Солеотвалы у трассы и «чужая» экология? Что принесет проект «Еврохима» усольской земле?

​На исходе май, а дочка «Еврохима» – «Уральская калийная компания» – похоже вновь откладывает запуск основного производства и обещанный выпуск калийной продукции.

На исходе май, а дочка «Еврохима» – «Уральская калийная компания» – похоже вновь откладывает запуск основного производства и обещанный выпуск калийной продукции. Предприятие, созданное на территории села Малое Романово Усольского района Пермского края, второй год не может полностью запуститься. Создание химического гиганта посреди уральской тайги у трассы, соединяющей север края с миром, идет ни шатко ни валко. Здешние селяне ожидают от него больших материальных и моральных дивидендов. Будут ли они? Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Крупная мировая компания по производству минеральных удобрений «Еврохим» вынужденно заинтересовалась производством хлористого калия. Единственный производитель в России – «Уралкалий» – диктовал цену на него, а производителям сложных удобрений, к которым относится и «Еврохим», это невыгодно. Собственно производство этого удобрения недорого, правда, если потратишься на создание рудничного хозяйства, флотационных фабрик и всей транспортной коммуникации. Взвесив все за и против, компания все же решилась на создание своего производства калия и 10 лет назад приняла участие в аукционе на разработку участка Верхнекамского месторождении калийных солей. Тогда «Еврохим», заплатив более 4 млрд рублей, победил в аукционе на право пользования запасами его Палашерского и Балахонцевского участков. Тогда, на волне успеха, в компании предполагали довести к 2018-м году ресурсную базу по производству калия, вместе с уже реализуемым проектом по разработке месторождения калийных руд в Волгоградской области, до 5-7 млн тонн хлористого калия в год. По сути, речь идет о 10% мирового рынка.

Но пара кризисов и сбои в организации строительства и производства привели к тому, что проект до сих пор не осуществлен. УКК в последний раз переносила пуск производства на май месяц. Планам по вводу помешал декабрьский пожар минувшего года. «В декабре на стройплощадке обогатительной фабрики произошел пожар, в результате чего сроки введения в эксплуатацию первой линии флотации сдвинулись примерно на два месяца», – сообщала пресс-служба «Еврохима».

Но ни в феврале, ни в марте пуска не произошло. Было обещано, что он перенесен на май.

Тот пожар – далеко не первое ЧП на объекте. Незадолго до него случился на стройплощадке несчастный случай А до этого в 2017-м году тут «на месте погиб сотрудник подрядной организации». Как выяснилось позже, мужчина из соседней Яйвы работал инженером по технике безопасности.

Был случай, когда природоохранная прокуратура судилась с исполнителем работ на здешних разрабатываемых участках. Как поясняли в компании – это были подрядчики. Акцент, что экологические неурядицы – следствие недоработок и провинностей подрядчиков, заезжих – это привычный для «Еврохима» почерк.

В Малом Романово и соседних селениях, когда начиналось строительство химического гиганта люди жили надеждой работать на нем. Эти надежды сбылись, но не полностью. «Еврохим» завозит людей не только с соседних Березников, но и далекого – почти за 40 километров – Соликамска. Похоже, компания не намерена развивать здешние усольские поселения, делая ставку на развитие своей социальной инфраструктуры в Березниках. Так, в прошлом году здесь заложен первый камень в строительство целого микрорайона из 39 домов. Примечательный факт, компания на это торжество пригласило главу Березников Сергея Дьякова, губернатора Максима Решетникова, а вот про усольских руководителей забыло.

Понятно, Малое Романово и другие соседние поселения – не чета городу. Здесь нет социальной инфраструктуры, достаточного количества жилья. Но в то же время эта территория Усольского района – вторая по привлекательности для березниковцев, которые здесь имеют дачи – здесь расположилось не меньше 15 коллективных садов жителей Березников. Создавай, развивай здесь соответствующую инфраструктуру, и вырастет поселение. К слову, так и действует «Еврохим» в своем волгоградском калийном проекте, застраивая Котельниково. Здесь по проекту «ЕвроХим – ВолгаКалий» большая перспектива у поселения с 20-тысячным населением. Стоит ли считать, что для «Еврохима» аналогичный проект в Усольском районе неинтересен?

Солеотвалы в Соликамске

Заметим, что УКК намерена у трассы, связывающей север Пермского края с цивилизацией, создать солеотвалы. Под рукотворные горы, куда пойдут экологически опасные отходы фабрик, уже отведено место, проведены положенные публичные слушания с ожидаемым и нужным компании решением. Понятно, что развитие промышленности требует экологической поправки. Но, судя по проектам будущего предприятия, основная часть отходов пойдет именно в солеотвалы и не будет закладываться в пустоты, образуемые в результате разработки калийного месторождения.

Чем это грозит, можно судить по некоторым фотографиям, где видны первые негативные последствия начало разработки.

Но проблема лежит глубже – под землей. Буквально в десятке километров от этих разрабатываемых площадей находится БКПРУ-3 ПАО «Уралкалий», где в уже далеком 1986-м году затонула первая калийная шахта в нашей стране. В каком состоянии находится здешняя подземная толща – доподлинно неизвестно. Не скажут об этом и ученые. Но учитывая, что на протяжении более чем 30 лет здешние соляные залежи размывались водой, можно предположить, что растворилась соль не только на разрабатывавшихся участках? Скорее всего – да. Соль не уголь и охотно растворяется в воде, независимо от того – рассолы это или чистая вода.

Есть риск, что растворенные участки располагаются в непосредственной близости от шахтного поля будущего предприятия «Еврохима». Предположим – да. Что тогда? Больший риск, плюс незаложенные и разработанные пустоты. Чем это грозит – домысливать не надо. Пример – Березники, который сегодня находятся в «ожерелье» почти десятка провалов. Причем порой расстояния между некоторыми из них не один километр.

Если же учесть, что «Еврохим» намерен на своем участке вести разработку и карналлита, то не лишне будет вспомнить опасный район так называемых панелей переходного периода в Березниках, где это сырье для производства титана стало одной из причин негативного развития при затоплении. Дело в том, что карналлит сильно поглощает воду. Влага, попав на такие участки, становится просто неконтролируемой.

Развивая негативный сценарий, вспомним, что рядом проходит прямая трасса, по сути, главная в южном направлении, к цивилизации. «Уралкалий» «утопил» железнодорожную связь севера с «большой землей». Может ли «Еврохим» пойти иным путем? Пока, судя по развитию событий, новые разработчики Верхнекамского месторождения калийных солей немногое готовы противопоставить старым, хорошо известным рискам.

Юрий Санатин

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров