«Развалились не только здания, но и туалеты во дворе». Зауральские чиновники подвели Путина

Аварийное жилье Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

О причинах провального выполнения одной из приоритетных задач президента РФ, нежелании застройщиков возводить новое жилье в Зауралье и неспособности курганских чиновников влиять на ситуацию – в материале УралПолит.Ru.

Курганская область проваливает программу расселения аварийного жилья. В невозможности выполнить задачу по предоставлению новой благоустроенной жилплощади для сотен семей уверены не только чиновники, но и депутаты, а также отраслевые эксперты. В отставании от планов признаются даже непосредственные кураторы программы, а региональный портал «Обратись» переполнен жалобами жителей домов, проживание в которых нередко сопряжено с риском для жизни. О причинах провального выполнения одной из приоритетных задач президента РФ, нежелании застройщиков возводить новое жилье в Зауралье и неспособности курганских чиновников влиять на ситуацию – в материале УралПолит.Ru.

Проблема аварийного и ветхого жилфонда является одной из наиболее острых для депрессивного региона. 1 апреля 2019 года правительство Курганской области приняло постановление об утверждении программы переселения граждан из авариек, рассчитанной до 2025 года. В документе указано, что претендовать на новое жилье могут жители региона, чьи дома были признаны непригодными для проживания до 1 января 2017 года. Стоит отметить, что объемы достаточно серьезные. До 2025 года в Курганской области планируется расселить около 47 тыс. квадратных метров аварийного фонда, на которых проживает 3 тыс. 94 человека. Заметим, что этот процесс идет в рамках профильного нацпроекта.

Объем финансирования программы, как следует из документа, превышает 1,65 млрд рублей, в том числе более 1,5 млрд – средства ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Оставшуюся часть на расселение авариек должен выделить региональный бюджет. Программа, по замыслам чиновников, должна охватить 26 муниципальных образований в Зауралье – от столицы до сельских поселений.

Примечательно, что фактически улучшения жилищных условий в Курганской области требует значительно большее количество жителей, причем список растет год от года. 

При этом, если, к примеру, в 2017 году жилищные условия улучшили 1 тыс. 19 семей, а в 2018 – 1 тыс. 192, в прошлом году – всего 680.

Кроме того, по данным статистики, на территории Зауралья даже в городах полностью оборудованных всеми видами благоустройства (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, ванные комнаты, газ и электричество) только 43,6% жилищ, а в селах, даже при ежегодном их увеличении, уровень остается катастрофическим – 10,4% по итогам прошлого года.

Подводя промежуточные итоги программы расселения аварийного жилфонда за семь месяцев текущего года, директор департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области Ирина Саблукова сообщила, что новое жилье предоставлено 191 жителю региона из 330, чей переезд запланировали управленцы. Всего же, по итогам первых трех этапов программы, до конца 2022 года чиновники рассчитывают переселить 885 курганцев, проживающих в 456 аварийных помещениях.

Однако озвученные цифры не удовлетворили ни экспертов сферы, ни самих жителей. Стоит напомнить, еще в мае депутаты областной думы обращали внимание на проседание строительного рынка, что рискует обернуться его нехваткой. В качестве одного из вариантов решения проблемы в депкорпусе предлагали задействовать «вторичку». Кроме того, представители Фонда содействия реформированию ЖКХ, оценивая ситуацию в Зауралье, отмечали, что «отмечаются случаи несвоевременного заключения контрактов на строительство и выкуп квартир, а контроль возведения зданий осуществляется формально, что в результате оборачивается появлением нового аварийного жилья взамен старого». В качестве примеров назывались дома в Кургане на улице Профсоюзной и на улице Автомобилистов в Шадринске.

Тем временем портал «Обратись», где курганцы могут высказывать свои претензии в разных сферах жизнедеятельности и требовать от чиновников реакции, пестрит жалобами на «нечеловеческие условия проживания».

«Живем в муниципальном жилье. Барак признан ветхим и (определен) под снос в 2015 году. В детской комнате обваливается потолок, прогнили балки, стены тоже сыплются. Площадь жилья 40,8 квадратных метра. Я обратилась за помощью в жилищный отдел, мне предлагают комнату в общежитии или однокомнатную квартиру с двумя детьми. Дети разнополые. Ссылаясь на то, что мы предлагаем пожить временно, но я отказываюсь от предложенного жилья, так как мало места, и к тому же мне давали один раз временное жилье (вот этот аварийный барак), я прожила тут 10 лет. Прошу помочь мне и моей семье решить вопрос с жильем», – пишет, к примеру, жительница Шадринска, проживающая на улице Луначарского.

Из ответа администрации города на обращение следует, что до переселения (его конкретные сроки чиновники не называют) «может быть предоставлено временное жилье», хотя именно на фактической непригодности для проживания такого «временного жилья» и настаивает автор обращения.

«Здравствуйте. Хотела сказать, что по улице Краснодонская, 7 дом находится в ужасном аварийном состоянии. Балконы рушатся, скоро, не дай Бог, кому-нибудь кирпич упадет на голову. Там живут и дети. Управляющая компания планировала ремонт и так никаких ремонтов там не производят. В подъездах тоже все рушится. Я живу там с двумя маленькими детьми, и там просто опасно и ужасно жить. Балконы еле живые, все выпадает, сыплется, и никому нет дела до этого дома», – значится еще в одном обращении (отметим, оба датированы августом текущего года).

Только после этой жалобы чиновники городской администрации организовали комиссионную инспекцию здания, которая подтвердила крайне неудовлетворительное состояние фасадов, разрушение бетонных ступеней в подъездах, износ деревянных элементов более чем на 90%. В ближайшее время управленцы пообещали рассмотреть вопрос о признании дома аварийным. А это значит, что как минимум до 2025 года он в программу расселения вряд ли попадет.

К слову, в списках уже признанных непригодными для проживания зданий, вошедших в вышеуказанную программу, числятся здания как советского периода 50-70-х годов, так и дореволюционные. Так, например, в Шадринске люди вынуждены проживать в полуразрушенных зданиях 1860 и 1874 годов постройки.

Оценивая текущую ситуацию с расселением аварийного жилфонда, собеседники издания в департаменте строительства далеки от оптимизма. При этом управленцы подчеркивают, что «она сложилась не сейчас, а имеет долгую историю».

«Эта история началась еще при губернаторе Алексее Кокорине. Проблема стала крайне злободневной уже тогда. Было построено несколько домов, в том числе небезызвестным предпринимателем Игорем Потютьковым, как раз с расчетом под программу переселения из аварийного и ветхого жилья. Однако в последний момент были проведены конкурсы, и хотя жилье было готово, под него были деньги, и оставалось только подписать документы и переселить людей, губернатор отменил итоги конкурсов. Все деньги и строительство по этой программе были отданы еще одному известному предпринимателю Владимиру Баскалю. У того на этот момент, к слову, даже сваи еще не были забиты. В политбомонде считают, что это было сделано из-за поддержки Кокорина на выборах. Был скандал, после чего свой пост покинул директор депстроя Нияз Юсупов, с формулировкой «по собственному желанию». Жилье строили под его личные гарантии. Дома Баскаля были приняты в срочном порядке, жильцы заехали, Баскаль получил в районе миллиарда. Но потом история с этими домами как-то замылилась», – вспоминает управленец.

Помимо конфликтов на рынке, собеседник издания проводит параллели с еще одной актуальной проблемой – капитальным ремонтом.

«Областное руководство, департамент строительства настолько занижают сметы, что просто нет желающих браться за эти работы. Примерно та же история происходит с ветхим и аварийным жильем. Я не думаю, что за нормальные, рыночные расценки строители бы наотрез отказывались от работы. Это же бизнес. Но за копейки никто строить не желает. Ведь стройка – это и доставка материалов, размещение рабочих, завоз материалов. В итоге получается, что на большом удалении от областного центра, где-нибудь, в Мишкинском или Половинском районе строить новое жилье для переселенцев просто нет смысла с точки зрения экономики», – констатирует специалист.

Во многом солидарны с ним и представители депкорпуса. Один из собеседников УралПолит.Ru в думе Зауралья сообщил, что камнем преткновения является «способность властей договариваться об условиях с застройщиками, доводить до них смысл строительства нового жилья и обеспечивать выгодные условия». А еще один депутат Курганской областной думы, Юрий Ярушин, развил мысль коллеги.

«Проблема актуальна не первый десяток лет. И полагаю, что она останется таковой еще долго. По факту, аварийного жилья у нас, наверное, больше тысячи домов. Конечно, можно делать косметический ремонт и поддерживать их в жизнеспособном состоянии, но на ситуацию это не влияет. Тем более, много зданий, где никакой ремонт не поможет, которые просто опасны для жизни. Есть и такой фактор, когда управляющие компании стремятся не брать в обслуживание аварийный фонд, что лишь ухудшает его состояние. А в муниципалитетах просто нет лишнего жилья, куда можно было бы переселять людей. Застройщикам проще работать на субподрядах в других регионах, чем здесь по копеечным расценкам за квадратный метр. В итоге даже новое жилье строится из материалов не самого высокого качества. Вспомните, обращения по домам для детей-сирот», – делится своими оценками представитель думы.

Представитель национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Иван Камшилов, в свою очередь, отмечает стремление властей замалчивать масштабы проблемы и давление на жителей, жалующихся на нечеловеческие условия проживания.

«В программном расселении проблемы были всегда. Программа действовала и в 2008-2012 годах. За пять лет расселили всего 55 домов. Дело в том, что не справляются с вводом жилья в строй. Деньги на строительство давали, но возводили по два-три года, и финансирование прекращалось. И далее все только нарастает, как снежный ком. Более того, жители, поднимающие проблему, рискуют. Я сам выезжал на места, где развалились не только здания, но и туалеты во дворе. Решения суда не выполняются по пять-восемь лет, денежные компенсации не выплачиваются, а горожан просто запугивают. Были случаи, когда детей изымали из семей и помещали в спецприемник, рассчитанный на малолетних правонарушителей. В Кургане на улице Гагарина, 20 после обращения в суд была схожая ситуация. Так что и обращения в суд не помогают. На первых же заседаниях городской думы в октябре попрошу, в первую очередь, доложить о решении этой проблемы. К слову, аналогичная ситуация складывается и в сфере капремонтов – 28% в этом году, 56% – в 2019. По благоустройству жалобы идут потоком. И это тоже те проблемы, которые нужно поднимать, но чиновники их просто игнорируют», – заключает собеседник издания.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров