«Я вам не подотчетна!» Новый уполномоченный по правам человека на Южном Урале взбунтовалась против депутатского контроля

Депутаты попали в неловкую ситуацию при попытке дать «отеческие наставления» омбудсмену

Процедура отбора и назначения нового уполномоченного по правам человека и правам ребенка на Южном Урале продолжает обрастать казусами и скандальными подробностями. После неудачной попытки администрации губернатора продавить на должность регионального омбудсмена совершенно непроходную кандидатуру первого заместителя прокурора области депутаты сегодня попытались «отыграться» на Маргарите Павловой. Ее назначение на ближайшем пленарном заседании – вопрос уже решенный. Между тем наблюдавший за ходом утверждения ее кандидатуры членами комитета по законодательству областного парламента журналист экспертного канала пришел к выводу, что надежды властей Южного Урала найти в Маргарите Павловой управляемую и полностью подконтрольную в противоположность конфликтовавшему с силовиками Алексею Севастьянову фигуру могут оказаться заблуждением. Ее соратником в «войне за независимость» может стать нынешний начальник детского омбудсмена области Павел Астахов. Подробности – в материале экспертного канала.

Сегодня стало известно, что новым уполномоченным по правам человека Челябинской области на ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания региона почти со стопроцентной вероятностью будет утверждена Маргарита Павлова. Неожиданностей не предвидится, что и подтвердило сегодняшнее заседание комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Законодательного собрания Челябинской области, члены которого единогласно поддержали кандидатуру Маргариты Павловой. Представлять ее не пришлось.

«Мы все ее хорошо знаем», – отозвался о Маргарите Павловой председатель комитета, вице-спикер заксобрания Анатолий Брагин. Как показалось журналисту «УралПолит.Ru», не все депутаты оказались достаточно хорошо осведомлены по поводу того, с чем связано отсутствие в повестке дня кандидатуры Владимира Можина, внесенной губернатором в сентябре. «А как же Можин?», – спросил полушепотом у председателя комитета один из депутатов. Кажется, это был бывший глава Снежинска Вадим Абакулов. Невнимательному депутату пояснили, что первый заместитель прокурора области снял свою кандидатуру.

Действительно, в СМИ прокурор заявил, что посоветовался с женой и решил отказаться от карьеры уполномоченного в пользу продолжения работы в надзорном ведомстве. На самом деле, как сообщил источник «УралПолит.Ru» из окружения силовика, Владимир Можин просто не прошел согласование у уполномоченного по правам человека РФ Эллы Памфиловой, которая, вероятно, сочла, что многолетний опыт работы в стоящей на защите интересов государства прокуратуре – это прямо противоположное тому, чего ждут от омбудсмена, которому приходится защищать права граждан (и несовершеннолетних также) перед лицом государства. В итоге Владимиру Можину позволили, сохранив лицо, снять свою кандидатуру «по собственному желанию».

Работающая с 2010 года в должности уполномоченного по правам ребенка Челябинской области Маргарита Павлова оказалась в этой ситуации компромиссной для региональных властей фигурой.

Говорят, Владимир Можин отказался от карьеры уполномоченного вовсе не по собственному желанию

Впрочем, федеральный детский омбудсмен Павел Астахов тогда же достаточно критично отозвался о внесении кандидатуры Павловой, заявив, что заменить ее в качестве детского уполномоченного будет непросто. Федеральные СМИ, цитируя Астахова, заявляли, что он не очень доволен инициативой, которая не была согласована лично с ним.

Стоит напомнить, что ныне пока еще занимающий кресло регионального уполномоченного по правам человека Алексей Севастьянов явно не устраивал именно представителей силового блока: он часто критиковал областные правоохранительные органы и инициировал расследования их деятельности. Более всего доставалось ГУ ФСИН и МО, с которым Севастьянов даже судился. Вероятно, по этой причине депутаты сразу же попытались «договориться по-хорошему» с новым омбудсменом, предложив ей иные правила игры.

«Считаете ли вы, что необходимо разработать индикативные показатели работы уполномоченного, по которым бы он отчитывался перед законодательным собранием?» – без обиняков предложил Павловой депутат Сергей Евстигнеев. Ответ оказался неожиданно жестким: «Сразу поясню: уполномоченный не подотчетен никому. Он действительно ежегодно выступает перед заксобранием с докладом о положении с правами человека в регионе, но прошу вас учесть, это именно доклад, а не отчет».

Но и это было еще не все. Валерий Филиппов, также избранный от ЕР, попросил Павлову более компромиссно решать вопросы с военными. «Вы же помните ситуацию с летной частью, которую перебазировали в Челябинск, – обратился он к будущему омбудсмену. – У меня складывалось такое впечатление, что Севастьянов хотел просто закрыть этот аэродром. Вы, пожалуйста, с нами советуйтесь, когда захотите кого-нибудь «скушать». Депутат привел пример из личного опыта. Мол, базирующиеся на аэродроме «Упрун» в Увельском районе военные самолеты летают не где-то в стороне, а проносятся прямо над домом, в котором проживает Валерий Филиппов. «Но мы же с пониманием относимся», – сказал он, напомнив собравшимся о патриотизме.

Реплика не произвела ожидаемого впечатления на Павлову, которая заявила, что внимание уполномоченного к базирующейся в Челябинске летной части было связано с очень большим числом жалоб жителей на рев низко пролетающих боевых машин.

Рассмотрение кандидатуры на должность уполномоченного по правам ребенка прошло более спокойно. Вопреки слухам о том, что освобождаемое Павловой кресло уполномоченного по правам ребенка займет экс-депутат гордумы Челябинска Наталья Баскова или председатель Союза журналистов области Ольга Давиденко, на этот пост была рекомендована начальник управления социального развития областного минсоцотношений Ирина Буторина.

На пост регионального уполномоченного по правам ребенка рекомендована Ирина Буторна

Далее депутатам предстояло рассмотреть формальные по сути поправки в региональное законодательство о статусе уполномоченных по правам человека, ребенка и по правам предпринимателей.

В случае утверждения, как это сегодня было предложено, сразу в трех чтениях, внесенных губернатором законопроектов, все три уполномоченных станут равны друг другу по статусу. Сегодня, к примеру, «детский» уполномоченный формально является заместителем «взрослого» омбудсмена, что плохо отражается на его авторитете. Например, по словам Маргариты Павловой, еще некоторое время назад у десткого омбудсмена не было своих… фирменных бланков, а вся официальная переписка велась на бланках уполномоченного по правам человека Челябинской области. А впрочем, на депутатов большее впечатление произвели слова, что расходы бюджета на обеспечение деятельности института уполномоченных, возможно, даже уменьшатся в случае принятия предложенных законов.

Дело в том, что аппарат у уполномоченных, включая бизнес-омбудсмена, теперь будет один: единый государственный орган будет обеспечивать работу всех трех региональных омбудсменов.

«К сожалению, этот законопроект не обсуждался с нами», – призналась Маргарита Павлова. И получила неожиданную поддержку со стороны члена комитета Валихана Тургумбаева. «Я вижу лицо Павловой, будущего уполномоченного по правам человека, и вижу, что она не знакома с законопроектом, – заявил депутат. – Считаю, что это неправильно. Нужно дать ей возможность познакомиться с документом». Так Тургумбаев обосновал свое решение воздержаться при голосовании. Разумеется, оставшиеся члены комитета проголосовали за.

Справка «Уралполит.Ru»: сколько бюджет тратит на уполномоченных

Алексей Севастьянов, уполномоченный по правам человека, по итогам 2014 года заявил доход в размере 2 763 567,98 рубля. Доход Маргариты Павловой, уполномоченного по правам ребенка, почти такой же – 2 489 443,51 рубля. Иных доходов, кроме официальной заработной платы госслужащего, оба омбудсмена не показывают.

Южноуральские уполномоченные имеют общий аппарат, что позволяет, как подчеркнули в пресс-службе, экономить бюджетное финансирование. Общая численность аппарата – 20 человек. При этом руководитель казенного учреждения «Аппарат уполномоченного по правам человека в Челябинской области» является госслужащим.

Основу аппарата уполномоченного составляют юрисконсульты.

Бюджетные расходы на содержание аппарата в 2015 году были утверждены на уровне прошлого года и составили 20 млн рублей. В апреле было принято решение в рамках общего сокращения расходов на содержание госаппарата секвестировать бюджет аппарата омбудсменов на 10 %, таким образом, он был уменьшен до 18 млн рублей.

Кроме того, есть аппарат общественных помощников уполномоченного в муниципальных образованиях. Число их за последние годы несколько снизилось, сегодня это 5–10 человек. Эти люди ведут прием граждан на местах. Расходов по содержанию общественных приемных аппарат УПЧ не несет. В большинстве случаев общественные помощники используют для приема граждан приемные ЕР или иные помещения, которые предоставляются местными администрациями на безвозмездной основе.

Величина задекларированного годового дохода Александра Гончарова, уполномоченного по правам предпринимателей Челябинской области, по итогам 2014 года – 16 593 442,43 рубля. При этом известно, что на долю заработной платы приходится примерно 3 млн рублей, прочее – доходы от предпринимательской деятельности.

Численность аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области составляет шесть человек, в том числе трое – на государственной гражданской службе (юристы), трое – технические специалисты. Институт общественных помощников представлен в каждом из 43 муниципальных образований области. Кроме 43 общественных помощников в территориях деятельность омбудсмена на общественных началах обеспечивают также 17 отраслевых помощников.

Информацию о расходах на содержание аппарата уполномоченного сотрудники не раскрывают.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях