Лайфхак: Куйвашеву подготовили стратегию наказания мэров

Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова подготовила спецдоклад о ситуации с расселением ветхого и аварийного жилья. В этом документе омбудсмен предложила два радикальных способа решения проблемы.

Самостоятельные мэры как главная ценность отделенного от вертикали власти местного самоуправления – вечная головная боль для региональных властей. Правительство и губернатор фактически не имеют влияния на внутримуниципальные проблемы. В ситуации, когда дело касается многоступенчатых проблем вроде расселения ветхого и аварийного жилья, конфликт может иметь крайне серьезные социальные последствия. Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова подготовила спецдоклад о ситуации с расселением ветхого и аварийного жилья. В этом документе, который уже в ближайшее время будет представлен губернатору Евгению Куйвашеву, омбудсмен предложила два радикальных способа решения проблемы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Часть 1. Как признать дом аварийным

Уральцы начали массово жаловаться на аварийное и ветхое жилье сравнительно недавно – пару лет назад, когда в стране впервые заговорили об упорядоченной программе переселения. Раньше, с 2001 года, свердловчане обращались к уполномоченному только в самых крайних случаях.

«Люди начинают жаловаться на то, что их дома не признают ветхими и аварийными. Там, где сильные главы городов стараются использовать эти моменты, строят активно. В других городах хуже, например, в Верхотурье и Тавде», – заявила Татьяна Мерзлякова. В этих двух муниципалитетах свердловское минЖКХ расторгло договоры с застройщиками из-за длительных сроков заключения и неспособности подрядчиков выполнить работы в установленный программой срок. Жильцам аварийных домов тем не менее пообещали расселение: Тавда примет участие в федеральной программе 2015 года, а Верхотурье – во втором этапе региональной программы.

В некоторых городах строительство началось, но идет слишком медленными темпами, например, в Белоярском, Реже и Ревде. Плохо идет признание домов аварийными в Екатеринбурге, причин тому несколько. «Горячие точки» в Екатеринбурге меняются, он лидирует по числу обращений о признании домов аварийными. Конечно, это большой город. Также не дорабатывает прокуратура. На некоторые участки нет желающих зайти застройщиков, там сложно с коммуникациями (например, на Широкой речке). Считается, что в Екатеринбурге, как в столице, должно быть все на высшем уровне, но, например, в Тугулыме, качество стройки лучше, и есть смысл у них поучиться», – отметила Мерзлякова.

Если ни мэрия, ни прокуратура, ни Госжилинспекция не собираются заниматься домом, который похож на аварийный, то обратиться в инстанции могут сами жильцы. Для этого им необходимо подать заявление и документы, подтверждающие право собственности на квартиры, в межведомственную комиссию в мэрии. Комиссия решит, принять ли заявление, и выберет экспертов, которые будут осматривать дом и писать заключение. Когда специалисты признают дом аварийным, то последнее слово остается за комиссией. Если ее удовлетворит заключение, то она должна назначить сроки расселения жильцов.

Но мэрии часто решают не признавать дома аварийными, ведь это значит, что их придется расселять. В таком случае жители могут обжаловать их отказ в суде. «Я расскажу вам, как все на самом деле происходит. Человек обращается в администрацию, а лучше, чтобы это было собрание жителей. Администрация в 80 % случаев говорит, что требуется заключение комиссии, собирайте деньги, платите, а стоит дорого. После этого они обращаются в прокуратуру, она обязывает мэрию собрать комиссию. Комиссия смотрит дом и занижает процент износа, прокуратура снова апеллирует. Создается новая комиссия, которая заново рассматривает дом», – рассказал «УралПолит.Ru» депутат свердловского заксобрания Дмитрий Ионин, курирующий тему ЖКХ.

По мнению Татьяны Мерзляковой, нежелание отдельных мэров решать проблемы медленно ведет к взрыву: «Нет публичности, отсутствует прозрачность и ясность в действиях муниципальной власти, вследствие чего создаются условия для нарастания социального напряжения среди жителей аварийных домов, растет недоверие к действующей власти по причине ее бездействия в решении проблемы аварийного состояния жилых домов». Воздействовать на глав городов жители должны вместе с областными властями.

Часть 2. Что делать, если новый дом оказался хуже старого

Проблемы свердловчан часто не заканчиваются после переезда в новый дом. Уже не первый раз в области новые здания оказываются практически такими же бараками, как и старые. «Есть несколько домов, качество которых у людей вызвало отторжение. Муниципалитеты, которые объявляют конкурсы по строительству, уверяют, что не видят будущего застройщика», – рассказала Мерзлякова.

Аппарат уполномоченного разбирался с несколькими подобными случаями. В январе прошлого года к омбудсмену обратились жители поселка Шамары Шалинского района, которые пожаловались на здание по адресу улица Первомайская, 30а. По их мнению, компания «ГарантСтрой» ненадлежащим образом построила и сдала их жилой дом. Все нарушения, на которые обращали внимание жители, подтвердились во время визита прокуратуры. Суд в сентябре 2014 года потребовал у застройщика в течение двух месяцев устранить все нарушения, но требование не было выполнено до сих пор. Сейчас прокурор Шалинского района снова обратился в суд, на этот раз с просьбой выдать лист о принудительном исполнении решения суда. В компании прокомментировать решение суда оперативно не смогли, а потом решили не брать трубку.

На всю страну прогремел случай с двумя трехэтажками на улице Лермонтова в Заречном, куда решили переселить жильцов из двух деревянных бараков. За четыре месяца ООО «Уральская строительная группа» построила по заказу МКУ городского округа Заречный «Дирекция единого заказчика» оба дома, но они оказались не многим лучше старых. «Из-за повышенной влажности в подвалах, нарушения вентиляции помещений в квартирах плесень. Как следствие, жители отказываются проживать в них, требуют от администрации предоставить взамен квартиры, отвечающие требованиям, прежде всего, безопасности», – заявила Татьяна Мерзлякова.

Борьбу с мэрией жильцы вели много месяцев, подключались ОНФ, федеральные СМИ, судебные приставы и омбудсмен. В результате мэрия признала ошибку – она установила слишком короткий срок строительства. «В начале апреля мы на комитете заслушали министерство по этому поводу. Главная проблема – в сроках строительства этого жилья. За год построить нормальный дом невозможно. На сегодняшний день известно там, как будут растягивать срок, потому что за год построить их нереально», – отметил Дмитрий Ионин.

Как сообщили в пресс-службе Фонда содействия реформированию ЖКХ, в марте этого года наконец было возбуждено уголовное дело в отношении чиновников администрации и «Дирекции единого заказчика» по статье 293 «халатность» по фактам ненадлежащего качества домов в Заречном. За судьбой жителей, отказавшихся переезжать в новые дома и которых до сих пытаются принудительно выселить из их бараков, пристально следят областные чиновники. Ситуация с устранением нарушений находится на контроле у вице-премьера Сергея Зырянова.

Основная причина возникновения таких случаев, по мнению Татьяны Мерзляковой, в том, что на сегодняшний день нет механизмов воздействия на подобных застройщиков. У омбудсмена есть предложение, которое она собирается озвучить губернатору.

«Уполномоченный собирается предложить губернатору наказывать застройщиков, которые плохо исполняют свои обязанности. Предложить что-то вроде черного списка, как в случае с управляющими компаниями. Здесь еще надо внимательно смотреть каждую ситуацию, так как бывают случаи, когда застройщикам предлагают построить дом за 2–3 месяца, естественно, качество при этом страдает», – рассказала «УралПолит.Ru» кандидат социологических наук Наталья Черных, которая также работала над докладом.

Несмотря на все трудности, Татьяна Мерзлякова считает, что проблема тем не менее решаема: «Аварийное и ветхое жилье уходит в историю – иного отношения к этой проблеме быть не должно. Хватит и воли власти, и сил застройщиков, чтобы вместо бараков появилось новое жилье», – заключила омбудесмен. К слову, у чиновников нет выбора, расселять людей или нет – по указу Владимира Путина до 2017 года все жители домов, признанных аварийными до 2012 года, должны получить новые квартиры. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров