«Красивое или уродливое дитя, но оно все равно будет». Что важно знать о проекте «Большой Екатеринбург»

Область и город объединились и пошли в наступление

Политическая реальность в Свердловской области окончательно поменялась: региональные и екатеринбургские чиновники старательно демонстрируют, что область и город больше не оппоненты, а партнеры. Вслед за историческим перемирием меняется и судьба крупных проектов. «Большой Екатеринбург» – больше не предмет дискуссий и политического торга, а реальный проект развития территории вокруг уральской столицы. Чиновники мэрии Екатеринбурга, которые еще пару лет назад были главными пропагандистами городской аутентичности, теперь стали сторонниками объединения. Куратор проекта, вице-премьер Александр Высокинский, был создателем стратегического плана развития Екатеринбурга, но перешел в правительство ради создания агломерации. Изменился только подход: Екатеринбург не будет поглощать города-спутники физически, а будет выстраивать с ними единые экономические связи. Что важно знать о «Большом Екатеринбурге» – в материале «УралПолит.Ru».

Что это такое?

«Большой Екатеринбург» – это первая среди многих возможных в Свердловской области агломерация городов. Войти в нее должны все города-спутники уральской столицы, расположенные примерно в 25 километрах от него. На сегодняшний день это Верхняя Пышма, Арамиль, Первоуральск, Среднеуральск и Березовский.

Как только появилась идея объединения городов-спутников вокруг Екатеринбурга – большая часть муниципалитетов восприняли ее негативно. В Березовском, например, до сих пор пытаются избежать участия в проекте. В Арамили к нему тоже отнеслись настороженно, назначили общественные слушания по вопросу, но недавно их провалили. Основной претензией территорий было подозрение, что небольшие города просто присоединят к Екатеринбургу, лишат собственных бюджетов и полномочий. Теперь чиновники говорят только об экономическом объединении городов и готовят целую пиар-кампанию, направленную на то, чтобы убедить города в целесообразности проекта.

Как города объединят?

На сегодня это главный вопрос, который беспокоит как екатеринбуржцев, так и города-спутники. 

Пока речь идет только об экономическом объединении потенциалов городов, но ни в коем случае не об административном. Присоединять небольшие города к Екатеринбургу пока никто не собирается, но конкретных механизмов пока нет. 

«Сейчас мы обсуждаем, как хорошо нам будет жить, а уже потом – с помощью каких инструментов мы этого достигнем», – заявил Александр Высокинский.

Для всей алгомерации будут разрабатываться единая транспортная схема, транспортно-пересадочные узлы, система управления твердыми бытовыми отходами («чтобы сосед не гадил соседу под забор») и инженерная инфраструктура.

В первую очередь, по словам Высокинского, для каждого города необходимо определить территориальную специализацию. Например, Арамиль может стать логистическим узлом, так как рядом расположены ЕКАД, аэропорт и железная дорога, Верхняя Пышма и Орджоникидзевский район могут стать единым промышленным узлом, а в Среднеуральске, где большие запасы по теплу, как следствие, можно строить теплицы. Но пока это все только мечты.

Кто будет решать все вопросы?

Разработкой «Большого Екатеринбурга» будут заниматься сразу пять экспертных советов: власть, бизнес, общественность, наука и СМИ. Власть, как областная, так и муниципальная, будет выполнять административную работу, бизнес должен рассказать, «что должна сделать власть, чтобы бизнес сказал, что она молодец», ученые будут искать, где что недосмотрели и определять методологии. Общественность будет контролировать равные пропорции социальной части и бизнеса в проекте. У СМИ самая, казалось бы, непосильная задача – им нужно будет изменить сознание людей и сформировать патриотическую позицию любви к своему городу и краю.

Члены экспертных советов также будут регулярно проводить заседания в рабочих группах по семи направлениям, среди которых здоровье, образование, культура и спорт. Пока это все лишь планы, встречи начал проводить только экспертный совет по СМИ, а как, когда и по какому принципу будут сформированы остальные – неизвестно.

К слову, Высокинский не отрицает, что если городам долгое время не удастся договориться, может быть применен административный ресурс.

Когда объединение начнется?

Пока авторы не называют сроки реализации программы. По мнению Высокинского, такой большой проект нельзя сделать за полгода. Работу на опережение уже начал экспертный совет по СМИ, остальные советы начнут собираться в июле-августе. Первые реальные документы по проекту появятся только через полтора года. «В моих планах обсудить с вами первые схемы в декабре 2017 года. Переживем октябрь 2017 года, и все», – заявил вице-премьер, имея ввиду выборы губернатора Свердловской области.

Зачем это нужно?

Будет большой «Большой Екатеринбург» или нет – больше не обсуждается, это данность, с которой придется смириться всем несогласным, начиная от сенатора Аркадия Чернецкого, заканчивая мэрами городов-спутников. Это подтверждает и готовность области использовать административный ресурс в отношении недовольных, особенно после того, какой ценой областные и екатеринбургские власти помирились под давлением Москвы.

«Проект «Большой Екатеринбург» – тот, с которым мы уже живем. Красивое дитя или уродливое, но оно все равно будет», – заявил Высокинский. По его мнению, агломерация начала образовываться сама собой, когда люди из соседних городов начали массово приезжать в Екатеринбург на работу, а Екатеринбург стал, например, ездить отдыхать в Сысерть. Задача авторов проекта – направить развитие агломерации в правильное русло.

Что дальше?

Следующим большим этапом может стать проект «Созвездие», который был разработан еще в 1983 году. Это единый промышленный узел трех городов-миллионников, расположенных подозрительно близко: Екатеринбурга, Челябинска и Перми. «Если не через 20, то через 50 лет это будет единый экономический комплекс», – заявил вице-премьер.

Сейчас, по словам Высокинского, проект сращивания Екатеринбурга и Челябинска идет самостоятельно – например, скоро может появиться высокоскоростная магистраль, а в перспективе – сухой порт между этими городами. В целом в планах вице-премьера сделать Екатеринбург частью сухопутного пути Лондон – Берлин – Токио, так как через уральскую столицу проходит Транссиб.  

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров