«Не умеем подать как надо». Надежды на Челябинский метеорит не оправдали ожиданий бизнеса

Ажиотаж вокруг метеоритной темы постепенно сходит на нет

Такое неординарное событие, как падение метеорита, при должной раскрутке могло превратить регион в место паломничества туристов, интересующихся космической тематикой. Однако пока заработать на подарке небес удалось разве что предпринимателям, выпускающим сувенирную продукцию.

Два года назад над Южным Уралом пронесся метеорит. Выбив окна в учреждениях и жилых домах Челябинска, небесное тело упало в озеро Чебаркуль. Такое неординарное явление при должной раскрутке могло превратить регион в место паломничества туристов, интересующихся космической тематикой. Однако этого не произошло. Пока заработать на подарке небес удалось разве что предпринимателям, выпускающим сувенирную продукцию. В том, что и как изменилось с 2013 года, разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».

Одними из первых известие о космическом госте решили коммерциализировать предприимчивые южноуральцы. Практически сразу же после падения метеорита на сервисе Avito появились объявления о продаже небесного тела по цене от 500 до 5000 рублей за грамм. При этом подлинность выставляемых кусочков документально не подтверждалась, предлагалось поверить продавцу на слово. Сейчас на Avito можно найти с десяток объявлений с предложением купить осколок метеорита. Крупные кусочки весом около 60 граммов продают за 30 000 рублей. Можно купить и магнитики, «изготовленные из челябинского дерева людьми, которые пережили падение метеорита», по 90 рублей за штуку и сувенирные монеты.

Подзаработать на славе челябинского метеорита решили златоустовские граверы, выпустившие одноименный сувенир из дерева венге, никеля и золота в 2013 году. Как рассказал «УралПолит.Ru» гендиректор златоустовской компании «АиР» Владимир Герасимов, идея использовать метеорит в изделиях появилась еще до падения небесного тела. В 2012 году на одной из выставок руководитель компании купил кусочек Сихотэ-Алинского метеорита. По словам Герасимова, сувенир «Метеорит» пользуется большой популярностью. Компания изготовила уже порядка тысячи таких сувениров, основные покупатели – жители Челябинской области. Еще одно метеоритное изделие – сувенирный нож «Таимба», который изготавливается на заказ. Рукоятка ножа выполнена в виде руки, которая держит кусочек метеорита «Чебаркуль». Оригинальный сувенир заказывают не только южноуральцы, но и жители других регионов.

Одними из первых предпринимателей, решивших официально заработать на метеорите, стали уральские кондитеры. Ассортиментный ряд в добавок к выпускаемому с советских времен «Метеориту» должны были пополнить Уральский, Челябинский, Чебаркульский и Загадочный метеориты. Соответствующие заявки на регистрацию товарных знаков поступили в торгово-промышленные палаты вскоре после падения небесного тела. Среднеуральская шоколадная фабрика «Шерлок» в 2013 году выпустила шоколадные конфеты «Уральский метеорит», правда купить их можно было в соседней Свердловской области, где и расположена кондитерская фабрика. Через год «Южуралкондитер» тоже выпустил конфеты в коробках, правда назывались они «Челябинский метеорит». 

Среди обсуждаемых новостей 2013 года – создание духов с ароматом небесного тела. Руководитель миасской «Мастерской необычных решений» Сергей Андреев вскоре после падения метеорита запатентовал запах метеорита. Мастерская выпустила аромат «Челябинского метеорита» с нотками озона, металла и камня, а также запах «Чебаркульского метеорита», изготовленный после изучения фрагмента настоящего метеорита. Сергей Андреев в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» признался, что былой ажиотаж вокруг метеоритной тематики уже утих. Сейчас компания производит в 10 раз меньше продукции, чем после падения небесного тела. «Сейчас изделия покупают существенно реже. Периодически отправляем заказы в Америку и Европу. На мой взгляд, чем ярче первый всплеск, тем медленнее все развивается. Сейчас тема поутихла. У нас были идеи выпускать крем с ароматом метеорита для суровых уральских мужиков, но потом мы от этой затеи отказались, так как это не совсем наша специфика», – рассказал Андреев. 

Популяризировать метеорит не только с помощью научных трудов, но и бизнес-идеи попытался астрофизик, выпускник ЧелГУ Николай Горькавый. Ученый предложил построить в Челябинске отель «Метеорит». По мнению Горькавого, оригинальная гостиница, построенная по принципу вантового моста с двумя подвесными пролетами, могла бы стать брендом южноуральской столицы и помочь в развитии туризма. Правда, пока идея так и осталась невоплощенной. «Туризм – это живые деньги для развития региона, это та область экономики, о которой многие города только мечтают, но ничего сделать для приманивания капризных туристов не могут. Челябинск же, благодаря метеориту, может привлечь к себе десятки тысяч туристов со всего мира – я уверен в этом. Осталось только грамотно помечтать и воплотить эти мечты в неудержимо привлекательную реальность», – написал Горькавый в своем блоге. 

Впрочем, с превращением Челябинска или Чебаркуля в туристическую мекку дело не заладилось. По словам мэра Чебаркуля Андрея Орлова, тема должным образом не подогревалась, и интерес к ней постепенно угас. «Наверное, мы как-то не так используем событие вселенского масштаба, не умеем правильно его подать. Туризм – это же целая наука. Пока, видимо, есть более важные проблемы. Конечно, метеорит помог Чебаркулю в плане известности. Метеоритная тематика получила широкое распространение, предприниматели начали выпускать кружки, магниты, медали и монеты с метеоритом. Один из местных активистов Николай Мельников установил на берегу озера, где он живет, стелу. Периодически к нему приезжают люди», – рассказал Андрей Орлов. По словам мэра, администрация города высылала сценарий о метеорите на канал Discovery, однако ответа до сих пор не получила. Зато в распоряжении мэрии имеется документ о том, что одна из малых планет Солнечной системы названа Чебаркулем.

Падение метеорита повлияло не только на людей с коммерческой жилкой, но и нашло отражение в творчестве южноуральцев. День 15 февраля 2013 года на своей картине запечатлел челябинский художник Альберт Растяпин, упоминать которого в СМИ стали гораздо чаще после того, как он представил публике знаменитый триптих. Впрочем, как признается художник, после метеоритной славы его жизнь не изменилась. «Изменений не произошло. Картины мои как не продавались, так и не продаются. Предложения об участии в выставках мне приходят так же регулярно – раза два-три в месяц. Мои работы и раньше по новостям показывали, но не называли имя. Многих интересует вопрос, как у меня продаются картины. Отвечу откровенно – никак. Продать их можно, но не в Челябинске. Здесь люди мало покупают картины. На материалы – холсты и краски – трачу часть своей зарплаты. Сейчас ищу меценатов для создания большого полотна на тему битвы за Донбасс, но пока безрезультатно», – рассказал «УралПолит.Ru» Альберт Растяпин. 

Несомненно есть и те, кому падение метеорита сыграло на руку. Так, по данным Челябинского краеведческого музея, экспозиция небесного тела пользуется большой популярностью и у челябинцев, и у гостей города. Только в 2014 году выставку посетили почти 100 тысяч человек. Среди гостей, посмотревших на небесное тело: музыкант Борис Гребенщиков, дрессировщик Эдгард Запашный, актриса Ирина Муравьева, московский протоиерей Артемий Владимиров, космонавты Георгий Гречко, Максим Сураев, Олег Артемьев, Андрей Бабкин и другие. Кстати, ко второй годовщине падения болида в музее открылась выставка метеоритов Урала и России, где представлены фрагменты небесных тел, найденных на Земле в разное время.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров