Магнитогорский металлургический комбинат второй год подряд увеличивает отгрузку судостали. При этом всего на долю ММК приходится до 50 % отгрузок российским судостроителям.
Магнитогорский металлургический комбинат второй год подряд увеличивает отгрузку судостали. При этом всего на долю ММК приходится до 50 % отгрузок российским судостроителям. Ключевым потребителем Магнитогорского металлургического комбината является ОСК, которая реализует масштабные проекты по строительству атомных и дизель-электрических ледоколов. По словам экспертов, у комбината есть все шансы нарастить объемы отгрузки предприятиям судостроительной отрасли. Подробности – в нашем материале.
В 2014 году отгрузка металлопродукции судостроительным компаниям на ММК выросла на 37 % и составила 78 тысяч тонн. В прошлом году этот показатель вырос на 11 % и достиг 86 тысяч тонн. Основные потребители ММК – предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Окская судоверфь», ОАО «Судостроительный завод «Красные баррикады». Ключевой покупатель магнитогорской судостали – «Объединенная судостроительная компания» (ОСК), с которой в 2011 году был заключен меморандум о стратегическом сотрудничестве.
«Российский рынок сталей судостроительного назначения имеет относительно небольшую емкость, которую по итогам прошлого года можно оценить примерно в 170–175 тыс. т. Доля же ММК на нем равна примерно 50 %, однако ММК наращивает отгрузки данной продукции из года в год», – говорит заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов.
Если в целом ММК снизил производство стали в 2015 году на 6,1 % (с 13 млн тонн в 2014 до 12,2 млн тонн), то по толстопрокатной стали (толстый лист – Стан 5000), в том числе используемой в судостроении, компания показала прирост отгрузки на 3,1 % до 953 тыс. тонн по сравнению с 924 тыс. тонн годом ранее, сообщает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Особенно это заметно по сравнению с «Северсталью» – основным конкурентом магнитогорского комбината. «Северсталь» в прошлом году нарастила продажи стальной продукции на 4 %, при этом снизив отгрузку толстолистового проката на 15 % (с 840 до 713 тыс. тонн, – уточняет эксперт. – При этом нужно оговориться, что поставки для судостроительной отрасли – это лишь небольшая доля производства ММК, они составляют менее 10 % от объемов производства толстого листа, основными потребителями которого являются трубные заводы (ЧТПЗ, ОМК, ТМК). Зато для судостроителей ММК является главным поставщиком, покрывая более половины спроса на прокат».
Продукция ММК используется при строительстве крупных судов на верфях ОСК: атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика» и «Сибирь», многофункционального линейного дизель-электрического ледокола проекта 22600 «Виктор Черномырдин», дизель-электрического ледокола проекта Aker ARC 130 А и других. ММК успешно сотрудничает с Объединенной судостроительной компании в области строительства современных ледоколов. Магнитка поставляла сталь для дизель-электрического ледокола «Владивосток». Магнитка – основной поставщик судостали для ледоколов, строящихся на Балтийском заводе. Атомный ледокол «Арктика» мощностью 60 МВт должен выйти на ходовые испытания в 2017 году. Ледоколы такого типа способны преодолевать льды толщиной до трех метров, что позволит использовать «Северный морской путь» практически круглый год и доставлять углеводороды с самых северных месторождений.
Магнитогорский металлургический комбинат стал ключевым поставщиком металла для будущего дизель-электрического ледокола проекта Aker ARC 130 А. Два ледокола, которые смогут преодолевать льдины толщиной до двух метров и непрерывно работать при температурах до минус 50 градусов по Цельсию строит «Выборгский судостроительный завод». Ледоколы будут использоваться на полуострове Ямал для проводки танкеров, помощи при проведении швартовных, погрузочных, спасательных операций, буксировки судов, ликвидации разливов нефти и тушения пожаров.
В мае 2015 года на Балтийском заводе был заложен первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь». Строится самый большой в мире дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Судосталь для этих проектов также поставляет ММК.
«Выпуск судостроительной стали в России имеет неплохие перспективы, учитывая, что ее ввоз из-за границы сократился до минимума, если вообще не сошел на нет, – уточняет Леонид Хазанов. – Это связано, в частности, с девальвацией российского рубля и проблемами в черной металлургии Украины – основного импортера судостроительной стали на российский рынок. Однако не стоит забывать, что емкость отечественного рынка судостроительной стали не такая уж большая, по сравнению, скажем, с рынком оцинкованного и окрашенного проката. Кроме того, к стальной продукции, используемой в судостроении, предъявляются достаточно жесткие требования в силу того, что она должна «работать» в довольно агрессивных условиях, начиная от солености и влажности и заканчивая низкими температурами. Поэтому и делать судостроительную сталь требуемого качества сможет далеко не всякое металлургическое предприятие».
Судостроение долгое время отставало в развитии, потеряв свое значение со времен распада СССР, говорит аналитик «Финам» Алексей Калачев. По его словам, в стране почти не производятся речные суда, да и морских гражданских судов производится мало, преимущество отдается зарубежным верфям. Оживление последних нескольких лет, связанное, прежде всего с выполнением оборонных заказов, создает перспективу расширения рынка судостроительной стали.
Возможности производства судостали на ММК расширились после ввода в строй в 2009 году толстолистового Стана 5000. Комплекс по производству толстолистового проката ОАО «ММК» способен производить судосталь, в том числе для российского ВМФ, танкеров, современных судов ледового класса. Судосталь, выпускаемая на стане 5000, сертифицирована классификационным обществом Bureau Veritas (Франция), Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром, ABS (American Bureau of Shipping), Lloyd Register, норвежским классификационным обществом Det Norske Veritas, немецким классификационным обществом Germanischer Lloyd.
«На Магнитогорском металлургическом комбинате работает Стан 5000, предназначенный для выпуска толстолистовой стали для труб большого диаметра. Так как магистральные трубопроводы «Северный поток» и «Южный поток» заморожены, то высвобождающиеся мощности стана направляются на производство судостроительной стали, – говорит завкафедрой промышленного менеджмента НИТУ «МИСиС», профессор Юрий Костюхин. – ММК – самый удобный с точки зрения логистики металлургический завод, для поставки судостали во Владивосток, где находятся наиболее крупные российские судостроительные заводы. Ни «Северсталь», ни ОМК не обладают таким удобным транспортным плечом, поэтому Магнитогорский комбинат наращивает объемы производства судостроительной стали».
При этом эксперты считают, что в 2016 году у ММК есть шансы снова нарастить объемы отгрузки судостроительной стали. «ММК имеет хорошо налаженные деловые связи с отечественными верфями и вдобавок в России реализуется или планируется ряд проектов строительства новых судов гражданского и военного назначения», – считает Леонид Хазанов.
По словам Алексея Калачева, продолжение тенденции на рост будет зависеть от потребностей оборонной промышленности. «После объединения всех верфей в ОСК государство фактически полностью монополизировано судостроение. Тем самым оно спасло отрасль от окончательной деградации, и постепенно наращивая объемы государственного финансирования через оборонный заказ, обеспечивает ее развитие. На предприятиях ОСК в 2015 было заложено строительство порядка 10 атомных подводных лодок. Имеются планы по строительству в 2016 году нескольких исследовательских судов. Если в 2016 году не произойдет сокращения коммерческих и государственных заказов в связи с финансовыми трудностями, то можно надеяться на продолжение роста спроса на судостротельные стали», – резюмирует эксперт.
Профессор Юрий Костюхин полагает,что если в ближайший год экономическая и политическая ситуации будут складываться таким же образом, вполне вероятно, что ММК будет и дальше увеличивать объемы производства стали для судостроительной отрасли.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях