Четыре масти курганской власти. Червы

​Экспертный канал «УралПолит.Ru» возобновляет политический проект «Четыре масти уральской власти», цель которого – максимально доступно и близко к реальности показать расстановку политических и экономических групп влияния в субъектах УрФО в форме колоды из 36 игральных карт.

Экспертный канал «УралПолит.Ru» возобновляет политический проект «Четыре масти уральской власти», цель которого – максимально доступно и близко к реальности показать расстановку политических и экономических групп влияния в субъектах УрФО в форме колоды из 36 игральных карт.

Карточная колода используется как наиболее известный и доступный культурный код, отражающий систему позиций влияния и власти от «туза» до «шестерки». Каждой карте в нашем проекте соответствует конкретная персона (или в крайнем случае – конкретный актив). Влиятельность персон соответствует стандартному раскладу – когда самые сильные позиции у «туза», а самые слабые у «шестерки». «Карты власти» составлены на основе экспертного опроса, который проводился журналистами «УралПолит.Ru».

Мы начинаем проект с Курганской области.

Очевидными результатами несменяемости власти в Курганской области в течение 18 лет при Олеге Богомолове (с 1996 по 2014 год ) стало уменьшение населения за этот период с 1 млн 100 тысяч до 887 тысяч (данные Росстата). Эксперты давно отмечали, что аномально высокие тарифы на энергию привели к неконкурентоспобности промышленной продукции области, а запреты на вывоз и продажу сельскохозяйственной продукции самими производителями привели в упадок сельские предприятия, «оптимизация» медицинских учреждений привела к увеличению смертности и ухудшению качества жизни.

Алексей Кокорин, губернатор области с 2014 по 2018 годы, входивший ранее в команду Богомолова, не смог изменить ситуацию. По официальным данным, на 1 февраля 2019 года в области осталось 834,1 тыс. человек.

Назначенца президента, врио губернатора Вадима Шумкова и его команду на настоящий момент можно назвать только номинальными руководителями области. Конвертировать это положение в настоящую власть можно только на выборах в сентябре 2019 года.

Новая команда предлагает вполне очевидные рецепты для подъема Зауралья: поиск точек роста и привлечение инвестиций. Вадим Шумков уже заявил о необходимости «освежить облик власти», призвал «дать области силу и волю к развитию, стряхнув тлен и плесень». В конце марта он выступил с программой работы на ближайшие пять лет перед местными элитами. «Курганская область по сравнению со многими субъектами Российской Федерации находится в уязвимом положении, с серьезным риском дальнейшей деградации экономики, имеющейся инфраструктуры и возрастания оттока населения. Мы очень близки к точке невозврата, пройдя которую все пагубные процессы становятся просто необратимы», – честно подчеркнул Шумков. В области есть повышенный запрос на дела и быстрые результаты.

Пока в активе у врио кроме резких, но не всегда понятных кадровых решений видимых результатов немного. Это перенос на год мусорной реформы, внесение Зауралья в перечень регионов, которым Дмитрий Медведев пообещал точечную поддержку и куратора из Москвы, заход в большинство национальных проектов, резкое увеличение финансирования дорожного строительства, ремонта социальных объектов, обоснованно повышенная требовательность к системе управления.

Эксперты отмечают, что с деньгами «может помочь только федеральный центр – промышленность новую власть не знает, шагов не видит и вкладывать ресурсы не спешит». Но и в Москве не спешат – области (читай команде Шумкова) уже отказались выделить деньги на строительство детской поликлиники в Заозерном микрорайоне, ссылаясь на плохую подготовку документов в январе 2019 года.

Желание Шумкова показать жителям области «быстрый и осязаемый результат», по мнению крупнейших успешных промышленников, требует акцента на местных инвесторов, а не варягов, учета интересов малого бизнеса и решения застарелых проблем на федеральном уровне – растущей налоговой нагрузки, давления контролеров всех мастей, дефицита доступных кредитов и квалифицированных кадров. Но для этого, шутят наблюдатели, Шумкову надо как минимум стать премьер-министром РФ, а не главой области.

Победить на выборах, учитывая вертикаль, его просто обяжут, его пиар шаги и структуры, для этого созданные, никаких шансов конкурентам почти не оставляют. Позиция Вадима Шумкова по смене управленцев уже вызвала шок и трепет в рядах чиновников. И поддержку рядовых жителей, которые активно выразили запрос на обновление своей жизни. Единороссы уже заявили о поддержке беспартийного Шумкова, одновременно введя в закон о выборах губернатора возможность самовыдвижения. Другой структуры для сбора подписей кандидату – самовыдвиженцу у Шумкова нет.

Кандидатом от КПРФ на выборах губернатора в сентябре этого года будет депутат Курганской гордумы Яков Сидоров. Об этом уже заявил зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин. Яков Сидоров – второй секретарь обкома КПРФ, проявивший в предыдущие годы публичную общественную активность (митинги по пенсионной реформе, против расширения добычи урана, «мусорной» реформе), адвокат и правозащитник.

Как отмечают эксперты, воля президента Путина, назначившего врио Шумкова – это один фактор, устоявшиеся бизнес-интересы – другой, а избиратели с завышенными ожиданиями – фактор самый непредсказуемый. Политолог Александр Кынев в марте уже отметил, что выборы в Курганской области, как и в Забайкалье и Санкт-Петербурге, буду сложными, потому что после назначения глав в октябре «эффект позитива уже близок к исчерпанию». При этом Кынев в комментарии для «УралПолит.Ru» подчеркнул, что «в Курганской области, одном из самых депрессивных регионов, избиратель скорее всего может поддержать Шумкова, если он не будет нажимать на административный ресурс». А симптомы такого нажима в медиа-среде уже появились.

В целом, суммируя позиции экспертов, надо признать, что расклад в колоде довольно приблизителен, поскольку «все очень непонятно и зыбко (не только в аппарате правительства, что само собой, но и во всех остальных мастях», «наша экономика – не что иное, как борьба за благосклонность единственного состоятельного заказчика – государства. Самыми стабильными окажутся те, кто нашел нишу, в которой близость к административному ресурсу не имеет особого значения».

Черви

Прогноз проекта Карты власти-2017 в отношении Курганской области полностью оправдался. Мы утверждали: «нет гарантий, что этот пасьянс сохранится даже до конца срока полномочий действующего губернатора – до сентября 2019 года». Так и случилось.

То, как быстро и беспрепятственно удалось врио губернатора Вадиму Шумкову заменить на ключевых постах правительства местные кадры на пришлых «варягов» впечатляет.

Но остальные карты этой масти, на взгляд экспертов, не имеют пока серьезного влияния, потому что ни один из заместителей губернатора не может быть уверен в своем завтрашнем дне. Пример тому – отставка с 1 апреля первого зама губернатора, куратора АПК Сергея Пугина, который, казалось, единственный из прежнего кабмина вписался в новую команду. И перестановки будут длиться еще долго.

Временным главой Курганской области (и.о. губернатора) и тузом червей в нашей колоде со 2 октября 2018 года является 48-летний Вадим Шумков, родившийся в Курганской области, но после окончания вуза (юрист) работавший в ХМАО и Тюменской области. Шумков работал юрисконсультом в нескольких компаниях, в том числе в ЮКОСе, с 2004 г. – в правительстве Тюменской области, с 2012 г. – вице-губернатор, ответственный за инвестиции и экономику. Прошел курсы кадрового управленческого резерва РАНХиГС.

Его биография свидетельствует о хорошей приспособляемости к ситуации. В начале «строительства вертикали власти» решительно перешел из частного бизнеса на государственную службу. Имеет хорошие связи в нефтегазовом секторе. Минусом эксперты считают отсутствие опыта работы в качестве первого руководителя и политической деятельности.

Король червей – Владислав Кузнецов, назначенный вице-губернатором в январе 2019 года. Родившийся в Москве, по образованию менеджер, работал в банковской сфере (в том числе в «Тройке-диалог»), затем в различных подразделениях «Сибура», в том числе представлял интересы компании в Швейцарии, был депутатом Курултая Башкирии.

Для Кургана это очень экзотическая фигура, его функционал не совсем прозрачен, но акцент на управление внутренней политикой определяет его нынешний статус. Его роль сегодня ситуативно высока, как куратора разработки стратегии развития области на ближайший губернаторский срок Шумкова.

Червовая дама – первый замгубернатора Андрей Саносянназначенный в ноябре 2018 года, уроженец Тюмени, филолог по образованию, с 2004 года работающий на муниципальной и государственной службе. В последние годы в Тюмени и Севастополе курировал предпринимательство, создание индустриальных парков. В Кургане уже заговорили о создании индустриального парка. Саносян руководит департаментом промышленности транспорта и энергетики и одновременно курирует департаменты экономического развития и природных ресурсов.

Валет червей – заместитель губернатора Иван Зонтиков служивший в Тюменском УФСБ. Ранее несколько месяцев руководил аппаратом Шумкова. Публичной информации о нем мало, в комментариях в соцсетях его называют майором. Полагают, что он, возможно, будет обеспечивать связь между вышеперечисленными технократами и спецслужбами, ну и присмотр.

Червовая десятка – Татьяна Менщикова, заместитель губернатора по социальной политике. Назначена в марте 2019 года. Ее позицию в масти определяют только функционал и полномочия в сфере социальной жизни. За три месяца с момента резкой отставки предшественницы Ирины Бугаевой (это вызвало негативную реакцию местных элит), проблемы соцблока попутно и временно вел Кузнецов, но все они – в здравоохранении, учреждениях, подведомственных областным ведомствам соцсектора, и другие – оставались без куратора.

Менщикова – темная лошадка, фигура никому неизвестная, но местная. Последние 20 лет до назначения была директором Куртамышской учебно-воспитательной колонии для девушек 11-18 лет с девиантным поведением.

Девятка червей – руководитель аппарата врио губернатора Оксана Куташи. Она сменила 7 марта на этой должности Ивана Зонтикова. Экономист по образованию, ранее в Тюмени занималась бизнесом (торговля фармацевтикой), потом долгое время была верной помощницей Вадима Шумкова в бытность его заместителем губернатора Тюменской области. До этого назначения недолго являлась в новом составе кабмина полномочным представителем губернатора по взаимодействию с федеральными структурами.

Бытовой штрих: тюменские СМИ в свое время, комментируя автопристрастия чиновников, отмечали, что если Вадим Шумков имеет автомобиль, соответствующий его статусу – BMW X5, то в гараже его помощницы Куташи стоят два недорогих ВАЗа.

Двойная восьмерка червей – Константин Ермаков, начальник финансового управления и Вера Демина, начальник главного управления соцзащиты.

Ермаков – курганец, после окончания УГТУ работал в местных бизнес-структурах, с 1999 года работает в финансовом управлении администрации области. Сменил своего начальника Елену Лукашук, которая при Кокорине руководила областными финансами. Профессионал по праву сохранил позицию в колоде власти.

Вера Демина имеет большой практический опыт в этой области, работает в правительстве области с 2010 года. Деловитость и исполнительность, как личные качества, и роль ее ведомства в в регионе определяют ее место в масти.

Двойная семерка червей – мэры Кургана и Шадринска Андрей Потапов и Людмила Новикова пока безусловно входят в колоду. Потапов при поддержке врио губернатора возглавил Курган при срочной смене схемы управления столицей Зауралья и теперь старается вписаться в команду не только на период предвыборной гонки, но и на следующие пять лет. Полномочия Новиковой, которая сохранила хорошие связи с Андреем Козицыным (УГМК), главным инвестором Шадринска, напротив, формально закончились в мае, но очевидно, что она сохранит пост до губернаторских выборов, а преемника ей уже подбирают.

Замыкает масть двойная шестерка червейВалерий Яковлев, глава Варгашинского района, и Ирина Гагарина, директор департамента госрегулирования цен и тарифов.

Яковлев командует районом с 2006 года, имеет достаточно сильные позиции и безусловный авторитет не только на родине врио губернатора, где появилась одна из точек развития; ТОСЭР, но и в области, руководя Ассоциацией глав муниципалитетов. И этой ассоциации требуется ребрендинг.

Гагарина – единственная из руководителей федеральных органов в регионе (руководила Курганским УФАС ) вошла в команду врио губернатора. В 2017 году УФАС отменило большинство контрактов по ремонту дорог, а в 2016 году четыре раза отменялись аукционы по газификации в Щучанском районе. Идеи развития конкуренции, которые она жестко отстаивала в полемике с прежним руководством области, теперь ей предстоит воплощать «на земле».

О других мастях читайте в следующих публикациях спецпроекта

Использованы фотографии пресс-службы губернатора Курганской области, Александра Алпаткина/ФедералПресс

Павел Овсянников

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях