Евгений Тефтелев: «Я такой человек, что мне важно взаимопонимание с губернатором»

Глава Челябинска дал интервью «УралПолит.Ru» ответил на вопросы читателей

В интервью ИА «УралПолит.Ru» челябинский градоначальник рассказал о том, какое финансовое наследие оставили ему предшественники, почему он остается оптимистом и не разделяет чемоданные настроения, что принесет муниципалитету проведение саммитов ШОС и БРИКС и почему он не будет просить у губернатора ломать существующую схему распределения доходов в пользу крупных муниципалитетов. В ходе беседы Евгений Николаевич Тефтелев нашел возможность ответить также на вопросы читателей нашего информационного агентства.

Не секрет, что в разнообразных рейтингах СМИ и различных исследовательских центров Челябинск зачастую занимает не самые привлекательные позиции. Вот, к примеру, в рейтинге комфортности среди 300 крупнейших городов России нам отвели лишь 220-е место. Областной центр подкачал прежде всего по таким параметрам, как ЖКХ, экология, чистота, транспорт и стоимость жизни. Скажите, вас огорчают такие оценки?

Я стараюсь отслеживать, что пишут о Челябинске в СМИ. Даже нелицеприятные отзывы. Конечно, обращаю внимание на публикуемые рейтинги. Но давайте говорить честно: рейтинг рейтингу рознь. Зачастую показатели – вот, к примеру, те, о которых упоминаете вы – совсем не соответствуют той информации, которая есть на руках у меня.

С другой стороны, я вижу рейтинги, в которых наш город выглядит очень неплохо в качестве одного из самых перспективных и привлекательных для жизни мегаполисов.

К примеру, с точки зрения туризма Челябинск становится все более интересен: нам есть что показать. Особенно приятно говорить об этом в год 280-летия.

Если бы Челябинск был некомфортным, к нам бы и не ехали. Но происходит-то все с точностью наоборот. Два года назад, когда я начинал работать главой города (утвержден главой администрации Челябинска 23 декабря 2014 года депутатами городской думы Челябинска – прим. ред.), население Челябинска составляло 1 млн 150 тысяч, сегодня в городе – 1 млн 192 тысячи жителей. Вот вам и ответ на вопрос о том, насколько Челябинск является комфортным для проживания городом. Я жду, что скоро мы перешагнем порог один миллион двести.

Население города растет по двум причинам. Во-первых, рождаемость превышает смертность. И это сама по себе очень позитивная тенденция. Вторая причина – миграция. Мало регионов, где регистрируется такая тенденция.

Но Челябинск растет в том числе и за счет соседних муниципалитетов.

Да, растет и, вероятно, будет расти за счет присоединения новых микрорайонов, расположенных сегодня на территории Сосновского и Красноармейского районов.

Означает ли это, что границы города будут меняться?

Да, это весьма вероятно. Челябинск строится прежде всего в направлениях Сосновского и Красноармейского районов. Такая тенденция, думаю, сохранится на ближайшие годы.

В СМИ крайне популярна тема присоединения Копейска. Это возможно, на ваш взгляд?

В рамках агломерации мы и сейчас тесно работаем с Копейском. Наши два города всегда были тесно связаны. И об этом позаботились люди, которые работали до нас. Недаром существовала даже трамвайная линия, которая связывала два города. И кстати, идея восстановить такую линию рассматривается.

Что касается присоединения, то это достаточно сложный процесс. Чтобы это произошло, нужно волеизъявление копейчан: референдум. Кроме того, это потребует изменений в том числе в паспортах у граждан. Работы много. Но я не считаю для себя эту тему закрытой. Она обсуждалась прежде, она обсуждается, она будет обсуждаться и в ближайшие время.

Транспортная реформа в Челябинске – одна из самых обсуждаемых среди горожантем. Когда будет разработана новая транспортная схема Челябинска? И удастся ли полностью уйти от маршрутных такси, как это произошло, допустим, в Казани?

Наша цель – вернуть приоритет муниципальному транспорту, и прежде всего трамваю и троллейбусу. Все предпосылки у Челябинска для этого есть. Исторически сложилось так, что сеть трамвайных путей связывает центр и самые отдаленные районы. Подобный подход – идеальный и с экологической точки зрения.

Но это именно то, о чем городские власти говорят на протяжении нескольких последних лет. Между тем доля муниципального транспорта только снижается. Как вам удастся переломить ситуацию?

Изменения уже есть. Если два года назад доля муниципального транспорта составляла 20 %, то сегодня мы довели ее до 30 %. Разве это не результат? И мы чувствуем это по финансовому состоянию муниципального транспорта. То, к чему мы стремимся – довести соотношение муниципального и частного общественного транспорта до соотношения 50 на 50.

Действовать будем через конкурсные процедуры. Очевидно, что некоторые направления – назовем их коммерчески привлекательными – сегодня перегружены, другие, напротив, недооценены. В ходе конкурсной процедуры предстоит определиться, кто будет операторами этих маршрутов и каковы приоритеты. Стоит задуматься о том, чтобы на некоторых улицах – к примеру, улице Цвиллинга – вообще ограничить возможность движения некоторых видов транспорта, оставив, скажем, только трамвай.

Убрать ли полностью с улиц частные маршрутные такси? К сожалению, на настоящий момент в бюджете не хватит денег для того, чтобы профинансировать приобретение такого количества трамваев, троллейбусов и автобусов для нужд муниципалитета. Но возможно, стремиться к этому стоит.

Впрочем, в прошлом году мы уже начали работу по обновлению муниципального парка. Закупили более 30 автобусов небольшой ёмкости. И сегодня на федеральном уровне мы серьезно занимаемся вхождением в федеральную программу, которая позволит привлечь федеральное финансирование для обновления парка.

Складывается ощущение, что частные перевозчики активно саботируют инициированную городскими властями транспортную реформу, не желая терять долю рынка.

Давайте говорить так: на сегодня законодательство позволяет муниципальным властям более самостоятельно формировать транспортную сеть. Для тех же, кто пытается игнорировать новые правила игры, предусмотрены очень серьезные штрафы.

Структура, которая выиграла конкурс (на разработку транспортной схемы) – это хорошие профессионалы, и у нас есть все возможности для того, чтобы уже в самом ближайшем времени по-иному выстроить работу городского транспорта.

Какой вам видится судьба самого известного челябинского долгостроя – метро? Есть ли перспективы у стройки, которая из-за недостатка финансирования последние лет пять-семь фактически заморожена?

База для продолжения строительства – уникальная. Две станции практически готовы к эксплуатации. Нужен инвестор или возобновление государственного финансирования. Чтобы достроить, необходимо 70 млрд рублей, чтобы завершить первую очередь – 35 млрд. В масштабах государства это, возможно, не очень большие деньги, но в федеральном бюджете такие расходы сегодня не предусмотрены. Поэтому мы не останавливаем работу по поиску инвесторов. Смотрим на Китай, белорусская делегация, которая была у нас, также проявляла интерес к этому проекту.

Я надеюсь, что инвестор рано или поздно найдет будет. Потому что метро Челябинску нужно, ведь бесконечно расширять улицы невозможно.

Некоторое время назад городские власти заговорили о создании по примеру других крупных мегаполисов единого парковочного пространства. В этой связи простых горожан волнует вопрос, станут ли парковки в центре города платными?

Заниматься этим вопросом мы начали с того, что решили провести инвентаризацию городских парковок, львиную долю из которых составляли никому не подконтрольные, а потому незаконные, а на втором этапе узаконить. Идея простая – наконец начать получать деньги в бюджет с этих парковок за счет абонентских договоров.

Было создано МБУ «Городские парковки», которое уже начало себя окупать.

На сегодня у нас есть задача, поставленная перед нами губернатором, по созданию единого парковочного пространства. Есть и инвестор. Проект готовится, и он охватит не только центр Челябинска, но и отдельные районы города. Конечно, будем смотреть опыт других городов.

Через несколько лет Челябинску предстоит принять саммиты ШОС и БРИКС. У вас есть понимание, как должен измениться город в преддверии этих мероприятий?

С одной стороны, правительством области объявлен архитектурный конкурс. Он включает в себя проекты реконструкции центра города и аэропорта. С другой стороны, есть понимание, что некоторые вещи находятся в компетенции городских властей, и заниматься ими нужно уже сейчас.

Говорю сейчас о необходимости обновления и реконструкции гостевых маршрутов. Должно быть сформулировано единое видение по входным группам на гостевых маршрутах, по фасадам и принципам размещения рекламы и рекламных конструкций.

Вместе с депутатским корпусом поработаем над тем, как привести гостевые улицы в порядок.

Если говорить про внешний облик города, то как театр начинается с вешалки, так и впечатление от города начинается с дорог. В этом году мы отремонтировали более миллиона квадратных метров дорог. Такого не было в Челябинске на протяжении последних трех лет, а может быть, и больше.

Прошлой зимой и в начале весны много нареканий у челябинцев возникало по уборке снега. Удалось ли учесть ошибки?

Когда я пришел, муниципальное предприятие ДРСУ, которое долгое время обслуживало городские дороги, было обанкрочено. Мы были поставлены перед фактом. Оставались маленькие структуры, которые обслуживали районы, город им было не потянуть. Конкурс выиграла компания «Южуралавтобан», которая на тот момент успешно работала за пределами города. Но, наверное, убирать в городе и за его пределами – это две большие разницы, Мы это скоро почувствовали. В документацию нового конкурса (его выиграла дочерняя структура «Южуралавтобана» – компания «Южуралмост») мы заложили очень серьезные требования, по которым новый подрядчик работает с начала этого года.

В ноябре у нас уже прошли сильные снегопады. Можно сказать, с их последствиями новый подрядчик неплохо справился. В общей сложности более 200 единиц техники было выведено на улицы. Мы требуем не только качественной уборки, но и вывоза снега с главных улиц. Думаю, жители это заметили.

Работу по уборке города постарались сделать максимально открытой: публикуем фотоотчеты. У нас есть прямая линия, благодаря которой мы в постоянном диалоге с жителями города. Учитываем сигналы о том, где работа выполняется плохо или ничего не делается. Районы в этом году тоже активно взялись за это направление: отыграли конкурсы. У них есть деньги на исполнение своих районных обязательств. Еженедельно эту тему мы обсуждаем с главами районов на аппаратном совещании.

Да, остаются претензии к районным властям, которые отвечают за уборку внутридворовых проездов и непосредственно дворов, где должны работать УК. И здесь я советовал бы жителям более плотно работать с управляющими компаниями, строже спрашивать с них: они же им деньги платят за это.

Один из наших читателей просил задать вопрос о доступности медпомощи для жителей отдаленных микрорайонов. Это очень серьезная проблема. К примеру, жителям Паркового несколько лет назад обещали офис врача общей практики, но до сих пор он не открылся. Стоит ли им надеяться и ждать обещанную новую поликлинику в районе окружного кардиоцентра?

Мы каждый год планируем и вводим в строй кабинеты врачей общей практики. Совсем недавно открыли стоматологический муниципальный кабинет. Моя принципиальная позиция – район должен развиваться обязательно комплексно: вместе с жильем должна строиться школа, детские сады. По этому пути мы с губернатором Борисом Александровичем идем.

В следующем году на Краснопольской площадке у нас будет большая школа, которая закроет потребности прилегающих микрорайонов. Ввели там два детских садика. Это только часть того, что делается или уже сделано.

Что касается поликлиники, про которую вы спрашиваете, то такая проблема есть, но есть и понимание, как ее решить. Есть решение губернатора, выделены средства на разработку проекта. Думаю, перспектива ее сдачи – 2018 год.

Каким будет бюджет на 2017 год?

Пока могу сказать, что он будет не хуже бюджета нынешнего года. Говорить о росте в сравнении с текущим годом у меня пока оснований нет, но и падения нет. Благодаря серьезной работе, проделанной нами, удалось выровнять ситуацию по арендным платежам по земельному налогу. Последние два года мы очень потеряли именно из-за изменения законодательства по земельному налогу. Предприятия стали более активно отстаивать судах свои интересы по налогообложению. Конечно, это существенно сказывается на доходной части бюджета.

Но на сегодня ситуация для нас стабилизировалась. Хотя вы наверняка понимаете, что из-за не самой благоприятной экономической ситуации налоговые платежи собираются непросто. Где-то стараемся идти навстречу предпринимателям-арендаторам: предлагаем рассрочку или реструктуризацию платежей. Вместе с тем ситуацию по поступлениям налоговых сборов в бюджет на 2017 год выглядит для нас даже более предсказуемой. По подоходному налогу наметился рост в два процента. Немного, но позитивная тенденция есть, и это, конечно, радует.

Челябинск дает в областной бюджет до 60 % доходов, но самому мегаполису остро не хватает средств на важнейшие городские программы. Что вы думаете о предложениях некоторых экономистов, в частности, пересмотреть долю НДФЛ, которая поступает в местный бюджет?

Откровенно говоря, я не сторонник рассуждений в том духе, как было бы хорошо, если бы нам давали чуть больше того, что есть сейчас. Это достаточно абстрактная схема и общие рассуждения. С другой стороны, есть некие правила игры, заданные нам, в рамках которых мы и планируем свою деятельность и развиваемся. При этом если говорить о финансировании городских нужд, мы находим полное понимание со стороны губернатора. Я такой человек, что для меня это важно.

А кроме того, давайте не забывать и о финансовых реалиях, в которых живет город. Так получилось, что мне досталось не лучшее наследство. Долги по дорогам за ранее выполненные работы – более 2,5 млрд рублей. Около 2,7 млрд рублей – долг непосредственно челябинского муниципалитета. Причем это признанные долги в рамках мирового соглашения. Ежегодно в рамках этих соглашений мы должны отдавать по 500 млн рублей.

Понимаете, город – в долгах! И это все подсказывает мне несколько иной принцип взаимоотношений между городом и областным правительством. Для того, чтобы решить эти проблемы, мне нужна поддержка области. Если хотите, то с моей стороны это такой расчет. В итоге тесное взаимодействие финансовых служб города с министерством финансов области обеспечивает нам некую финансовую стабильность.

Скажу так, надо учиться зарабатывать больше в рамках уже существующих правил игры. К примеру, у нас более 500 млн рублей – это долги по арендным платежам, доставшиеся городу с прошлых лет. Это деньги, которые город заработал, но фактически не может получить. И мы работаем в этом направлении. К сожалению, примерно половина предприятий и предпринимателей, которые должны нам, уже в банкротстве находится. И поэтому я не стал бы педалировать тему несправедливости по отношению к таким крупным муниципалитетам, как Челябинск и Магнитогорск, при распределении налогов.

Евгений Николаевич, несмотря на сложности, про которые вы упоминаете, вы скорее оптимист в оценке перспектив развития города. Между тем, будем откровенны, некоторые горожане – и особенно это заметно в социальных сетях – проявляют упаднические настроения, пессимизм, жалуются на дискомфорт проживания в мегаполисе. Что бы вы сказали этим людям? Вы знаете ответ на вопрос, как Челябинск превратить в город, из которого не хотелось бы уезжать?

Вы знаете, многие вам скажут прямо противоположное, что Челябинск – один из лучших городов и жить в нем приятно. Лично я мечтаю, чтобы каждый год что-то менялось в позитивную сторону в городской жизни. И чтобы люди видели результаты этих изменений. Уже сегодня можно видеть результаты этих изменений.

Годами в Челябинске не занимались проблемой ветхоаварийного жилья. Мы вернулись в эту программу. И никогда не было таких объемов строительства в рамках переселения из ветхоаварийного жилья. Три дома до конца года сдаем: 16 тысяч квадратных метров. Мы вернулись к проблеме социального жилья: и это очень хороший показатель, потому что речь идет о квартирах для врачей, учителей, работников полиции.

Проблем немало. Но я пожелал бы челябинцам побольше оптимизма, верить в свой город, в себя и свою способность изменить его к лучшему. Для этого у нас есть все. В самые трудные годы мы сумели сохранить промышленность, культуру и социальную сферу. Когда очередной заезжий блогер или даже именитый режиссер будет критиковать нас, оказавшись проездом в нашем городе, давайте вспомним о том, что наш 31-й лицей – один из лучших в России. Это ли не показатель статуса и комфортности?

Наконец, планируемое проведение в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС задает принципиально новый тренд развития, открывает перед нами новые возможности. Сегодня собственники аэропорта, насколько я знаю, планируют глобальные преобразования. Сегодня мы уступаем Кольцово, но обязательно догоним соседей. Да, мне не нравится, как выглядят сегодня некоторые районы города. Около пяти гектаров в районе улицы Труда и здания цирка некогда были переданы на условиях аренды и годами не использовались. Где-то эфта земля была занята стоянками, где-то просто пустовала. И это в самом-то центре города! Сегодня мы часть этой территории вернули, и есть планы по ее использованию на благо города. Есть у нас идеи, как сделать на территории первой электростанции сквер, благоустроить набережную. Много планов о том, как изменить облик реки, которая сегодня, конечно, не в лучшем состоянии с точки зрения экологии. Этот вопрос обсуждается в рамках рабочей группы, которая создана Борисом Александровичем Дубровским. Смотрим, можем ли привлечь под все эти проекты федеральное финансирование.

Задумок на ближайшие четыре года много, я думаю, поэтапно мы будем их осуществлять. Самое главное, есть понимание того, что наш город достоин лучшего, и есть энергия вместе с горожанами двигаться вперед в осуществлении наших планов.

Фото Евгения Поторочина

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров