Мэрия Екатеринбурга задумалась о капитуляции: «Нелепо и некрасиво говорить»

«Серый дом» назвал настоящие причины войны с областью

​Таких откровенных заявлений на заседании гордумы не делалось, пожалуй, никогда. Впервые глава финансового департамента мэрии Андрей Корюков честно и откровенно заявил: вся суть бюджетных войн кроется в том, чтобы считаться Екатеринбургу дотационным или муниципалитетом-донором.

Таких откровенных заявлений на заседании гордумы не делалось, пожалуй, никогда. Впервые глава финансового департамента мэрии Андрей Корюков честно и откровенно признался: вся суть бюджетных войн сводится к тому, считаться Екатеринбургу дотационным или муниципалитетом-донором. При этом в первом случае взамен можно получить огромные деньги, но чиновники потеряют свободу, во втором случае городу остается только гордость. Откровения мэрии Екатеринбурга – в материале «УралПолит.Ru».

Сегодня гордума приняла бюджет Екатеринбурга в первом чтении. Доходы – 31,1 миллиарда рублей, расходы – 33 миллиарда рублей. Дефицит – на пределе. При этом глава финансового департамента Андрей Корюков уточнил: «Бюджет, который представлен, составлен в соответствии с бюджетным кодексом. У бюджета города сложные показатели – он уменьшается по сравнению с 14-м годом, нужно об этом прямо сказать, он дефицитен – 10 %, предельный объем, который мы можем для себя принять. Это вопрос о правовом статусе нашего документа. Второй момент – существует несколько мнений: формировать профицитный бюджет или дефицитный – два разных мнения. Мы считаем, что формировать дефицитный бюджет – все-таки наиболее правильно. Основное обсуждение ведется вокруг того, быть городу донором или дотационным». Эту мысль за ним повторил и промэрский депутат Вячеслав Вегнер: «Вопрос в том, самостоятельно ли город управляет своим бюджетом или тот становится дотационным и управляется областными властями».

Заявление Андрея Корюкова – это сенсация. И под «мы считаем» в его речи безусловно стоит понимать «Владимир Тунгусов и вся команда «серого дома»». До сих пор вопрос о дефицитном и профицитном бюджета обсуждался исключительно шепотом и в кулуарах. Примерно последние 5 лет.

Тут надо пояснить. В случае, если бюджет является профицитным (то есть дефицит составляет не более 10 % от суммы доходов), согласно бюджетному кодексу, городские чиновники имеют право распоряжаться деньгами по своему усмотрению, как посчитают нужным, но и ориентироваться должны только на собственные доходы муниципалитета. Если же бюджет дефицитный, чиновники должны все статьи расходов согласовывать с областным властями, включая, скажем, зарплаты директоров школ или даже главы администрации Александра Якоба, да доходы Владимира Тунгусова – за них тоже придется отчитываться. Взамен город получает право требовать из областного и федерального бюджетов практически любые суммы: вторая очередь метро, чистые улицы, ремонт лифтов в домах и все прочее – достаточно просто правильно составить заявку и обосновать необходимость данных расходов. Все: ни выговоров, ни проблем в карьерном росте – вопрос только контроля над бюджетом. И именно на этом уперлись в «сером доме»: не хотят отчитываться.

И то, что об этом было сказано прямо на заседании гордумы, означает только одно: впереди настолько тяжелый год, что в мэрии решили наконец-то вынести этот вопрос в публичное пространство, озвучить его во всеуслышание.

Разумеется, при этом предлагается красивый фантик для народа. Основных тезисов у мэрии два. Первый постоянно и в ходе заседания и после него озвучивал, в частности, глава города Евгений Ройзман: «О дотационном бюджете нелепо и некрасиво говорить». И пояснял, что Екатеринбург зарабатывает достаточно денег и просить их потом у кого-либо «стыдно».

Другой аргумент более прагматичный: «А где они (областные власти – прим. ред.) возьмут деньги? Они скорректировали свой бюджет на 3 миллиарда. Областной бюджет в больном состоянии», – озвучил Вячеслав Вегнер. Примечательно, что посвященную данному тезису речь он читал по бумажке и периодически запинался – так бывает, когда озвучивают чью-то позицию. Иными словами: мэрия подумывает о том, чтобы сдаться, но просто не верит, что есть смысл это сделать в текущей ситуации, что у губернатора найдутся дополнительные средства для Екатеринбурга.

Наконец, Евгений Ройзман озвучил и еще один аргумент: «Екатеринбург – самый лучший, самый благополучный город региона. А затем приходит некто и говорит: я научу вас работать. Ну так ты покажи, что работать умеешь. У тебя Ирбит рассыпается, Дегтярск под воду уходит – прояви себя, покажи, как управлять умеешь».

И, в общем-то, большинство депутатов остались на стороне горадминистрации. Против подобного подхода выступили лишь шестеро. При этом основную мысль выразил депутат Илья Лобов: «Участвуя в бюджетном процессе, мы предлагали различные варианты. Но ни один из нас не может сказать, что мы повлияли на формирование бюджета. А нам говорят, ребята, если мы будем брать деньги от области, мы не сможем влиять на процесс. Так, а мы и так не влияем! Зато я точно знаю, что живу в этом городе. И мне не важно, как патетически называется статус города: дефицитный, профицитный – для меня важен вопрос качества жизни». В том же духе высказался и Олег Хабибуллин, при этом акцентировав внимание для примера на конкретной статье расходов мэрии. «Я на этой неделе смотрел зарплаты директоров школ на сайте города. 80 % имеют зарплаты больше 100 тысяч рублей, остальные – больше 200 тысяч рублей в месяц», – обозначил депутат одну из тех самых статей городского бюджета, за которую мэрия не хотела бы отчитываться ни перед кем. Стоит напомнить, как мы писали ранее, вопрос имеет множество аспектов, в том числе и такой: большинство избирательных участков в городе находятся именно на территории школ и возглавляется зачастую именно директорами учебных заведений или их замами – стратегические объекты, одним словом. Впрочем, заявление Хабибуллина сторонники мэрии сначала попробовали опровергнуть, а затем высмеять: «Не завидуйте, Олег Вахалеевич, идите в школу и зарабатывайте, если вас возьмут», – посоветовал Евгений Ройзман в ответ. «Не надо тут разжигать классовую ненависть», – поддержал его депутат Владимир Крицкий. Тем временем вопрос остался открытым: говоря постоянно о нехватке денег, мэрия считает нормальным платить в год почти миллиард рублей на один только управленческий персонал школ, причем ставя тем зарплату на уровне топ-менеджеров крупного предприятия оборонного комплекса.

В ходе дискуссии Илья Лобов попросил Андрея Корюкова рассказать, сколько конкретно денег теряет Екатеринбург из-за позиции мэрии. Ответа он так и не получил. Но в минфине «УралПолит.Ru» смогли назвать, сколько уже направлено из областного бюджета в городской, несмотря на сопротивление горадминистрации. Всего на 2015 год Екатеринбургу предоставляется 12,7 миллиардов рублей – это 17 % всех денег, выделенных муниципалитетам. Из них 6 миллиардов рублей – на образование, включая повышение зарплат учителей, 3,2 миллиарда – на социальную поддержку граждан. Еще 460 миллионов – на строительство школьного комплекса в районе «Академический», на приобретение автобусов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу – 72,4 миллиона рублей. Кроме того, из 10,3 миллиардов областного Дорожного фонда Екатеринбургу выделяется 24 % – 2,5 миллиарда рублей на строительство и ремонт городских дорог. Все это – максимум того, что можно выделить, сохраняя текущие параметры городского бюджета в тех рамках, на которых настаивает мэрия. В случае же принятия дефицитного бюджета цифры могли бы быть в 2–3 раза выше, то есть их хватило бы на все городские проекты, включая, скажем, строительство второй ветки метро. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях