Игра в имитацию. Во что превратились дебаты «Единой России»

Стремление к открытости обернулись против партии

«Деньги – это кровь экономики, это водичка. Как у нас кругооборот водички происходит? Водичка стекает в море, затем солнышко светит, водичка испаряется, все это поднимается и поливается вся земля».

Это не учебник по экономике для шестого класса. Просто отрывок из выступления одного из кандидатов на праймериз в Госдуму от «Единой России» в ходе последних дебатов в Свердловской области. На публичную дискуссию партия изначально возлагала большие надежды. Предполагалось, что именно там кандидаты покажут себя, смогут донести свои идеи до избирателей. Обкатка проекта показала, что многие участники предварительного голосования не понимают формат и не готовятся к выступлениям, а сами программы никто не смотрит.

«Надо изменить школьную программу. Нужно предмет черчение вернуть. Потому что у нас поступают в вуз, но не знают, что такое черчение. Зато в 7 классе у нас ИЗО, это надо менять», – так Елена Борисова, экономист из штаба ЦВО, участница праймериз ЕР ответила на вопрос о том, как повышать сознательность граждан в коррумпированной стране. Во время вступительного слова она решила пересказать сюжет фильма «Дивергент», но не успела уложиться в регламент.

К организации дебатов «Единая Россия» во всех регионах подошла со всей серьезностью. Для каждой встречи арендуется либо телестудия, либо другое публичное место, где могут присутствовать зрители, встреча участников транслируется онлайн на YouTube и в соцсети «Одноклассники». Все это может обойтись партии в миллионы рублей (хотя цифры официально отказываются называть даже в федеральном исполкоме). Весь архив дебатов доступен на официальном сайте.

«Европейское образование не должно накладываться на российский менталитет. В Европе поддерживается нетрадиционная ориентация, это убивает нацию, нельзя поддаваться европейским примерам», – агитирует за себя Валерия Рытвина, временно безработная, участница праймериз «Единой России». В начале года она прославилась благодаря доносу на тех, кто собирал деньги на ноутбук для осужденной за финансирование экстремистской деятельности; после этого от нее открестился ОНФ, назвав призыв женщины ее частной инициативой.

Сегодня на официальном канале дебатов на YouTube количество просмотров всех видео с праймериз в России – 196 913. В Свердловской области, которая известна своей высокой политической конкуренцией и тем, что здесь идет реальная борьба за места в предвыборном списке и заксобрании, 21 дебаты просмотрели 6275 раз. Наибольшей популярностью пользовалась самая первая передача на «Четвертом канале», которую вел Евгений Енин и где в числе прочих участвовали актриса «Уральских пельменей» Юлия Михалкова, олимпийский чемпион Сергей Чепиков и медийный депутат Алексей Коробейников – их посмотрели 1811 раз. В среднем одни рядовые дебаты без ярких лиц просматривают примерно 100–250 раз.

«Сегодня я перед вами выступаю не как актриса, а как ваша землячка, свердловчанка Юлия Михалкова. Первое мое образование  учитель русского языка и литературы. Реформаторы, которые делают реформу, хотели систематизировать школу, думали об экономической составляющей и не советовались с народом. Чтобы все изучить изнутри, я пошла работать в школу в начальные классы. Благодаря Екатерине Белоцерковской мы разработали серию уроков доброты. Я сейчас преподаю их в начальных классах. Всем советую посмотреть фильм «Училка», где отражена ситуация в школе, я ревела весь фильм», – Юлия Михалкова, актриса «Уральских пельменей», участница праймериз «Единой России».

В Челябинской области ситуация несколько лучше – видео с дебатов посмотрели 17 221 раз. При этом львиная доля просмотров – 14 477 – приходится на трансляцию 10 апреля, на которую сослались многие федеральные информагентства. Это произошло после того, как один из участников праймериз уличил евреев в геноциде русского народа. В среднем одно видео посмотрели порядка 200 раз. При этом интерес к дебатам, судя по статистике на YouTube, постепенно падал, и к концу апреля одно видео набирало 30–50 просмотров. Рекордно низкое количество просмотров зафиксировано в преддверии майских праздников 30 апреля, когда видео со златоустовской площадки «Сбережение нации» просмотрели всего семь раз.

«Нас, русских, убивают за то, что мы стоим поперек дороги ***** [представителям народов семитского происхождения]. Государствообразующий русский народ оказался на грани вымирания», – утверждал Владислав Вихорев, участник праймериз «Единой России» в Челябинской области. Правда, недолго: ему сразу напомнили о том, что за подобные выражения снимают с гонки.

В Западной Сибири показатели еще скромнее: в Тюменской области (более миллиона избирателей) дебаты на YouTube посмотрели 1095 раз, в ХМАО (1,1 миллиона избирателей) – 1691 раз, на Ямале (363 тысячи избирателей) – 847 раз.

В регламенте праймериз «Единой России» не определен нижний порог явки, при которых выборы считаются состоявшимися. Результаты не признают только при большом количестве нарушений, которые могут существенно повлиять на результаты. В июле прошлого года секретарь генсовета партии Сергей Неверов определил явку на предварительное голосование ЕР в 10–12%, но это было еще при закрытой системе голосования. Ориентир на явку в 10 % подтвердили и во всех уральских отделениях «Единой России».

«Я полностью с вами согласен [что нужно ограничить въезд в страну мигрантов]. Мигранты зачастую привозят большое количество заболеваний. Заболевания, передающиеся половым путем, у мигрантов в 500 раз чаще бывают. Но кто-то здесь остается, это приводит к неограниченному распространению заболеваний», – Самвел Папоян, ассистент одной из кафедр в УГМА, участник праймериз «Единой России».

По словам лидера челябинского отделения ЕР Владимира Мякуша, на Южном Урале при 10-процентной явке на участки придут не менее 270 тысяч человек, именно из этого расчета готовятся бюллетени. В тюменском отделении считают, что явку прогнозировать пока рано, и она будет во многом зависеть от погодных условий.

«Качество дорог в Челябинске чрезвычайно приемлемое. И я, честно говоря, поражаюсь, насколько гигантскую проблему вы создаете из пустяков. < > Надо всегда помнить, что промышленный регион  это промышленный регион. В вымирающих деревнях Нечерноземья экология в миллион раз лучше, чем у вас. Вы думаете, там здоровье у людей лучше? Многое зависит от настроя, местные жители сами доводят себя до депрессии», – Елена Ямпольская, редактор журнала «Культура», участница праймериз «Единой России».

Под вопросом остается и сама форма дебатов. Кроме логичных вступительного и заключительного слова каждому кандидату задаются вопросы от группы поддержки его оппонентов. Дискутировать нельзя, задавать вопросы друг другу – тоже. Официальная версия, почему выбрана такая форма, – чтобы не растягивать процесс по времени, но в результате возможности кандидатов доказать свое мнение по той или иной теме в споре сильно ограничены. При этом у каждых дебатов есть заявленная тема, но по сути ведущие лишь мягко напоминают о ней и не снимают не относящиеся к делу вопросы.

«Мы находимся здесь в ожидании чуда – схождения благодатного огня. В эти минуты в Иерусалиме это должно свершиться», – Андрей Никонов, председатель совета потребительского общества «Уральский следопыт», участник праймериз «Единой России».

Неофициально в партии признают  кандидаты приходят на дебаты неподготовленными, но относятся к этому философски: «голосование рассудит».

«Надо ужесточить, как вам сказать это, таможенное законодательство. Надо поддерживать своих производителей, предпринимателей. Я все сказал», – Александр Танана, слесарь, участник праймериз «Единой России».

Ольга Балюк, Полина Дикушина, Сергей Блиновских, Екатерина Гонова, Дарья Александрович

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров