Праздник непослушания. Из-за правовой коллизии уральцам можно круглосуточно пить, курить, шуметь и приставать к гражданам

Причиной всему – федеральное законодательство и отчасти инициатива областных единороссов. Крайним оказался Дмитрий Медведев

​Крупный скандал разрастается в Свердловской области. Как выяснилось, де-факто в регионе некому выписывать штрафы по 15 административным нарушениям. Можно безнаказанно: курить в общественных местах, да, и даже в самих зданиях, круглосуточно продавать алкоголь и распивать горячительные напитки где угодно, водить детей в стриптиз-бар и так далее.

Крупный скандал разрастается в Свердловской области. Как выяснилось, де-факто в регионе некому выписывать штрафы по 15 административным нарушениям. Можно безнаказанно: курить в общественных местах, да, и даже в самих зданиях, круглосуточно продавать алкоголь и распивать горячительные напитки где угодно, водить детей в стриптиз-бар и так далее. Как оказалось, уже три года за это нельзя даже штрафовать, просто раньше никто не обращал внимание на правовую коллизию. Увидели ее случайно, когда были приняты поправки депутатов-единороссов в областной закон №52-ОГ об административных правонарушениях. Виноват же во всем оказался Дмитрий Медведев. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

О возникшей правовой коллизии корреспонденту «УралПолит.Ru» рассказал после заседания комитета заксобрания по местному самоуправлению депутат Денис Сизов. Главным образом речь шла о ночной торговле алкоголем – одной из самых горячих тем. Но касается проблема и таких общественно-опасных деяний, как «нарушение правил благоустройства» (в том числе и выброс бытового мусора в неположенном месте), «нарушение правил содержания животных, в том числе выгул собак без намордников», «курение в общественных местах», «организация незаконных парковок» и многих-многих других. А конкретно – тех, что прописаны в областном законе №52-ОЗ «Об административных правонарушениях».

Тут стоит пояснить. Обозначенный закон разграничивает полномочия полиции и органов местного самоуправления, устанавливает, кто из них за что имеет право штрафовать. Принят он был еще несколько лет назад и долгое время на это разграничение никто не обращал внимания: граждане привычно в случае чего звонили полиции, на место происшествия выезжал наряд или приходил участковый, составлял акт и дальше дело уходило в суд, где выписывался штраф. Так продолжалось несколько лет, затем произошло два события.

Во-первых, в июле этого года, на одном из последних заседаний заксобрания фракция «Единой России» внесла законопроект о расширении полномочий органов местного самоуправления. К уже имеющимся добавились такие статьи, как «безбилетный проезд», «приставание к гражданам» и ряд других. В результате же: «После внесенных изменений полномочия органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных нарушениях сократились до четырех составов. Теперь органы внутренних дел отказываются составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность». Так жалуется в своем письме спикеру заксобрания Свердловской области Людмиле Бабушкиной председатель Совета муниципальных образований области Михаил Астахов на ситуацию в регионе. При этом поясняет: при получении подобных сигналов от граждан полиция попросту переадресует материалы или даже сами жалобы в муниципалитет. То есть: решили соседи в 11 часов ночи музыку послушать – пожаловаться на них теперь можно лишь в мэрию, но там в это время уже никого нет. Аналогично и с ночной продажей алкоголя: ночью мэрия не работает и выехать на вызов попросту некому. А даже если и приедут, то не смогут помешать правонарушителям. «Должностные лица органов местного самоуправления не имеют права требовать от граждан прекращения противоправных действий, проверять документы, удостоверяющие личность, вызывать граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях», – продолжает описывать суть проблемы в своем письме Людмиле Бабушкиной Михаил Астахов. Иными словами: даже если представители мэрии приедут, нарушитель имеет право послать их и дальше продолжить делать что угодно, и ничего ему за это не будет. Дошло до того, что «у коммерсантов, у кого юристы нашлись и кто попался на ночной торговле – они сейчас просто в суде выписанные штрафы опротестовывают, поскольку полиция протоколы выписывать не имела права», – рассказывал корреспонденту «УралПолит.Ru» Денис Сизов.

Впрочем, изменение областного закона – это лишь повод. Настоящая причина в другом – и это «во-вторых». С лета различные ведомства начали готовится в бюджетному процессу – нужно было отстаивать свои потребности и заявки на финансирование. В том числе и МВД. Тогда-то и вспомнили о федеральном законе «О полиции», принятом три года назад с подачи тогдашнего президента РФ Дмитрий Медведева, в котором прописан запрет для органов внутренних дел на занятие «несвойственными им функциями». То, что при этом к этим самым функциям оказалось отнесено множество бед, вспомнили только в этом году. Чтобы исправить ситуацию, госдумой в июле этого года был принят закон №247-ФЗ, подразумевающий возможность заключения между региональными управлениями органов внутренних дел и органами местного самоуправления специального соглашения по передаче полномочий. Но на этом все и застопорилось: «Ведь для исполнения полномочий нужны специалисты, ресурсы, деньги», – поясняет Денис Сизов. Иными словами: полиция, в принципе, готова пойти на встречу, но взамен хочет, чтобы при передаче полномочий местные бюджеты передали и деньги на их исполнение. В результате сейчас «типовой проект соглашения» лежит в МВД РФ на согласовании. И когда он будет принят на федеральном уровне, не говоря уж о региональном, пока неизвестно.

Справедливости ради отметим, что не все в заксобрании склонны драматизировать сложившуюся ситуацию: «Нельзя сказать, что штрафовать некому. Просто по отдельным статьям КоАП протоколы должны составлять работники исполнительных органов власти. И да, мы считаем, что по некоторым статьям надо возвращать их в ведение полиции – они более эффективны. Все это связано с законом «О полиции». Если его строго выполнять, то полиция не имеет права ничего делать. Погорячились немножко. Но это просто ряд моментов, которые должны регулироваться соглашением, и оно готовится», – прокомментировал корреспонденту «УралПолит.Ru» ситуацию председатель законодательного комитета заксобрания Владимир Никитин.

Впрочем, адвокаты смотрят на ситуацию более категорично: «Там все вообще плохо. Есть проблема, и полиция может не выезжать на подобные вызовы, если не хочет. А они не хотят, поскольку тащить на себе эти функции – на это финансирование нужно. И да, если полиция выписывает штрафы по этим статьям, их легко можно опротестовать», – пояснил корреспонденту «УралПолит.Ru» екатеринбургский адвокат Иван Кадочников.

В полиции от комментариев отказались. Впрочем, Денис Сизов предоставил нашей редакции ответ ГУ МВД по Свердловской области на запрос рабочей группы заксобрания по данной ситуации: «В соответствии с внесенными изменениями, протоколы об административных нарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) только в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий. В настояще время в министерстве внутренних дел Российской Федерации проект Типового Соглашения находится в стадии доработки». 


В заключение «УралПолит.Ru» публикует список административных правонарушений, за которые полиция в настоящее время не имеет права выписывать штраф, согласно закону №52 ОЗ «Об административных правонарушениях»:

  • Статья 5-1 «Неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»
  • Статья 10-3. «Нарушение дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции»
  • Статья 14 «Самовольное размещение объявлений»
  • Статья 17 «Нарушение правил благоустройства при проведении строительных работ»
  • Статья 18 «Мойка транспортных средств в не отведенных для этого местах»
  • Статья 19 «Нарушение порядка организации и деятельности парковок (парковочных мест)»
  • Статья 21 «Безбилетный проезд»
  • Статья 24-1. «Нарушение правил организации регулярных пассажирских перевозок»
  • Статья 32 «Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области, Уполномоченного по правам предпринимателей в Свердловской области»
  • Статья 33 «Невыполнение в установленный срок законного предписания органа местного самоуправления»
  • Статья 35 «Использование символов Свердловской области или официальных символов муниципального образования в нарушение установленного порядка»
  • Статья 37 «Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан»
  • Статья 38 «Нарушение правил содержания домашних животных»
  • Статья 41 «Приставание к гражданам»

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров