«Город продолжает расти». Глава Ханты-Мансийска расставил приоритеты развития столицы Югры

Югорской столице этим летом исполнилось 434 года. Дата хоть и не юбилейная, но Ханты-Мансийск встречает ее высокими показателями. Об успехах и дальнейших перспективах развития главной визитной карточки Югры глава города Василий Филипенко рассказал в интервью «УралПолит.Ru».

Югорской столице этим летом исполнилось 434 года. Дата хоть и не юбилейная, но Ханты-Мансийск встречает ее высокими показателями. Об успехах и дальнейших перспективах развития главной визитной карточки Югры глава города Василий Филипенко рассказал в интервью «УралПолит.Ru».

Василий Александрович, каким проблемам и задачам уделяете сегодня внимание в первую очередь?

В городе чувствуется нехватка школ и детских садов. Президент страны ставит перед нами задачу ликвидировать вторую смену в школах. Чтобы перейти на «односменку», нам нужно построить шесть школ. Одна хорошая современная школа стоит минимум 1 миллиард рублей. Еще надо найти место для строительства и, учитывая, что свободных участков в Ханты-Мансийске немного, освободить его от старых зданий. Вложений потребует и инженерная инфраструктура. В целом сумма затрат немалая и «потянуть» такую нагрузку городскому бюджету, который составляет порядка 7 миллиардов рублей и имеет множество защищенных социальных статей расходов, не под силу. Но благодаря поддержке из округа и, в том числе, через программу «Сотрудничество» мы работаем над расширением сети образовательных учреждений. В этом году должны запроектировать две школы: одну на Учхозе, где за основу будет взят проект школы № 4, и второй корпус школы № 8, которая находится в густо разросшемся к сегодняшнему дню районе.

Какими демографическими показателями может сегодня похвастаться столица Югры?

Город продолжает расти, темпы немножко замедлились, но, тем не менее, по предварительным данным за первое полугодие с учетом естественного и миграционного прироста численность населения увеличилась на тысячу человек. Поэтому показатели в плюсе по-прежнему. Здесь более показательными будут данные даже не за год, а за 5 лет. Так, численность населения столицы Югры увеличилась на 8617 человек.

Каких успехов за последние годы удалось добиться югорской столице в сфере строительства?

Что касается строительства – введено в эксплуатацию чуть больше 10 тысяч квадратных метров жилья. Пока эта цифра не отражает наши успехи в полной мере, ведь по сложившейся традиции основной объем площадей вводится в строй ближе к концу года. В целом можно говорить, что по всем параметрам у нас будет небольшой рост относительно 2015 года, даже несмотря на складывающуюся экономическую ситуацию. Только за последние 5 лет введены в эксплуатацию 537,5 тысяч квадратных метров жилья. Отремонтированы 64 многоквартирных дома (в том числе 4 – усилиями муниципалитета), 84 муниципальные квартиры. Снесено 15 ветхих жилых домов. За 5 лет под бульдозер пошли 50 аварийных зданий, а их жильцы переехали в новое благоустроенное жилье.

А как обстоит дело с социальными объектами?

Сделаны серьезные шаги в развитии сети образовательных учреждений. Начиная с 2011 года, были построены 8 дошкольных образовательных учреждений, 2 билдинг-сада и 1 школа. Кроме того, открылся комбинат школьного питания, который централизованно занимается приготовлением обедов и завтраков для детей в школах. С инициативой его создания я выступил в 2012 году после отравления детей в столовой школы № 8. Прорабатывая с коллегами идею открытия такого учреждения, мы ставили перед собой цель уйти от недобросовестных поставщиков в этой сфере и она была достигнута.

При этом отремонтировано свыше 220 тысяч кв. м дорог, построен новый объект транспортной инфраструктуры – первый в Ханты-Мансийске надземный пешеходный переход. Он появился вблизи автобусной остановки и является частью большого проекта по благоустройству улиц и проездов микрорайона «Иртыш», где возведены крупные социальные объекты – два детских сада и школа на 800 учащихся – и ведется масштабное жилищное строительство. Кстати, идея строительства этого объекта родилась на основе обращения одного из жителей. Мы рассмотрели озвученное хантымансийцем предложение, пришли к выводу, что это нужно, и реализовали.

Достаточно ли сегодня в Ханты-Мансийске мест для полноценного отдыха детей и молодежи?

У нас, по большому счету, всего один парк, где можно интересно провести время с детьми – имени Бориса Лосева. Конечно, есть батуты, центр «Карусель». Но это совершенно не те объемы, которые должны быть в Ханты-Мансийске. Мы общаемся на эту тему с предпринимателями, но пока они не сильно активны. Согласован проект семейного всесезонного досугового центра, который можно разместить на бывшем стадионе за зданием окружного правительства. Правда, этот участок находится в собственности региона, но мы написали обращение о передаче его муниципалитету, надеюсь это случится.

То же самое касается досуга молодежи. Ханты-Мансийск стал третьим в смотре-конкурсе среди муниципальных образований по развитию физической культуры и спорта в Югре. Хорошо работает КДЦ «Октябрь», его коллективы уже завоевали в текущем году почти 40 различных дипломов. С кружками и клубами по интересам все более или менее понятно, ребятам есть, где заниматься. Но те вопросы, решение которые не входит в круг полномочий городских властей – а именно создание мест, где юноши и девушки могут просто отдохнуть, повеселиться – остаются открытыми. Здесь ощущается дефицит. Кроме того, категорически недостаточно городских спортивных комплексов.

Летом особенно остро встает потребность организации городской зоны отдыха. Что делается в этом направлении?

Я продолжаю настаивать на организации площадки, где можно отдохнуть у воды, в районе базы компании «ВНСС», где она уже работала одно лето, в год низкой воды, и пользовалась большой популярностью. Сейчас берег нужно отсыпать. В качестве варианта для размещения зоны отдыха также рассматривается участок близ протоки Горная. Но возникают вопросы по объему финансирования на его обустройство и доступности. Что касается зоны отдыха на Байбалаковской протоке – она находится далеко, да и с водой тоже бывают разные ситуации – год на год не приходится. Поэтому я считаю, что зона отдыха должна появиться в районе базы «ВНСС». Ее необходимо сделать «на совесть», с учетом возможного подъема уровня воды. Соответствующие изменения уже внесены в Генеральный план Ханты-Мансийска. Будем добиваться открытия этого объекта.

На каком уровне сегодня находится развитие собственного производства?

Рост показывают ресурсоснабжающие организации, местные производители пищевой продукции. Производство полуфабрикатов выросло более чем в 2,5 раза, тому в немалой степени поспособствовало открытие «Ленты». Где–то есть спад – это касается инвестиционной активности, но ситуацию мы надеемся исправить к концу года.

Как сохраняется в городе память о наиболее выдающихся его жителях? Возможно, появились какие-то новые традиции в связи с этим?

Да, в Ханты-Мансийске сформировалась новая традиция – проводить мероприятия под девизом «Чтобы помнили» для увековечения памяти о наиболее известных и заслуженных горожанах. Мемориальные доски установлены на здании школы № 2 в память об участнике войны директоре школы Андрее Пашине, на здании школы № 3 – в память о ее выпускнике, воине-интернационалисте Павле Моденцове, на здании городского совета ветеранов – в память о труженице тыла, много лет возглавлявшей городскую ветеранскую организацию Анне Экономовой, на доме № 46 на улице Рознина – в память о почетном жителе города Хионии Пухленкиной, на здании Рыбокомбината «Ханты-Мансийский» – в память о неутомимой труженице Александре Хохловой, на фасаде клуба «Орфей», где ранее размещалась контора подсобного хозяйства Ханты-Мансийского Горрыбкоопа овощемолочного комбината – в память о Кузьме Шагуте.

Кроме того, в городе были учреждены новые награды – памятная медаль «Надежда и гордость», как форма поддержки талантливых выпускников и поощрения их родителей, и памятный знак «Покровители семьи и брака Святые Петр и Феврония» для награждения супружеских пар, проживших вместе полвека, получивших известность среди горожан.

Какие планы и предложения полноценного развития столицы Югры вам кажутся наиболее интересными?

Хотелось бы вновь создавать крупные объекты регионального и даже межрегионального значения. Они нужны, они есть в планах, но пока не доходит финансирование. Я говорю, о перинатальном центре, о центре профпатологии. Их появление даст Ханты-Мансийску новые рабочие места, увеличение потока людей, приезжающих за услугами. К примеру, с вводом в эксплуатацию перинатального центра в него переедет родддом, а в Окружной клинической больнице освободятся помещения, которые можно задействовать под разные цели, для оказания высокотехнологичной медпомощи, например.

Следующее, это развитие парковочных пространств. Есть концепция и определенная работа в этом направлении ведется. Парковка построена на месте снесенного дома № 42 на улице Пионерская. Карманы для стоянки машин появились после реконструкции улицы Ледовая.

Требует решения вопрос комплексного освоения участка в центре города, между улицами Энгельса и Коминтерна. До сих пор нет решения, что там должно появиться в итоге. Было несколько идей – административное здание, гостиница. В настоящий момент здесь размещается парковка. Нужно увязать все предложения и разумно использовать эту землю, с учетом территории соседнего старого детского сада, который нужно оттуда убирать.

А как развивается в городе туристическое направление?

За 5 лет ощутимый социальный и экономический эффект начал приносить туристический потенциал, мы получили хороший прирост количества приезжающих в Ханты-Мансийск туристов. Если в 2010 году город посетило 87 тысяч человек, то в 2015 году – уже 106175 человек. Всего за 5 лет гостями столицы Югры стали более 500 000 человек. Ключевую роль в этом сыграла деятельность управления по развитию туризма и развития внешних связей. Главным аргументом его создания в 2012 году послужила необходимость аккумулирования всех идей и интересных проектов по развитию туризма, предметной, комплексной и результативной работы в этой сфере.

Фактически с прошлого века югорчане высказывают пожелание наладть железнодорожное сообщене между Ханты-Мансийском и другим городами. Есть надежда, что это, наконец, случится?

Строительство железной дороги предусмотрено генеральным планом города и запланировано в программе ОАО «Российские железные дороги» по развитию железнодорожных магистралей в стране. По этому документу проектирование объекта должно было начаться в прошлом году, но его перенесли. Весной этот вопрос был поднят на встрече с губернатором Югры Натальей Комаровой в Думе Ханты-Мансийска. Глава региона и ее заместитель Дмитрий Шаповал еще раз подтвердили, что планы у «РЖД» остаются, но возможно, будут откорректированы по времени.

Железная дорога – это то, что добавляет жизни любому населенному пункту – как большому, так и маленькому. Если магистраль придет в Ханты-Мансийск, то не только город, но и поселки, которые окажутся около нее, ощутят прилив новых сил. Боязнь того, что с появлением железнодорожной ветки увеличится поток приезжих, что к нам резко «понаедут» – надуманная. Те, кому сильно хочется, приезжают и так. Будет «железка» или нет – мало что изменится с этой точки зрения. А с позиции экономического, социального развития, мобильности, когда сел в поезд и уехал, – дорога добавит городу очков, причем существенно. В планах она была, никто ее не вычеркнул. Понятно, что в сложной экономической ситуации строительство пока под вопросом, но «шевелить» эту тему нужно.

А как же авиация – продолжится ее развитие? Ведь Ханты-Мансийск по праву является главными небесными воротами Югры?

Классная тема – малая авиация, гидросамолеты. Вопрос непростой, но, на мой взгляд, потенциально интересный для города и для района – для туризма и пассажироперевозок. Гидросамолет в разы дешевле вертолета. И если обратиться к истории, этот вид транспорта активно использовался в Ханты-Мансийске, начиная с 1930-х годов. Сохранилось немало документальных свидетельств и фотоснимков о полетах гидросамолетов. Но потом вертолеты вытеснили их, так как были удобнее для нефтяного освоения и строительства. Недавно наш президент Владимир Путин сказал, что надо развивать малую авиацию, она имеет широкую область применения, особенно для регионов, подобных нашему.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров