«Мы их ловим, но изъять левый груз не можем». В Зауралье ищут рычаги для борьбы с нелегальным бизнесом

Через таможенные посты в Зауралье ежедневно в обе стороны – в Казахстан и обратно – проходят тысячи машин, груженных продовольствием, лесом и пиломатериалами, промышленной продукцией самого разного профиля. И нередко эти грузы – нелегальные. Борьба с таким нелегальным оборотом становится борьбой за экономическую безопасность страны. Здесь есть и успехи, и опыт, и недостатки из-за пробелов в законах и неясности решений по вертикали власти. Сегодня, 22 августа, об этом заявили члены спецкомиссии в Курганской области, которая координирует эту работу не первый год. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Деловые люди региона давно требовали от властей борьбы с незаконным бизнесом, который ведет недобросовестную конкуренцию на рынке в ущерб легальным предпринимателям Зауралья. Сегодня, 22 августа, комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Курганской области рассматривала несколько вопросов. В их числе – о мерах по пресечению ввоза и оборота в России санкционных товаров и о борьбе с незаконной заготовкой и реализацией деловой древесины.

Начальник Курганского таможенного поста Челябинской таможни Михаил Сергеев предупредил – вводятся жесткие меры контроля на внутреннем рынке страны, чтобы не допустить в обороте товары из стран, подпавших под санкции России. Торговые сети рекомендуют быть вдвойне бдительными. И в случае, если у них найдут такие товары, приобретенные у непроверенных поставщиков, они ответят за это. «Вся история санкционных продуктов будем нами проверяться», – сказал Сергеев. Правда, никакого реестра таких поставщиков, наподобие списка ФАС по закупкам, у таможни нет. И задачу проверять поставщиков он неожиданно возложил на ретейлеров.

Но руководитель сети «Метрополис» Олег Серых и председатель Курганского облпотребсоюза Марина Аришакова возразили. «Что значит проверенный поставщик? У нас организации в 19 районах, – отметила Аришакова, – они могут закупать товары и в районах, и в Кургане, все необходимые документы они получают. И сертификаты, и транспортные накладные и прочие». «Но у тех, кого мы останавливаем, нет никаких документов, – продолжал таможенник. – Или все документы написаны на коленке. И санкции за это строгие».

«Как понять эти требования? – недоумевал Олег Серых. – Ведь документы нетрудно сделать, а наказывают обычно нас. Дальше никакого движения нет». «Это не только наша ответственность, но и ваша, таможни, – продолжала Марина Аришакова. – Вы ведь можете проверить поставщика».

По данным Россельхознадзора, заявил руководитель управления в Зауралье Андрей Лушников, в числе незаконных в этом году выявили более 70 тонн сельхозпродуктов из Турции. Причем 98 % сельхозпродукции идет транзитом по федеральным трассам через Зауралье в Москву и Санкт-Петербург, в другие регионы страны. «Казахстан дал нам в этом году только 2 процента таких грузов, у нас в области нет крупных логистических центров для их обработки. А на базах в Кургане мелкий опт, мы его регулярно проверяем», – пояснил он.

Таможня сетует не на крупные сети, которые на виду и которые регулярно проверяют, а как раз на мелкий опт. Но ловить там нарушителей сложнее, признались и Сергеев, и представитель УМВД. И все же руководитель комиссии, замдиректора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Евгений Дмитриев предложил силовикам обратить внимание, прежде всего, на недобросовестных предпринимателей: «А иначе чем еще мы можем помочь нашим бизнесменам, которые ведут честный деловой оборот? Ну предупредили, ну дали рекомендации, а дальше что?».

Но конкретики для решений не хватило, и вопрос перенесли на следующее заседание – будут ждать доппредложений от Россельхознадзора, УМВД и таможни. И от бизнеса тоже

Зато при анализе незаконной заготовки и реализации деловой древесины есть и общая статистика, и фактура, и выводы. Три ведомства – природоохранный департамент, УМВД и Россельхознадзор – констатируют: в регионе усилился заслон черным лесорубам, с начала года после сотен рейдов в делянах зафиксировано 95 фактов незаконных рубок, объем ворованного леса – более 1400 кубометров на сумму ущерба более 17 млн рублей. Акты по 81 случаю переданы для возбуждения уголовных дел в УМВД. Шесть человек уже привлечены к уголовной ответственности, 29 – к административной. При этом УМВД констатирует: растет число таких рубок в лесах Кургана.

Андрей Лушников на цифрах доказал: контроль вынуждает промышляющих в лесах предпринимателей оформлять документы на партии древесины, особенно на экспорт. Россельхознадзор за 8 месяцев обследовал 2636 таких партий леса. Объем экспорта растет. В 2015 году заявок на оформление документов фитосанитарного контроля было на 69 тыс. кубометров, в 2016 году, когда шли операции «Лес», «Деляна» и другие, – на 170 тысяч кубометров. В этом году на сегодня уже на 115 тысяч кубометров. То есть, число желающих вывести груз легально растет.

Но при этом есть 94 факта, когда лес везли без документов, при этом 52 случая – это зауральцы, 42 – из Свердловской области.

«Мы их ловим, но ни изъять левый груз, ни задержать не можем. Средний штраф за это нарушение – 425 рублей. Таков закон. И какова эффективность?», – жаловался Андрей Лушников.

А если это казахстанский перевозчик, то, выписав штраф, письмо об этом надо выслать в соседнюю страну, а международный конверт стоит 200 рублей и служба фактически несет убытки при таком положении.

«Нужно ужесточать наказание. Мы высылали в Россельхознадзор наши предложения, но пока ничего», – признался Андрей Лушников.

Но в стране есть опыт Амурской и Брянской областей, где региональное законодательство ввело штрафы до 500 тысяч рублей за нарушение требований по организации работы пунктов приема и отгрузки леса и систему документального контроля. И в Амурской области, например, втрое сократилось число таких пунктов. Говоря об этом, Евгений Дмитриев, предложил получше изучить такой опыт. Как и практику введения ЕГАИСС для учета оборота леса на пилорамах. Системной информации об этом пока нет.

Замдиректора департамента экономического развития Светлана Афанасьева поддержала предложение изучить опыт других регионов и уверена, что возможно добиться адекватного наказания за нелегальный бизнес в лесах, если разработать законодательную инициативу – регион имеет такое право.

Павел Овсянников

Фото сайта Rweek.ru

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров