Алексей Кокорин: «Все обещания надо выполнять!»

​Губернатор Курганской области Алексей Кокорин сегодня, 7 ноября, в интервью ИА «УралПолит.Ru» рассказал о первоочередных обязательствах правительства и сокращении аппарата, подборе кадров и отношении к оппозиции, требованиях к властям Кургана и новых условиях для инвесторов.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин сегодня, 7 ноября, в интервью ИА «УралПолит.Ru» рассказал о первоочередных обязательствах правительства и сокращении аппарата, подборе кадров и отношении к оппозиции, требованиях к властям Кургана и новых условиях для инвесторов.


Алексей Геннадьевич, все, о чем вы говорили до 14 сентября, до выборов, и что вызвало большой интерес и надежды зауральцев, реально, выполнимо?

Конечно реально! Когда чиновник ставит цель просто избраться и отсидеться – это один вариант. Но когда надо держать отчет перед теми, кто проголосовал, а уровень доверия высочайший (в среднем по области 85 %), это доверие надо отрабатывать, работать день и ночь. Все обещания надо выполнять.

И я говорил на встречах – если где-то что-то не получается, надо приехать и объяснить, почему не получается и по какой причине. Меняются законы, ситуация. С людьми надо чаще встречаться. И сейчас задача всем чиновникам, начиная с правительства области и до сельских поселений, чаще напрямую контактировать с населением.

Мы будем сейчас вводить в практику в Кургане, чтобы все жалобы рассматривали не в кабинете, а на месте. Ведь порой и никаких особых затрат не надо, а просто поговорить с людьми, успокоить, объяснить, когда, что и как будет сделано. А сделано будет обязательно. Безвыходных ситуаций не бывает.

От чего бы вы хотели избавиться в сложившемся до вас стиле работы правительства Зауралья? Ведь есть моменты, которые надо корректировать, причем достаточно решительно. Что думаете по этому поводу?

Я, например, не сторонник длительных, а порой и не нужных аппаратных совещаний. Нужно конкретно ставить задачи с определенными сроками их выполнения и контролировать. Буквально на днях проводил совещание с большинством заместителей – обсуждали пошагово перспективы строительства логистического центра и текущую ситуацию в регионе. И пояснил им – в первую очередь все должны работать для жителей области. А то кто-то в отпуск собрался, кто-то еще куда…

Я прекрасно понимаю, что если в самое ближайшее время ряд обязательств, которые взяло на себя правительство области, не будет выполнен, то уровень доверия к власти будет падать.

А какие, на ваш взгляд, эти первоочередные обязательства?

Стратегически это, конечно, тарифы. В этом направлении мы работаем. На первом заседании рабочей группы по мониторингу тарифов были рассмотрены восемь организаций, которые могут снизить затраты. Среди них и бюджетные. А всего таких учреждений на областном и муниципальном бюджетах – свыше 360. Общая экономия может составить около 10 млн рублей в год. Это приличные деньги, и это не дожидаясь решения федеральной госкомиссии, которая в ноябре будет рассматривать ситуацию в Курганской области.

Некоторые промышленники говорят, что «энергетики пошли на этот диалог потому, что губернатор надавил». А надо ли будет поддавливать в дальнейшем?

Совместная рабочая группа решила работать постоянно. С 2015 года тариф у нас формируется из трех источников – опт, сети и сбыт. И есть договоренность: энергетики на сети и сбыт со следующего года не добавляют в тариф ни копейки. И предприятия сейчас отрабатывают в индивидуальном порядке переход на оптимальный режим энергопотребления.

Хотелось бы решить этот вопрос не только для юридических лиц, но и для населения. Тариф в 3,52 рубля за киловатт сейчас платят жители городов и городских поселений. Владельцы электроплит – меньше, жители сел – тоже. Анализ показал – у нас под высокий тариф попадает 38 % населения области. Остальные платят почти на уровне соседних областей.

Если госкомиссия примет свое решение, даже с учетом повышения цены на газ, с 1 января 2015 года у нас тариф должен идти на понижение. А у соседних субъектов он будет двигаться вверх. И наша область приблизится по этому показателю к Челябинской и Свердловской. А это поднимет инвестиционную привлекательность Зауралья.

Сегодня над этим надо работать максимально активно. По геобрендингу в том числе, по всем другим направлениям. Область должна звучать в хорошем контексте везде, где это возможно. Даже если речь идет о спортивных соревнованиях, они должны проходить на самом высоком уровне. Чтобы о регионе звучали позитивные отзывы. Чем больше позитива, но не надутого, а реально хорошего, тем больший интерес проявляют инвесторы.

И какие для них созданы условия?

Считаю, достаточно комфортные. Например, производя новую продукцию, которая не будет конкурировать с продукцией зауральских заводов, они освобождаются на три года от налогов в областной бюджет. Это также и бесплатное техприсоединение, и много других механизмов. Если мелкие инвесторы будут входить через бизнес-инкубаторы, а более крупные – через технопарки, то там есть и другие льготные условия.

Я также веду переговоры с крупными компаниями по перерегистрации их из Москвы в Курганскую область. Думаю, и в этом направлении у нас будет подвижка. Потому что если к нам заходит крупная компания, то по объему у нас прибавляется большой завод. Хотя производства нет, но поступления налогов растут.

Одновременно вводим в следующем году жесточайшую экономию расходов. Вплоть до лимитов чиновникам на телефонные переговоры по сотовой связи. Никто не говорит, что все надо запретить. Но если человек сидит и по сути своей работы никуда особо не должен звонить, а на деле наговаривает даже больше, чем те, кто занимается инвестициями, межрегиональными связями, то это неправильно.

Вижу, что в проекте бюджета-2015 сокращены затраты на содержание губернатора и его заместителей, хотя их вроде стало больше…

Число замов выросло потому, что мы разделили полномочия между работой по инвестициям и внешнеэкономическим связям. Чтобы каждый отвечал именно за свою часть работы. А уже с 1 декабря у нас произойдет сокращение более 500 государственных служащих. Половина из них будет переведена с государственной службы на контрактную систему.

Пользуясь случаем, хочу предупредить всех руководителей департаментов и управлений – я сам не могу проследить, кого будут сокращать. Моя задача – сократить тех, кто не дорабатывает. И не хотелось бы, чтоб под эту мясорубку попали те люди, которые трудоспособны, имеют свое мнение, они профессионалы, но не всегда удобные для начальства.

Чтобы не получилось так – друзья и родственники остались на работе, а профессионалов под видом сокращения отсеяли. Поэтому сейчас каждый начальник управления должен пофамильно отчитаться, кто есть кто.

По требованию президента и правительства власть должна жить экономнее, поэтому на госуправление мы будем снижать затраты.

Мы начинаем с себя и показываем пример муниципальным образованиям. Чтобы там, где есть возможность, подсократили расходы. Это надо делать обязательно.

Удешевить управление областью – задача непростая. Что здесь первоочередное звено?

Изучаем опыт регионов, где прошла оптимизация муниципалитетов. Но она должна проходить без лишнего ажиотажа. И жители села или деревни должны понимать, что это делается в их интересах. У нас 458 муниципалитетов, это, на мой взгляд, многовато. При оптимизации сэкономленные деньги лучше потратить на повышение зарплаты муниципальным служащим. Но здесь нужно не шашкой махать, а взвешенно подходить к этому вопросу. И этот процесс мы будем двигать поэтапно.

Но население не должно пострадать. Чтобы людям не пришлось менять регистрацию, переоформлять документы. Чтобы они не ощутили дополнительного дискомфорта, чтобы этот процесс не вызывал негатива, а наоборот приветствовался. Например, если два муниципалитета рядом, в шаговой доступности, то лучше иметь один мощный ФАП с хорошими специалистами и оснащением или один хороший ДК, чем два, которые требуют капитального ремонта.

Мы поменяли с 2015 года методику по финансированию. То есть не всем, образно говоря, по три рубля, а выборочно, именно тем, где есть учреждения, которые нужны незамедлительно. Зачем давать миллион рублей, если его хватит только на полкрыши? А другому – полмиллиона, и так размазывать средства? Общая сумма из бюджета уходит большая, а результат – ноль. Потому что пока закроем вторую половину крыши, дом развалится. Поэтому концентрируем средства – лучше отремонтировать два-три объекта, но полностью и в течение бюджетного года. На следующий год двигаться дальше. Такой механизм будем применять и по дорогам, и по другим объектам.

Как кандидат Владимира Путина – какую конкретную помощь получаете от администрации президента теперь, после 14 сентября, когда вы получили редкую для Зауралья за последние годы поддержку избирателей и стали полномочным руководителем региона? В чем такая поддержка выражается? Насколько вы в ней нуждаетесь?

Думаю, что у президента и его аппарата достаточно других забот. Самое главное, что есть моральная поддержка. Это самое основное. Президент подбирал кадры, которые не будут ходить с протянутой рукой. Надо работать самим, увеличивать доходы области, бюджета, заниматься всеми социальными вопросами. В связи с западными санкциями трудности испытывает и федеральный бюджет. Все это надо учитывать, искать дополнительные резервы. Я считаю, что они есть.

Например, поставлена задача провести полную инвентаризацию земель сельхозназначения. По предварительным данным, около 18 % таких земель не используются. Это так называемые паевые земли, не оформленные до конца. Это четыре ОПХ, где государственные земли практически не обрабатываются. Например, в ОПХ «Южное» в Целинном районе пустуют тысячи гектаров. А земли очень хорошие, я ездил туда, смотрел.

Земля у нас – огромный ресурс, и нужно им пользоваться. Мы будем выходить с законодательной инициативой, чтобы земли использовать как залог при получении кредитов. К тому, что земля имеет огромную ценность, нужно привыкать. У нас есть примеры, когда люди нахватали много земель при банкротстве сельхозпредприятий, но сейчас они ее не обрабатывают. А в небольших предприятиях на этих землях не платят зарплату, не платят долги энергетикам. С такими хозяевами мы будем разбираться.

Наводим порядок в госимуществе, в плане приватизации заложена приличная сумма, но она должна быть не с потолка.

Вы говорили, что только в тесной связке правительства области и муниципалитетов можно добиться конкретных целей. После сентябрьских выборов к руководству некоторыми районами пришли новые люди. Как вы оцениваете их потенциал?

Надо смотреть правде в глаза: некоторые пока не понимают, куда они попали. Люди их поддержали, и мы, естественно, будем им помогать. В первую очередь чтобы они сориентировались в своем положении, начинали консолидировать все силы вокруг.

Я не допускаю ситуации, когда как минимум в трех районах, главы которых победили на выборах, они начали ущемлять своих оппонентов. Если такая ситуация будет продолжаться, будут приняты самые жесткие меры. Победил – скажи «спасибо» населению, что поддержали. И выстрой отношения с оппонентами на ближайшие пять лет, чтобы все работали в интересах района, райцентра, села. Все должны работать консолидированно, независимо от принадлежности к какой-либо партии и т. д.

Я убежден, что на ближайшие пять лет мы наладим диалог со всеми партиями в области. Это не значит, что мы повлияем на их политическую окраску, но с точки зрения экономики они все должны работать в интересах области.

Есть, конечно, категория людей, для которых что ни делай – все всегда плохо. К счастью, таких людей немного. Им можно посоветовать, чтобы они накапали себе валерьянки, успокоились и не вредили другим. У каждого может быть свое мнение, оно может быть разным по решению задачи, но итог должен быть одинаковым. Нужно договориться, каким путем прийти к цели. Никто же не отказывается от диалога.

Во время выборной кампании у нас прошло много круглых столов по разным темам – по социальной политике, межбюджетным отношениям, промышленности, науке и другим. И все конструктивные советы, которые прозвучали, мы будем применять. И опираться на мнения лидеров общественного мнения, которые тогда прозвучали. Это очень важно.

При этом важно не забывать старшее поколение, которое тоже пытается давать советы. Не их вина, что сегодня ситуация совсем другая, чем в то время, когда они работали. Но их мнение тоже нужно учитывать.

Область провела в сентябре самые масштабные выборы в России, свыше 600 выборных кампаний. В ноябре снова выборы – главы Кетовского района и 16 глав поселений. В 2015 году будут выборы в областную думу, Шадринскую городскую думу, в 2016 году – выборы в Госдуму РФ.

В этих условиях, не сформировав широкую общественную коалицию на конструктивной основе, развивать область будет затруднительно.

Это требует сил и времени?

Конечно, это забирает время от решения экономических и хозяйственных вопросов. Хотя если провалилась крыша или прорвало канализацию, то нужна оперативная реакция и контроль. Но подчеркну – если не решаются системные вопросы, то должен вмешаться губернатор. А если частные – это задача органов местного самоуправления. Особенно это касается Кургана. Почему-то привыкли, что губернатор должен в ручном режиме чинить крыши, ремонтировать отмостки, красить подъезды и так далее…

Всем этим должна заниматься местная власть, это ее непосредственная обязанность. И жители должны знать, куда обратиться за помощью. Если их постоянно, системно отталкивают, мы будем вмешиваться. И, повторюсь, задача перед новым руководством Кургана – почаще встречаться с населением и все проблемы решать на местах. И не наломать дров при выполнении закона о капитальном ремонте жилья. Новому руководству города надо возвращать доверие людей, оно сейчас на низком уровне. На последнем открытом телеэфире мне 95 % звонков было из областного центра.

О серии круглых столов с лидерами общественного мнения. Их советы и предложения кто-то куда-то записал?

По итогам каждого обсуждения вели протокол, есть решения. Все они есть у моих заместителей по профилю их работы. Мы провели ротацию кураторов городов и районов. И сейчас все обещания и предложения по территориям лежат у кураторов на столе. Выезжая в район, они обязаны регулярно следить за их реализацией – что и где должно выполняться в зависимости от бюджета и инвестиционной программы. Это один из механизмов возврата доверия к власти.

А сами участники этих дискуссий, предлагавшие разные идеи, – бизнесмены, ученые, аграрии, промышленники и другие – готовы к той работе, на которую вы их звали в своей предвыборной программе? Они готовы реализовывать эти идеи? Как это выражается сейчас?

Некоторые из участников и модераторов этих круглых столов сейчас уже работают в правительстве области. Это, например, Лариса Кокорина, авторитетный и инициативный человек. Она вела круглый стол по здравоохранению, ее идеи схожи с моими, сегодня она руководит департаментом здравоохранения области. А Владимир Бабин возглавляет управление культуры. Если вы проявляете инициативу, то пожалуйста – реализуйте свои идеи.

Более того, мы не смотрим – оппозиционер ты или нет. Ряд предложений я сделал Юрию Александрову, моему сопернику на губернаторских выборах от ЛДПР. Одно из них на семейном совете они уже, по-моему, восприняли.

Какое предложение, если не секрет?

Должность главного врача одной из клиник. Он молодой кандидат медицинских наук, эрудированный перспективный человек. Есть огромное желание работать, поэтому – вперед!..

Вы упомянули об оппозиции. А она есть у нас, какова она?

Мне не совсем нравится слово «оппозиция». Есть другая точка зрения. Есть партийная принадлежность. Я понимаю, что в предвыборный период надо получить мандат, занять какую-то должность, работая на критике. Но в период, когда нет выборных кампаний, с оппозицией надо вести диалог, настраивать ее на конструктивное взаимодействие по решению конкретных вопросов. И я бы не сказал, что у нас в области есть какая-то ярая оппозиция. Все абсолютно здравомыслящие люди, за исключением тех, кому я порекомендовал пить валерьянку. Но таких – единицы.

Лидер фракции КПРФ в областной думе Василий Кислицын объяснил голосование коммунистов против областного бюджета-2015 в первом чтении, хотя коммунисты не выступали против него на комитетах, «выполнением линии ЦК».

Не думаю, что все члены партии разделяют это мнение.

Общественность с ее различными ресурсами может стать мощным помощником власти для развития области. Но для этого нужны определенные условия. Совпадают ли ваши взгляды и позиция лидеров общественного мнения? Со всеми ли налажен деловой контакт?

Все это должно идти на системной основе. Многие общественные организации, особенно крупные – общественная палата области, муниципальные общественные палаты – должны быть услышаны. Они не должны существовать для галочки. А то поговорили, изложили свои мысли губернатору, главе района или города, а их выбросили в мусорное ведро. А ведь там присутствуют самые авторитетные люди. За ними стоят целые организации. И их мнения нужно учитывать при принятии стратегически важных решений. И тогда этот диалог будет только крепнуть.

Команда губернатора на данный момент окончательно сформирована?

Не могу сказать, что на 100 процентов, но в основном – да. В правительстве области должны работать люди, у которых горят глаза и есть огромное желание работать.

Есть ближний круг помощников губернатора, который обеспечивает его работу. По сложившейся политической практике в него входят люди, наиболее близкие первому руководителю. Например, руководитель аппарата, пресс-секретарь и т. д. А каковы критерии подбора этих людей для вас? Наверное, не только горящие глаза?

Главное здесь – профессионализм в той или иной сфере. В службе протокола, например, нужны усидчивость и пунктуальность, умение четко расписать все. Это невидимая, но огромная работа. Поверьте, если бы мне не составляли четкий ежедневный график работы, то это был бы полный хаос. А этот график требует шлейфа многих других организационных мер, в том числе для работы с прессой, например. Для работы в аппарате нужен особый склад ума, характера, способности.

С рядом ключевых заместителей и специалистов мне приходится общаться значительно чаще, чем с другими. Это первые заместители, служба протокола, пресс-служба. Не думаю, что другие воспринимают это все ревностно. Самое главное – сократить до минимума склоки, интриги и сплетни. До конца, может быть, это невозможно, это все человеческий фактор, но задача стоит такая. Поверьте, все вопросы будут решаться гораздо быстрее, когда есть хороший внутренний климат, есть понимание и уважение к коллегам и открытость.

Как вам конкретно помогают связи и опыт, наработанный за годы руководства Шадринском?

Свой стиль работы я не собираюсь менять, он себя, скорее всего, оправдал. Это частые встречи в коллективах и диалог с населением в каждом удобном случае, где бы это ни было. И самое основное – сдерживать обещания.

А помогает то, что за 18 лет работы главой Шадринска я хорошо знаю большинство руководителей промышленных и других предприятий и учреждений области, бизнес-элиту. И они меня тоже. Это очень большой плюс. Это значительно упростило мое вхождение в должность. Но значительно вырос объем работы и, конечно, громадная ответственность перед населением и перед президентом, который остановился на моей кандидатуре, когда назначал временно исполняющим обязанности губернатора.

По уставу Курганской области губернатор – высшее должностное лицо. А что сегодня вас ограничивает в вашей работе?

Банально, но недостаток финансов. Ответ может быть дежурный, это ограничивает не только меня. Но есть задачи, в том числе первоочередные, которые мы будем обязательно решать.

Иногда мешает забюрократизированность некоторых чиновников. Но и эту проблему мы постепенно решим.

Спасибо за откровенный разговор. От имени РИА «ФедералПресс» и «УралПолит.Ru» хочу пригласить вас на церемонию «Итоги года Урала и Сибири – 2014», которая пройдет в Екатеринбурге в первой половине декабря. Мы бы хотели видеть вас нашим гостем.

Спасибо.



Разговор вел Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров