«Налицо конфликт министерства и Росавиации». Единственная частная авиашкола под угрозой закрытия

Самолет ЧЛУГА
Росавиация признала недействительными программы обучения частных пилотов. Такой вывод можно сделать из телеграммы ведомства, направленной в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). Это вызвало негодование среди летчиков, которые получили лицензии: по версии экспертов, права управления воздушным судном могут лишиться порядка 5 тысяч пилотов.

Росавиация признала недействительными программы обучения частных пилотов. Такой вывод можно сделать из телеграммы ведомства, направленной в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). Это вызвало негодование среди летчиков, которые получили лицензии: по версии экспертов, права управления воздушным судном могут лишиться порядка 5 тысяч пилотов. Впрочем, Росавиация сделала успокаивающее заявление: те, кто уже прошел обучение, лицензии не потеряют. Эксперты утверждают, что действия Росавиации направлены против ЧЛУГА, единственной частной летной школы в России. А представители училища обвинили чиновников Росавиации в коррупции. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Вчера, 23 августа, в соцсетях была опубликована копия телеграммы Росавиации, адресованной начальнику авиационного учебного центра ЧЛУГА Александру Матусевичу. Из телеграммы следует, что будут аннулированы программы, принятые до августа нынешнего года. Пилоты и эксперты расценили это как уничтожение программы частного обучения пилотов и предположили, что такие действия Росавиации приведут потере лицензии у нескольких тысяч российских пилотов.

В этот же день Росавиация опубликовала развернутый пресс-релиз, в котором заявила, что «информация о планируемом аннулировании пилотских свидетельств у летчиков, которые ранее прошли обучение на пилотов по утратившей силу программе подготовки, не соответствует действительности, а подготовка пилотов, осуществлявшаяся на период действий «старых» программ, до августа 2017, является легитимной, никаких оснований для аннулирования пилотских свидетельств нет».

Кроме того, в ведомстве заявили, что образовательными организациями гражданской авиации, подведомственными Росавиации, была разработана и одобрена новая «Примерная программа учебной и производственной практики подготовки коммерческих пилотов гражданской авиации».

«Новая Примерная программа была утверждена Федеральным агентством воздушного транспорта 21 марта 2017 года, и предназначена для реализации в подведомственных Росавиации образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, а также может использоваться в качестве примерной рабочей программы практики в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования», – говорится в тексте.

В ЧЛУГА работают опытные инструкторы, училище закупило итальянские цельнометаллические самолеты, обеспечивающие полную безопасность учебного процесса, будущие пилоты получают навык самостоятельного налета, в отличие от многих других учебных заведений. С августа 2016 года у учебного заведения начались неприятности. Руководство летного училища упрекнули в том, что обучение ведется без сертификата, ссылаясь на «Требования к образовательным организациям».

Можно предположить, что конфликт между ЧЛУГА и Росавиацией, вероятно, возник из-за образовательных программ. По сути, Росавиация, как монополист, пытается выдавить с рынка единственную частную авиашколу, которая готовит пилотов дешевле и качественнее государственных образовательных учреждений, считают эксперты.

Замдиректора ЧЛУГА Сергей Хатунцев устверждает, что телеграмма, высланная Росавиацией, вообще не имеет юридической силы.

«Телеграммой, без экспертизы Министерства юстиции, отзывается утверждение программ для конкретного образовательного учреждения, – цитирует Хатунцева пресс-служба ЧЛУГА. – Таким образом, телеграмме придаётся статус нормативно-правового акта, который ещё и наделяется обратной силой в нарушение фундаментальных принципов юриспруденции. В Российской Федерации, согласно статье 85 ФЗ-273, подготовка специалистов авиационного персонала ведётся на основании Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), утверждённых Министерством образования».

Далее Хатунцев приводит данные по длительности учебной программы и ее модулях, которые непосредственно задают нормативы по образовательной программе для любых образовательных учреждений данного профиля:

«Так, ФГОС среднего профессионального образования (далее – СПО) 25.02.04 «Лётная эксплуатация летательных аппаратов» содержит в себе как неотъемлемую часть программы 1132 часа в четырёх профессиональных модулях, там же предусмотрена учебная лётная практика (с общим учитываемым налётом в 150 часов). Программа дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) содержит в себе 1060 часов в четырёх профессиональных модулях и также предусматривает 150 часов учебной лётной практики. Если лицо обучалось по программе ФГОС СПО, оно заканчивает профессиональные модули и лётную практику, которые являются неотъемлемой частью ФГОС СПО, получает диплом об образовании и квалификации, как специалист среднего звена. Если лицо обучалось по программе ДПО, он заканчивает также профессиональные модули и лётную практику, получат диплом о квалификации, как переподготовленный на базе ранее имевшегося профессионального образования специалист. Затем эти лица в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2013 г. N 670 (далее - ПП-670) проходят процедуру соответствия для получения свидетельства пилота».

По мнению Сергея Хатунцева, «очевиден конфликт интересов между Министерством транспорта, Росавиацией и Министерством образования, имеет место возможность коррупционных проявлений: Росавиация пытается сосредоточить в своих руках и утверждение программ, и сертификацию учебных центров, и освоение бюджетов на подготовку специалистов авиационного персонала, а также сохраняет по подведомственности в сфере своего влияния все государственные учебные заведения гражданской авиации».

Пилот, руководитель профсоюза авиации общего назначения, доктор юридических наук Вадим Цыганаш считает, что государством разрушено то, что создавалось последние 15 лет.

«Мировая практика такова, что от легких самолетов пилоты переходят к крупным, – заявил корреспонденту «УралПолит.Ru» эксперт. – Это дает хороший опыт. А у нас делают все наоборот, учат операторов самолетов, не имеющих большой летной практики. Боюсь, это скажется на безопасности. В июле мы обратились в совет по правам человека при президенте. Скоро вопрос о подготовке пилотов гражданской авиации будет рассмотрен на совете. Надеюсь, мы найдем поддержку».

Комментируя дальнейшую судьбу челябинского летного училища, Вадим Цыганаш предположил, что школу постигнет такая же участь, как и другие центры подготовки пилотов.

«Стыдно сказать, что в стране, где пилоты становятся чемпионами мира и Европы, на эти же типы воздушных судов (планер, сверхлегкие воздушные суда) прекращена подготовка в течение последних двух лет, а пилоты-рекордсмены Книги рекордов Гиннеса, цвет авиации, осуждены и по-прежнему осуждаются уголовными судами за ненадлежащее оказание услуг просто потому, что за 20 лет регулятор так и не дал объяснение, что является надлежащим оказанием услуг, – рассказал он «УралПолит.Ru». – Вся частная авиация лишена легальности и экономической базы для развития. ЧЛУГА, как центр, обладающий лучшими в стране компетенциями для того, чтобы стать мостиком между частными и коммерческими пилотами, позволяющий реализовать частную инициативу от полетов «для себя» до полетов на благо жителей страны и ее экономики, к сожалению, попал в ситуацию, когда свобода частной инициативы признается небезопасной».

При этом, летчик сравнивает этот сегмент авиации с такси, когда в России упустили тренд, а в США на этом сегменте делают миллиардные компании.

«Наша страна уже сталкивалась с аналогами этой истории, когда пытались запрещать частные такси. Сегодня все такси частные, к нам пришел Uber. Поэтому изменения на рынке авиации неизбежны, особенно в сегменте подготовки пилотов легкой и сверхлегкой авиации. Вот этот сегмент способен генерировать миллиардные прибыли в США доходы в американский бюджет этого сегмента авиации больше, чем налоговые отчисления фирмы Boeing. Пилоты, будучи в подавляющем большинстве патриотами своей страны, беспокоятся о том, что время уходит на запреты, ограничения и прекращение развития, создание конкурентно способной системы управления, гарантирующей развитие и доминирование русской авиационной школы».

Добавим, что на 30 августа назначен суд, который определит дальнейшую судьбу учебного заведения. «УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.

Отметим, что ранее в федеральной повестке всплыла тема о переходе сотен российских высокопрофессиональных пилотов в китайские авиакомпании. Причиной ухода летчиков стали условия труда и низкий, по мировым стандартам, уровень оплаты труда. 

Василий Гордиенко

Места:

Нашли ошибку? выделите и нажмите Ctrl+Enter

Версия для печати:

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...