Куйвашев пошел на войну за имидж и должность. Сводки с фронта

Исследование «УралПолит.Ru»: как губернатор оказался в центре информационного циклона

​У свердловского губернатора Евгения Куйвашева настали сложные времена. Окружение и подчиненные главы региона ждут некоего «решения из Москвы» о его дальнейшей судьбе, попутно отбивая информационные нападки, в том числе федерального масштаба

У свердловского губернатора Евгения Куйвашева настали сложные времена. Окружение и подчиненные главы региона ждут некоего «решения из Москвы» о его дальнейшей судьбе, попутно отбивая информационные нападки, в том числе федерального масштаба. «УралПолит.Ru» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов выяснил, какую стратегию борьбы выбрал идеологический блок администрации Куйвашева и насколько она эффективна.

В администрации свердловского губернатора несколько месяцев царит напряжение. Технически судьбоносное решение – продолжит Евгений Куйвашев работать в нынешней должности до 2017 года или регион ждут внеочередные губернаторские выборы – может быть принято до конца мая.

Окружение губернатора пытается подчеркнуто соблюдать спокойствие, но не замечать участившиеся выпады, в том числе в федеральных СМИ, невозможно. Внимательно изучив информационное поле, можно сделать вывод, что атака на главу региона ведется настойчиво и практически ежедневно.

У идеологического блока администрации губернатора, к которому следует отнести Вадима Дубичева, Антона Третьякова, Александра Рыжкова и Анатолия Гайду, уже был опыт стабилизации повестки. Полгода назад регион также сотрясали слухи о грядущей отставке Евгения Куйвашева, подогреваемые различного рода скандальными вбросами. Тогда главу региона практически вывели из медийного пространства – информационное поле, формируемое администрацией, было пустым и фактически протокольным. Стратегия сработала, и о нападках на губернатора забыли. Сейчас эту стратегию использовать проблематично в связи с колоссальным потоком негатива в адрес губернатора и качеством атак. Поэтому, как показало исследование, информационное поле стараются забить наибольшим количеством позитивных сообщений.

График в полном размере можно посмотреть здесь

Отправной точкой нового витка информационной кампании можно назвать начало марта. Фактически этот месяц стал первым большим испытанием Рыжкова-стратега.

Атака велась тщательно, практически в ежедневном режиме: 2 марта депутат регионального заксобрания Нафик Фамиев публично заявил о том, что администрация губернатора Куйвашева и лично глава региона оказывают давление на его семью. Новость разошлась по ряду региональных СМИ – всего зафиксировано 9 упоминаний. Ответом на это выступление стали три крупных информационных повода – поручение губернатора мэрам бороться с долгами (64 отклика), встреча с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем (30 откликов) и поддержка главой региона предложения РАН о проведении Менделеевского съезда (25 откликов).

В целом в марте можно выделить три серьезные атаки на губернатора, получившие широкий отклик в СМИ (в том числе в федеральных). Первая – выступление 5 марта сопредседателя федерального штаба ОНФ Александра Бречалова, который в ходе интервью федеральным СМИ реанимировал скандал с проверкой счетной палатой деятельности Корпорации развития Среднего Урала. Оно получило 43 отклика, адекватно закрыть этот выпад у идеологов администрации губернатора не получилось – единственным позитивным информационным поводом этого дня, который разошелся достаточно поздно (хотя и собрал 50 откликов), стала поездка губернатора и полпреда Игоря Холманских в Нижний Тагил. На следующий день ситуация не выправилась – информационный блок губернатора выдал лишь сообщение о поручении главы региона Алексею Россолову о лицензировании УК (16 откликов).

Таблицу в полном размере можно посмотреть здесь

Второй крупный негативный информационный повод – сообщения о возможной недостоверности диплома главы региона. В марте эта информация не получила широкого распространения – всего четыре упоминания, которые были закрыты одним собственным информационным поводом (16 откликов).

Третья атака, которую хотелось бы выделить отдельно, – информация о резком ухудшении позиций Евгения Куйвашева, отмеченном в рейтинге ФоРГО «Лидеры роста и падения» – это исследование основано на экспертной оценке деятельности высших должностных лиц субъектов и анализе медиаполя. Публикация получила 189 откликов, но оперативно и качественно закрыть негативное сообщение не удалось: два последующих информповода команды губернатора набрали в общей сложности 42 отклика и даже приблизительно не заглушили информацию ФоРГО.

В апреле ситуация несколько изменилась – количество негативных упоминаний главы региона сократилось, но агрессивность подачи и серьезность претензий возросли.

График в полном размере можно посмотреть здесь

Так, 7 апреля вновь поднимается тема подлинности диплома губернатора (69 откликов), а 8 апреля лидер «Патриотов России» в регионе Сергей Ярутин объявил вознаграждение за информацию об однокурсниках Евгения Куйвашева (28 откликов). В качестве защитной реакции в первом случае была распространена информация о возможном росте зарплаты для бюджетников (31 сообщение), во втором случае – сообщение о работе «Школы мэров». Примечательно, что ни один из информационных поводов, сгенерированных Сергеем Ярутиным, в дальнейшем не имел заметного числа откликов.

Следующий важный информационный вброс – слухи об отставке губернатора с формулировкой «в связи с утратой доверия». Однако широкой огласки они не получили – всего 16 откликов. Официальная пресс-служба губернатора закрыли эту информацию сообщениями о работе совета по инвестициям (30 сообщений) и открытии нового производства в Полевском (17 сообщений). Практически сразу, 23 апреля, в федеральных СМИ появляется новость о том, что новым губернатором Свердловской области может стать министр природных ресурсов Сергей Донской (30 упоминаний). Эту информацию идеологи Куйвашева нивелировали сообщениями о встрече главы региона с новым руководителям ХК «Автомобилист» (160 сообщений) и представителем ЦК Компартии Китая (70 сообщений). Правда, такой ажиотаж вокруг темы «Автомобилиста» можно объяснить массовым интересом к хоккейной тематике в целом.

Таблицу в полном размере можно посмотреть здесь

Анализируя данные исследования, можно сделать несколько выводов. Во-первых, идеологический блок администрации губернатора оперативно реагировал на негативные информационные нападки. Практически ежедневно имя свердловского губернатора присутствует в информационном поле по большей части в положительном контексте. Однако речь идет лишь о количественном присутствии, но не о важности и статусности информповодов. Учитывая, что ряд нападок имели федеральный масштаб, соответствующей по масштабу реакции и позитивных вбросов всероссийского уровня либо результатов работы с федеральными СМИ не наблюдалось. Также  важно отметить, что информационный блок администрации губернатора принципиально не выступал с комментариями или разъяснениями относительно негативных сообщений или заявлений.

«УралПолит.Ru» обратился к директору департамента информационной политики администрации губернатора Александру Рыжкову с просьбой прокомментировать выводы экспертов. Он опроверг наличие стратегии комментирования ряда негативных заявлений, но подтвердил, что некоторые информповоды действительно не имели ответной реакции:

«Это [не комментировать выпады] не стратегия, это правило, чтобы не создавать рекламу тем, кто хочет ее получить. Комментировать глупости, потакать дурной воле – не наше дело. Насчет дипломов – комментировать заведомо необъективные заявления было бы странно. Что касается ФоРГО – они же не писали, что проблема с отставкой. Они, когда опубликовали, сказали, что это не рейтинг, а только часть, потом будет исследование на основании реальных цифр. В комментариях Фонда не было речи об отставках. И если на эту тему стали говорить глупости – мне что, комментарий о глупостях давать?».

Полина Дикушина, Алексей Вахрушев, Кирилл Гонцов 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях