​«Удар по властям и отрасли». Как участник миллиардных проектов из Югры погружается в банкротство

Документы Фото: Евгений Поторочин

В суды поступают все новые требования кредиторов, счета блокируются по требованию ФНС, а долги по исполнительным производствам зашкаливают за 1,7 миллиарда рублей. О критической ситуации в некогда ведущем отраслевом предприятии Югры – в материале УралПолит.Ru.

ХМАО-Югра теряет очередное известное предприятие. Сургутский трест «Запсибгидрострой», известный как исполнитель миллиардных госконтрактов, уходит в банкротство. По решению окружного арбитражного суда в компании сроком на четыре месяца введена процедура наблюдения. Впрочем, надежд на улучшение ситуации на предприятии, в подразделениях которого еще несколько лет назад трудились тысячи сотрудников, практически нет. В суды поступают все новые требования кредиторов, счета блокируются по требованию ФНС, а долги по исполнительным производствам зашкаливают за 1,7 миллиарда рублей. О критической ситуации в некогда ведущем отраслевом предприятии Югры – в материале УралПолит.Ru.

Еще несколько лет назад трест «Запсибгидрострой» (ЗСГС) входил в число лидеров в сфере проектирования и строительства гидротехнических и транспортных сооружений. В числе партнеров предприятия значились «НОВАТЭК», «Сибур» и французский концерн Total. Выручка предприятия в 2016 году достигала 10,8 млрд, в 2017 – 4,2 млрд, а в 2018 превышала 4,5 млрд рублей. Чистая прибыль в 2016 году составила 243,8 млн, а в 2017 более 6 млн рублей. Портфель работ в рамках госконтрактов оценивался в 16,3 млрд.

Среди крупнейших проектов, к которым привлекался трест, следует отметить разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по строительству ГТС ПАТЭС в городе Певек Чукотского автономного округа на 4,44 млрд рублей, реконструкцию и техническое перевооружение действующих мощностей ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» на сумму около 1,35 млрд, укрепление правого берега Волги в Волгограде более чем на 2,8 млрд, а также подряд на выполнение работ по строительству авторечвокзала в Березово ХМАО-Югры на сумму около 152 млн в рамках программы «Сотрудничество».

Примечательно, что, по данным системы «Контур.Фокус», проекты на Чукотке (срок завершения 1 сентября 2019 года) и «Северной верфи» (30 сентября 2017) до сих пор значатся в статусе «на исполнении», а вокзал в Березово успел стать одним из наиболее известных долгостроев ХМАО, о чем подробно информировало УралПолит.Ru. Ввести объект в эксплуатацию удалось лишь в декабре 2020 года, а стройка, таким образом, растянулось более чем на семь лет.

Стоит отметить, что сигналы об ухудшении финансового состояния «Запсибгидростроя» начали поступать еще в 2018 году. Снижалась чистая прибыль, перейдя к отрицательным значениям (убыток составил тогда 36,8 млн, а в 2019 – уже 77,2 млн рублей), заметно сокращался баланс активов предприятия (с 6,8 млрд в 2016 до менее чем 3,3 в конце 2019), а в суды стали регулярно поступать крупные иски от контрагентов.

Так, например, трест не до конца рассчитался за ледокольную проводку грузов по Северному морскому пути для ГТС ПАТЭС в Певеке (25 млн требовала от «Запсигдростроя» компания «Северный проект»). А в ноябре 2018 года «Сургутнефтегазбанк» в суде добился ареста активов треста на более чем 927 млн. Доли основных учредителей ЗСГС – ООО «Акватехнолоджикс» (подконтрольно бизнесмену Виктору Гончарову, в июне 2020 года признано банкротом) и Марата Харисова – находились в залоге у кредитного учреждения.

В 2018 году последовали и первые попытки банкротства «Запсибгидростроя». Инициатором выступил Сбербанк, перед которым трест накопил долги в размере 88,4 млн рублей. Впрочем, затем с кредитной организацией было заключено мировое соглашение. Однако после этого в качестве заявителя выступила компания «Гурман» (в феврале 2019 года заменена на ООО «ДмитровМонтажГрупп», 100-процентный актив «Сургутнефтегазбанка»).

Стороны несколько раз заключали мировые соглашения, а попутно, на протяжении 2018-2020 годов, в суд с заявлениями о вступлении в дело о банкротстве обращались все новые участники. Длительность процесса устраивала далеко не всех. Примечательно, что в феврале 2021 года от ЗАО «Сибречпроект» в инстанцию было подано заявление о привлечении к делу контролирующих и правоохранительных органов.

«Должник и ООО «ДмитровМонтажГрупп» систематически применяют схему искусственного затягивания, злоупотребляя институтами мирового соглашения, таким образом, своими системными действиями искусственно блокируют возможность рассмотрения заявлений кредиторов и введения процедуры банкротства», – значилось в документах.

Но спустя полторы недели, 25 февраля, уже «ДмитровМонтажГрупп» обратился в суд с уточнением требований, а также попросил ввести в отношении ЗСГС процедуру наблюдения. Для наблюдателей, внимательно следивших за событиями вокруг сургутского предприятия, определение, вынесенное в итоге Арбитражным судом ХМАО, откровением не стало.

«Признать заявление ООО «ДмитровМонтажГрупп» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Трест «Запсибгидрострой» обоснованным. Ввести в отношении ООО «Запсибгидрострой» <…> процедуру наблюдения сроком на четыре месяца», – следует из определения суда.

Впрочем, судя по количеству кредиторов (23 на момент определения), среди которых значатся ИФНС по Сургуту и банк ФК «Открытие», и объемам финансовых претензий, надежд на оздоровление ситуации в тресте отсутствует. Стоит отметить, что на текущий момент сумма задолженностей по исполнительным производствам ЗСГС достигает 1,7 млрд рублей, и объективных источников для их погашения в краткосрочной перспективе нет.

К прочему, на рассмотрении суда в настоящее время есть и другие иски к «Запсибгидрострою», часть из которых привлекает внимание. Так, к примеру, в январе текущего года арбитраж принял к рассмотрению заявление от самарского ООО «Больверк» (с июня 2020 года находящегося под конкурсным управлением) о взыскании более чем 592,1 млн рублей. Примечательно, что в истории «Больверка» среди учредителей упоминаются и сам трест, и его основные владельцы – Виктор Гончаров и Марат Харисов.

Стоит заметить, что осенью 2020 года представители окружных властей в приватных беседах признавали, что «хотя «Запсибгидрострой» и не является де-юре банкротом, но находится в тяжелой ситуации из-за того, что его разрывают «наследники».

Кроме того, более 21 млн рублей с треста требует взыскать ГКУ «Управление капитального строительства Тюменской области». По всей вероятности, эти требования могут быть связаны с работами, которые сургутское предприятие выполняло в рамках программы «Сотрудничество» (тот же авторечвокзал в Березово).

Как бы то ни было, 16 июня в окружном арбитраже состоится заседание, на котором дело о банкротстве будет рассмотрено по существу. Как следует из сообщения о судебном акте о введении наблюдения, до начала апреля суд и временный управляющий могут принимать требования кредиторов, число которых к этому времени может увеличиться.

Пока же о судьбе некогда известного предприятия с богатой историей рассуждают собеседники УралПолит.Ru в регионах Большой Тюмени. В частности, источник издания, близкий к окружному правительству, предполагает, что на ухудшение финансового состояния могли изначально повлиять просрочки в платежах со стороны партнеров ЗСГС. Отметим, в апреле и мае 2019 года трест подавал два иска к АО «Росэнергоатом» (заказчик работ в Певеке) на 181,3 и 661,5 млн рублей. Впоследствии стороны заключили мировые соглашения, но «Запсибгидрострою» пришлось отказаться в их рамках от немалой части требований.

«Трест работал по очень крупным, знаковым для России, проектам. И, мне кажется, при всем комплексе проблем, охватившим предприятие, первым шагом могли стать задержки с платежами со стороны госзаказчиков. Просрочки могли приводить, как снежный ком, к невозможности расчетов с контрагентами и налоговиками. Не каждый менеджер сможет с этим справиться. Можно провести параллели с крахом «Мостостроя-12». Как мне кажется, ЗСГС государство спасать не станет. Это, хоть и крупный, но не социально ориентированный бизнес, и конец будет печальным. Да и денег свободных нет», – полагает собеседник агентства.

Что касается Виктора Гончарова, основной фигуры в «Запсибгидрострое, по мнению наблюдателей, знакомых с деталями текущих судебных процессов, «его задача не пытаться реанимировать предприятие, а не ухудшить собственное финансовое положение, а это зависит от того, сколько средств ему удалось спасти от кредиторов».

В свою очередь, депутат Тюменской областной думы Александр Лобов обращает внимание на последствия, которые может повлечь за собой ликвидация «Запсибгидростроя».

«На мой взгляд, если трест исчезнет, последствия в любом случае будут негативными. Это и косвенный удар по властям региона, это и потеря рабочих мест, и налогов, поступающих в бюджет. И, конечно, удар по самой отрасли», – заключает собеседник издания.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров