Сверху видно все. Нефтяники внедряют беспилотники

Первый беспилотный летательный аппарат по контролю за трубопроводами появился в Югре

​Контроль за состоянием трубопроводов – важная часть работы любой нефтяной компании. Если же эти магистрали очень протяженные и находятся в недоступных местах, то контроль может осуществляться с воздуха вертолетами.

Контроль за состоянием трубопроводов – важная часть работы любой нефтяной компании. Если же эти магистрали очень протяженные и находятся в недоступных местах, то контроль может осуществляться с воздуха вертолетами. Крупные нефтяные компании идут еще дальше и используют вместо дорогого и небезопасного вертолета беспилотные летательные аппараты российской разработки. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»

Сейчас регулярные облеты трубопроводов в компании «РН-Юганскнефтегаз» осуществляются при помощи пилотируемой авиации. Сотрудник компании – линейный трубопроводчик – садится в вертолет и пытается с воздуха увидеть, все ли в порядке с нефтепроводом. Если что-то не так, то сообщает руководству и уж потом принимаются меры.

Однако этот способ контроля трубопроводов имеет множество минусов. Во-первых, вертолеты летают только днем и в хорошую погоду. А значит, время их использования, особенно зимой, ограничивается несколькими часами в день. Во-вторых, традиционная авиация – вещь очень дорогостоящая, и, в-третьих, не гарантирующая стопроцентную безопасность работников Общества. Поэтому еще в 2007 году ООО «РН-Юганскнефтегаз» приступил к поиску подрядчика, который мог бы предоставить качественные услуги беспилотного летательного аппарата.

«В прошлом году мы нашли подрядчика, который, по предварительным оценкам, наиболее полно отвечал нашим требованиям, – говорит главный специалист сектора обеспечения производства и химизации УЭТ Александр Ступак. – Мы провели опытно-промышленные испытания и по их результатам приняли решение о начале экспериментальной эксплуатации беспилотного аппарата на объектах Юганского региона».

Аппарат работает с сентября. Первый месяц специалисты «привязывали» его навигационную систему к местности и «учили» аппаратуру распознавать неисправности, возникающие при эксплуатации трубопроводов. Сейчас уже можно говорить о работе в штатных режимах. Первые впечатления вполне положительные.

Летательный аппарат марки SuperCam 350 по форме напоминает одновременно морского ската и уменьшенную модель американского бомбардировщика-невидимки «Стелс». Корпус и крылья изготовлены из стеклопластика, усиленного кевларом и углеволокном. Размах крыльев – 350 сантиметров, масса 10 килограммов. В нижней части фюзеляжа расположены три объектива: фотоаппарата, видеокамеры и инфракрасного тепловизора. В движение беспилотник приводится электродвигателем, работающим от четырех или шести литий-полимерных аккумуляторов. Полного заряда хватает на три-четыре часа полета. За это время аппарат успевает преодолеть, в зависимости от метеоусловий, от двухсот до трехсот километров.

«Высота полета составляет четыреста-пятьсот метров, – поясняет оператор беспилотного аппарата Максим Илюхин. – Этого достаточно, чтобы в мельчайших подробностях фиксировать обстановку на трубопроводах. Управлять им достаточно легко, а в большинстве случаев этого и не требуется. Просто в бортовой компьютер вносятся навигационные значения маршрута, и беспилотник автоматически идет сам с большой точностью. Вернувшись на место запуска, дрон автоматически выпускает парашютную систему и мягко приземляется в нескольких метрах от катапульты.

Катапульта – по сути своей огромная рогатка, служащая для запуска аппарата в полет. Как это происходит, специалисты нам тут же и продемонстрировали. Получив разрешение от диспетчеров сургутского авиаузла, оператор дал команду на взлет. Оранжевый «скат», практически бесшумно шурша пропеллером, сорвался с резины катапульты и в несколько кругов набрал нужную высоту.

«Эта разработка полностью принадлежит ижевским конструкторам, – подчеркнул Максим Илюхин. – Они придумали дизайн аппарата и его электронную начинку. Из готовых деталей используем только фотовидеоаппаратуру и электромотор. Все остальное, даже аккумуляторы, изготавливаем на производственных мощностях нашего предприятия. За несколько лет использования авиакомплекса не произошло ни одной нештатной ситуации.

Тем временем беспилотник вернулся к точке запуска, остановил пропеллер и, выпустив купол парашюта, мягко опустился на снег. Осталось извлечь из специального бокса флеш-карту и просмотреть отснятый материал на компьютере.

В «РН-Юганскнефтегазе» заявляют, что если пилотный проект получит положительную оценку, то этот опыт будет распространен на все регионы работы общества, а может быть, и другие дочерние общества Роснефти. Специалисты Роснефти к происходящему проявляют большой интерес.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров