Битва за знания. Кто и зачем устраивает «первоклассный» ажиотаж в школах Екатеринбурга

Серый рынок прописки, тайные регламенты и бессонные ночи родителей

​В Екатеринбурге зреет очередная волна народного гнева. Действующие лица все те же – глава департамента образования мэрии Евгения Умникова, директора школ и возмущенные родители. Повод – традиционный ежегодный ажиотаж в связи с начавшимся набором детей в первые классы.

В Екатеринбурге зреет очередная волна народного гнева. Действующие лица все те же – глава департамента образования мэрии Евгения Умникова, директора школ и возмущенные родители. Повод – традиционный ежегодный ажиотаж в связи с начавшимся набором детей в первые классы. Доведенные до истерик люди говорят и о найме ЧОПов для разборок, и о сжигании покрышек в знак своего возмущения – пока только в шутку. О том, кто и зачем подогревает народную истерику – в расследовании «УралПолит.Ru».

Подходим, записываемся

Запись детей в первый класс – ежегодное испытание для екатеринбургских родителей. Правила игры регулярно меняются, причем как на федеральном, так и на муниципальном уровне. Наибольший ажиотаж традиционно наблюдается вокруг приема первоклассников в так называемые элитные школы – гимназии № 2, № 5, № 9 и так далее. С одной стороны, казалось бы, процедура предельно проста – приоритет при записи в первый класс у детей с соответствующей пропиской. Такая система породила различные махинации с регистрацией детей: «У нас дочка в этом году поступает. В Академическом две школы всего, из них одна хорошая, а другая так себе – работают учителя начальных классов даже без высшего образования. Весь прошлый год ходили на курсы подготовительные, чтобы в хорошую школу попасть. А в начале этого года объявили, что все это не важно – запись будет строго по прописке. Пришлось со знакомыми договариваться, чтоб они за деньги временно прописали ребенка у себя», – рассказала корреспонденту «УралПолит.Ru» одна из жительниц Екатеринбурга. В социальных сетях родители обсуждают, что средняя стоимость прописки в нужном районе в городе колеблется в районе 50 тысяч рублей.

Однако и регистрация в нужном районе – не всегда гарантия поступления ребенка в школу: «Как ответственный родитель будущей первоклассницы, занял очередь у гимназии № 5. Кстати! Руководство школы ввело некий внутренний регламент, согласно которому мой ребенок (соответственно, законный представитель) по прописке должен подать документы не в первый же день, а лишь на четвертый. Считаю, это противоречит букве закона и здравому смыслу», – заявил уральский политтехнолог Алексей Швайгерт, который с 1 февраля пытается записать дочь в первый класс гимназии № 5.

По его словам, в этом году каждая школа в соответствии с законодательством объявила количество первоклассников, которое сможет зачислить. Прием заявлений ведется в порядке живой очереди, кто не успел в «топ-100» или «топ-150» первых – придется искать другую, похуже. И все бы ничего, всех нервируют слухи и непонятные регламенты в школах, появившиеся накануне, с помощью которых школы устанавливают свои порядки. Параллельно запись ведется через сайт госуслуг, который, к слову, в ночь на 1 февраля (когда стартовала запись) подвергся атаке хакеров. При этом, по словам самих родителей, за время, что сайт не функционировал, на нем появились таинственные списки зарегистрированных родителей. Правда, что дает эта регистрация, родителям никто объяснить не может. Аналогичная ситуация и с «живой очередью»: «На заявлении ставят пятизначный номер. Что он означает – совершенно непонятно. И в администрации школы объяснять отказываются. В 110-й – там хоть расшифровывают, называют, какой это означает номер в школе. А у нас – придется 9 февраля ждать, когда списки вывесят, только так можно будет понять, попал ребенок или нет. На форумах пишут, что в прошлом году до драки доходило. И соседи тоже рассказывают, что нанимали ЧОПы. В итоге кто у дверей сильнее оказывался, смог других перетолкать, тот и поступал. В этом году сейчас, во всяком случае, никаких толп не наблюдается – это и вызывает подозрение, что всех, кого «нужно», уже зачислили» – посетовал в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» Алексей Швайгерт уже после сдачи документов.

Как оказалось, очереди – это вообще информация секретная: «Я отчитываюсь только перед управлением образования. И больше никому ничего говорить не собираюсь. Тем более цифр по количеству поданных заявок», – категорично и достаточно грубо заявила директор злополучной гимназии № 5 Галина Панькова на вопрос корреспондента «УралПолит.Ru» о том, сколько заявок на поступление детей в первый класс подано, есть ли у родителей вообще основания для беспокойства.

Впрочем, в управлении образования Екатеринбурга к ситуации отнеслись спокойнее. «Основная проблема заключается во «временных прописках», которые оформляют родители в это время. К примеру, по 69-й школе (на базе этой школы набор в первые классы ведут гимназии № 2 и № 9 – прим. ред.), где регулярно ажиотаж, – официально там постоянную прописку сейчас имеет лишь 18 первоклашек. Сейчас идет прием заявлений. Что будет в случае перебора, сейчас сказать сложно. Директора имеют право отказать тем, у кого временная прописка, направить их в другие школы. Бывает, принимается решение о формировании дополнительных классов. Но тут тоже: не может же директор каждый год по 8 классов набирать – школа, в конце-концов, не резиновая, там все просто не поместятся. Да и тоже не совсем это правильно – фактически тем самым меняет условия приема детей, что недопустимо», – заявила корреспонденту «УралПолит.Ru» замначальника екатеринбургского управления образования Наталья Мезенцева.

Отдельно сотрудница горадминистрации пояснила и про пресловутые регламенты: «Регламенты были вывешены для удобства родителей, чтоб те не толпились в очередях, а могли спокойно прийти в свой день и подать документы. Но это делалось исключительно для тех школ, в которых не бывает ажиотажа. Вот вы можете назвать хоть одну из элитных, где такие регламенты были бы?». Узнав же, что в частности родители называли гимназии № 110 и № 5, посоветовала обращаться в прокуратуру: управление образования разрешение им не давало – просто личная инициатива местных директоров. В 110-й гимназии, впрочем, уже отмененная, как передают родители.

В целом чиновники утверждают, что проблема возникает главным образом на уровне общения директоров с родителями. Одни не говорят всей информации, провоцируя подозрения, другие создают ажиотаж. «Вообще тема поступлений детей в первые классы – сугубо прерогатива муниципальных управлений. Мы лишь мониторим ситуацию. Но уже неоднократно наше министерство об этом говорило: основная проблема возникает из-за того, что родители получают неполную информацию», – прокомментировали ситуацию корреспонденту «УралПолит.Ru» в пресс-службе областного министерства образования.

Образование, как бизнес – истерика, как реклама

Во всей истории с зачислением детей в первые классы ключевыми можно считать два момента. Во-первых, разница в качестве образования в самих школах. Согласно официальному отчету министерства образования, половина среднеобразовательных учебных заведений области, в том числе и Екатеринбурге, относится к «гимназиям» или «лицеям». С одной стороны, это много – город считается одним из самых топовых по России в части школьного образования. С другой – мало, поскольку, как показывает практика, на всех желающих «элиток» не хватает. Проблему усугубляет и то, что по ряду причин, в том числе и исходя из личных предпочтений родителей, одни пользуются сверхповышенным спросом, в других все проходит достаточно спокойно.

«Те школы, которые получили статус, они начинали ведь вместе со всеми, такими же общеобразовательными школами. Чтобы школа стала элитной, должно несколько факторов сложиться. Как, к примеру, расположение: если в районе много проблемных детей и нет возможности привлекать хорошие кадры – разумеется, что здесь сложнее. А когда складываются местоположение, подходящий контингент и готовность учителей к работе – тогда школа и повышает статус, и поддерживает его. Но все зависит от управления: на 70–90 % статус школы зависит от успешного управления: директора, его завучей и того, как выстраивается работа с педсоставом. От того, насколько все озабочены качеством преподавания, насколько выстроена философия образовательного учреждения. Так что все зависит от директора и, отчасти, сопутствующих условий», – рассказала корреспонденту «УралПолит.Ru» принципы появления элитных школ руководитель регионального исполкома Всероссийского педагогического собрания, замдиректора школы № 21 Татьяна Белова.

Другой момент – коррупционная составляющая. По упорно курсирующим среди родителей слухам, попадание или нет ребенка в школу зависит от личных договоренностей с директором. Правда, источник «УралПолит.Ru» в администрации Екатеринбурга утверждает, что коррупцию на этапе приема первоклассников в школы рассматривать не стоит: «Никаких распилов нет – такие вещи слишком легко было бы проверить, поэтому в самом управлении образования, во всяком случае, никто с этим и не связывается. «Левак» есть, конечно, но это совсем другое и гораздо более сложные схемы», – резюмировал собеседник «УралПолит.Ru». В общих чертах описание выглядело следующим образом: одно из отличий «элиток» от прочих – большое количество дополнительных, главным образом платных образовательных услуг. Благодаря этому рынку зачастую существуют администрации школ, получающие вполне официально отчисления от родительских взносов, и директора, и так далее. Схема сложная. В том числе и в плане доказательств: в 2011 году управление генпрокуратуры по УрФО пыталось засудить директора гимназии № 177, как раз по обвинению в организации платных подготовительных курсов. Но несмотря на то, что дело имело большой резонанс и работали лучшие юристы ведомства, собрать доказательную базу, найти твердые основания для обвинения не смогли, директор в суде была оправдана.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров