Трагедия «путинской» Розы с переселением людей с бортов угольного разреза может повториться в 20 километрах от Челябинска
Трагедия «путинской» Розы с переселением людей с бортов угольного разреза может повториться в 20 километрах от Челябинска. Но первым в карьер провалится машиностроительный завод миллиардера из списка Forbes Анатолия Скурова. На днях в копейском карьере обвалилось семь метров грунта, а его дно постепенно наполняется водой. Ученые считают, что серьезной опасности обрушения пока нет, а региональные власти уверены, что заброшенный разрез необходимо рекультивировать. Эти работы оцениваются в 2,5 млрд рублей, и таких денег у правительства нет. Пока рабочая группа под руководством вице-губернатора Олега Климова ищет варианты, бывший управленец карьером – Челябинская угольная компания Константина Струкова отстранилась от решения проблемы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
История копейского разреза и одной из его крупнейших шахт – «Центральной» началась в 1932 году. Ее глубина составляла 450 метров, а проектная мощность – 800 тысяч тонн угля. Раньше шахта входила в состав ПО «Челябинскуголь», а после банкротства предприятия ее забросили, после чего шахтеры остались без работы и устраивали забастовки. По просьбе губернатора Челябинской области Петра Сумина созданная на базе ПО «Челябинскуголь» Челябинская угольная компания под руководством Константина Струкова взяла шахту и горное оборудование в управление.
Помимо нее ЧУК арендовала еще две копейские шахты – «Капитальную» (поселок Бажова) и «Комсомольскую» (поселок Старокамышинск). В 2005 году все три шахты были объединены в Копейское шахтоуправление. В том же году добыча бурого угля на «Центральной» прекратилась, оборудование демонтировали и подняли на поверхность. «Капитальная» шахта закрылась в 2009 году, а годом ранее ЧУК закрыла «Комсомольскую». Сейчас копейский карьер представляет собой яму глубиной порядка 100 метров и шириной три на полтора километра.
В отличие от двух других шахт, расположенных в поселках, «Центральная», о чем и говорит ее название, находится практически в середине города. Недавно в Копейск приезжала рабочая группа во главе с вице-губернатором Олегом Климовым. Выяснилось, что расположенному на краю карьера предприятию – Копейскому машиностроительному заводу угрожает опасность из-за проседания грунта карьера.
«Буквально полторы недели назад произошли подвижки грунта объемом 0,2 млн кубометров. Просело примерно 7,5 метров. Выехав на место происшествия, мы установили, что пока явных угроз нет, – рассказал «УралПолит.Ru» Олег Климов. – Нужно оценить сложившуюся ситуацию. Если Коркинский разрез до сих пор работает, и мы оцениваем его состояние, то с карьером в Копейске все не так однозначно. По мнению ученых, серьезной опасности обрушения нет. Тем не менее в 2016 году планируется провести буровые работы и оценить устойчивость краев карьера. Эти работы стоимостью 7,6 млн рублей согласился оплатить Копейский машзавод».
Добавим, что Копейский машиностроительный завод (бывший завод имени Кирова) в 2012 году купил совладелец «Уралкалия», президент «Сибуглемет» и член списка миллиардеров по версии русскоязычного Forbes – Анатолий Скуров. Специалисты оценивали сделку в 3–6 млрд рублей. В целом состояние Скурова оценивается почти в миллиард долларов, он находится на сотом месте рейтинга «Богатейшие бизнесмены России» 2015 года и занимает пост председателя совета директоров ОАО «Копейский машиностроительный завод». Сегодня предприятие – крупнейший в России производитель горной техники для подземной разработки месторождений угля, калийной руды и каменной соли. Завод выпускает более 50 видов оборудования, горнопроходческие комплексы, буровые установки и другую машиностроительную продукцию.
По словам вице-губернатора Климова, в перспективе под угрозой может оказаться и частный сектор, который расположен у края Копейского карьера. «В частном секторе проживают порядка 1200 человек, но он удален от края. В перспективе, если края начнут потихоньку осыпаться, то очередь дойдет и до жилых домов», – пояснил замгубернатора.
С учетом сложившейся ситуации оставлять все как есть, по мнению Олега Климова, недопустимо. Помимо исследований нужно заниматься и вопросами рекультивации копейского карьера. Рассматривается возможность включения этого объекта в федеральную программу ликвидации отложенного экологического ущерба. Восстанавливать карьер самостоятельно – затратно. По предварительным данным, эти работы оцениваются в 2–2,5 млрд рублей, что в условиях непростой экономической ситуации – неподъемная сумма для областного бюджета.
В мартовском интервью газете «Челябинский рабочий» главный горняк компании «Южуралуглепроект» (бывший Гипрошахт) Виктор Крюков уже поднимал проблему рекультивации Копейского карьера и его опасности для машиностроительного завода. Тогда он оценивал работы по его засыпке в четыре миллиарда рублей по состоянию на 2008 год. По словам Крюкова, миллиард обещала выделить Челябинская угольная компания. Региональные власти обращались к федеральным, но им сказали, что до 2020 года выделять деньги на Копейский карьер не планируется, так как есть множество других объектов, которым необходима рекультивация.
В то же время угрозу представляет и постепенное заполнение карьера водой. «Всероссийский научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (ВНИМИ) выдал заключение, что вода в Копейском карьере будет подниматься. Когда она достигнет горизонта 160 метров от уровня моря (это порядка 40 метров от поверхности), то произойдет соприкосновение с выходом угольного пласта. Станет возможным сползание пород по этому напластованию. Сейчас вода на отметке 150 метров, карьер уже становится аварийным», – рассказал изданию специалист.
Напомним, что в управлении Челябинской угольной компании Константина Струкова сейчас находится Коркинский разрез, на котором в 2012 году побывал премьер-министр Владимир Путин. После визита главы правительства на Южный Урал областные власти получили срочное поручение расселить жителей коркинского поселка Роза, чьи дома буквально сползали в угольный разрез. В отличие от Копейского карьера, в Коркинском еще ведутся работы, у предприятия есть заказы на 2016 года, потребителями угля выступают энергетические компании Южного Урала. Однако рано или поздно встанет вопрос о рекультивации этого крупнейшего в Европе угольного разреза. Ее оценивают в 15–20 млрд рублей. Как утверждает Олег Климов, маловероятно, что ЧУК найдет такую сумму на засыпку карьера.
Добавим, что в 2013 году Челябинскую угольную компанию по собственному заявлению в суд признали банкротом. В областном правительстве считают, что это могло быть сделано для того, чтобы не отвечать за накопленные проблемы Коркинского разреза. Прошлой зимой, когда над южноуральскиой столицей стоял густой смог с запахом гари, разрез был назван одним из загрязнителей воздуха.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях