей обстановке оперативно передаются прессе. Вице-губернатор Олег Климов и министр экологии региона Ирина Гладкова 4 марта совершили облет города и с высоты установили основные источники загрязнения. Ими оказались крупнейшие металлургические предприятия города – «Мечел» и ЧЭМК, а также Коркинский разрез и транспорт в центре города.

То, что выявлен не один, а сразу несколько загрязнителей, по мнению челябинского политолога Александра Мельникова, может говорить о том, что власть пытается договориться с промышленниками по-хорошему. «Такое публичное размывание ответственности, фактически отказ назначить виновного означает, что областная власть по-прежнему предлагает промышленникам конструктивное и полюбовное решение проблемы. Призыв Дубровского, содержащийся в Послании, «мы рассчитываем на социальную ответственность промышленников», пока остается в силе», – написал Мельников в своем блоге.

По словам замминистра экологической безопасности региона Андрея Новоселова, параллельно с исследованием данных, полученных в местах работы крупнейших предприятий, исследуются выбросы вдоль оживленных автомагистралей. Специалисты Роспотребнадзора выезжают на предприятия с проверкой планов по сокращению выбросов в период НМУ. Уже побывали на Коркинском разрезе, ЧЭМК. К проверкам подключили передвижную лабораторию из Екатеринбурга. Проверять стали не только крупных промышленников, но и частные котельные, работающие на мазуте и угле, а также мебельные фабрики, использующие в работе фенол. Отрегулирована даже работа светофоров, что призвано сократить разгонный и тормозной пусть автомобилей, промышленным предприятиям рекомендовано ограничить движение машин в городской черте.

По мнению политолога Андрея Лаврова, экология стала главной «фишкой» послания губернатора заксобарнию, с которым он выступил на заседании в прошлый четверг, 26 февраля. Эксперт считает, что проблема смога возникла в городе далеко не вчера, а по-настоящему чистый воздух в промышленной столице Южного Урала был разве что в 30-х годах прошлого века. Особенно остро проблема с выбросами стала ощущаться в последнее время, количество обращений граждан выросло в разы, что политолог объясняет кризисом.

«Здесь две вещи – субъективная и объективная. Субъективно: мы стали требовательнее, сейчас нам нужно еще и качество жизни, и здоровье. Олигархи, владельцы «заводов, газет, пароходов» просто обнаглели, они чувствуют себя защищенными, кто их сейчас тронет? Они скажут: мы сейчас сократим персонал и перестанем платить налоги в бюджет. Кто может себе это позволить? Никто, – рассуждает Лавров. – Причем виноватым всегда остается губернатор, о чем он откровенно и говорит. Но что он может сделать? Росприродназдор и прочие ведомства – это федеральные структуры, подчиняющиеся Москве. По закону они все делают правильно и хорошо, но дышать нам все равно нечем».

На самом деле у губернатора есть экономические и политические методы воздействия на промышленников, считает политолог. Как правило, их бизнес диверсифицирован и включает не только промышленность, но и другие активы. Глава региона может воздействовать на таких бизнесменов экономически. Если промышленник будет обеспечивать нормальную экологическую обстановку, то сможет получить преференции в другом бизнесе (к примеру, строительстве ТРК). Политическое воздействие еще доступнее, считает эксперт, так как большинство крупных бизнесменов и члены их семей являются депутатами. «Только скажите, кто из них гадит, и этот человек никуда больше не пройдет и пролетит как фанера над Парижем», – резюмирует Лавров. О том, что промышленники могут получить определенные преференции, четко соблюдая экологическое законодательство, губернатор заявлял и на заседании экологического совета в конце февраля. «Двигайтесь к обществу, а мы посмотрим, как можно вам помочь», – сообщил глава региона.

И если предположения эксперта справедливы, то уже в самой обозримой перспективе можно говорить о появлении некоей – вероятнее всего все же неписанной – экологической хартии, в которой будут обобщены столь же негласные встречные обязательства власти и челябинской бизнес-элиты, которые позволят, пусть и на основе личных договоренностей, предотвращать экологические ЧП. При этом для многих очевидно, что существующее законодательство не позволяет эффективно наказывать промышленников за тот вред, который принадлежащие им предприятия наносят окружающей среде.

Пока же сами представители надзорных ведомств открыто заявляют, что не имеют каких-либо серьезных рычагов влияния на промышленников, а незначительные штрафы не заставляют руководство предприятий задуматься о наносимом экологии и жителям ущербе.

Вместе с тем, по мнению руководителя общественного фонда «За природу» Андрея Талевлина, даже при существующем законодательстве можно повлиять на уменьшение выбросов и «остановить беспредел».

«Даже существующий штраф в размере 250 тысяч, примененный в каждом случае, будет болезненным для крупных загрязнителей. К сожалению, и этот штраф никто не взыскивает, хотя это реально. На практике наказывается не юридическое лицо, а должностное (инженер-эколог), в размере 40–50 тысяч. А ведь существует еще и административная санкция – приостановление деятельности до 90 дней. Для Челябинской области это вообще экзотика, по моей информации к загрязнителям данной санкции не применяли», – пишет Талевлин. По мнению эколога, проблемы со смогом помогли бы решить реальный контроль планов по сокращению выбросов в период НМУ, возмещение вреда экологической среде и приостановка деятельности.

Отметим, что с нарастанием экологического кризиса в Сети начали активизироваться группы людей, недовольных сложившейся обстановкой. С начала недели в соцсетях появилось несколько пабликов на тему выбросов в Челябинске, численность которых достигает нескольких тысяч человек. В таких группах жителей областной столицы призывают жаловаться во все инстанции, подписывать петицию против загрязнения воздуха в Челябинске и всеми возможными способами привлекать к проблеме внимание журналистов. Редактор паблика «Выбросы в Челябинске» Дмитрий Рохмистров организовал сегодня, 5 марта, сбор подписей на площади Революции за проведение всесторонней экспертизы выбросов. Челябинские предприниматели разработали стикеры для автомобилей, призывающие бороться со смогом. Бизнесмен Александр Кайнов придумал наклейки с надписями: «Я за Челябинск без дыма! 112 звони!», «Даешь новые фильтры!», «Жителям чистый город!». Стикеры автор идеи пообещал раздать автовладельцам бесплатно.

Напомним, что неблагоприятные метеоусловия в Челябинске, по данным гидрометцентра, продержатся еще дней 5–7. Чтобы «город не задохнулся» вице-губернатор Олег Климов призвал промышленников снизить объемы производства на 15 % в период НМУ, а городские власти приняли решение о частичном ограничении движения грузового автотранспорта в городской черте. Информация о том, как и насколько промышленные предприятия сократили производство или выбросы в атмосферу, не распространяется. Сейчас исследованием проб воздуха занимается региональный Роспотребнадзор, в случае обнаружения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, к разбирательству с промышленниками подключится прокуратура.

Пока же в Сети множатся фотографии накрытого густым смогом Челябинска, и это сильно вредит имиджу региона, который через два месяца готовится принять чемпионат мира по тхэквондо.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях