Краснотурьинск, в прошлом северный центр Свердловской области, превратился в город, из которого массово бегут жители в поисках лучшей жизни и работы. Переломить ситуацию могут вливания Фонда развития моногородов и создание здесь индустриального парка «Богословский».
Краснотурьинск, в прошлом северный центр Свердловской области, превратился в город, из которого массово бегут жители в поисках лучшей жизни и работы. Переломить ситуацию могут вливания Фонда развития моногородов и создание здесь индустриального парка «Богословский». Цена жизни города – три миллиарда федеральных рублей. Правда, вопрос о выделении этих средств муниципалитету до сих по остается нерешенным. Корреспондент «УралПолит.Ru» побывал в Краснотурьинске и выяснил, когда муниципалитет может возродиться и почему его жители до сих пор настроены скептически. Подробности – в нашем репортаже.
Площадка будущего индустриального парка «Богословский» сегодня представляет собой почти чистое поле – 86 га, на окраине Краснотурьинска. Гармонию нарушает только пара ветхих корпусов глиноземного производства так и не достроенного цеха БАЗ (Богословский алюминиевый завод, холдинг «Русал»). По словам чиновников, к площадке подведены все необходимые коммуникации. А для начала строительства необходимы только миллиардные финансовые вливания.
Оценить готовность и перспективность этой площадки в Краснотурьинск приехала крупная инспекция Фонда развития моногородов. Именно от решения инспекторов зависит будущее города: получит ли он необходимые средства на возрождение или будет и дальше биться в агонии.
«Изменился сам уклад жизни»
Краснотурьинск превратился из поселка в город только благодаря возведению здесь Богословского алюминиевого завода. Собственно, это производство и привело к расцвету так называемого северного куста городов Свердловской области: Карпинск, Североуральск, Волчанск. Отсюда поступали бокситы и уголь для работы краснотурьинского БАЗа, который выплавлял алюминий и глинозем.
К 2012 году стало очевидным, что мировые цены на алюминий, устаревшие производственные мощности и высокие энергозатраты сделали производство алюминия на БАЗе невыгодным. Несмотря на акции протеста, голодовки рабочих, вмешательство областных и федеральных властей, в 2013 году «Русал» закрыл электролизное производство в Краснотурьинске. Тогда с митингами и голодовками в муниципалитете пришлось разбираться губернатору Евгению Куйвашеву, а успокоить взволнованных рабочих на Урал прилетал собственник «Русала» Олег Дерипаска.
«С тех пор в городе изменился сам уклад жизни, – рассказал «УралПолит.Ru» активный участник акций протеста, помощник депутата гордумы Краснотурьинска Виктор Иншаков. – Работа электролизников была высокооплачиваемой, при том, что была очень вредной. Сама профессия считалась очень престижной. Элетролизники были очень состоятельными людьми. В итоге эта категория людей просто перестала существовать. Потихоньку завод сократил около тысячи человек. Для Краснотурьинска эта цифра очень серьезная. Последовала цепная реакция. Оказались ненужными учебные заведения города – Краснотурьинский индустриальный техникум, филиал УПИ, которые готовили кадры для электролизного производства. Следом стали закрываться магазины и общепиты, а люди стали уезжать из города. Сейчас, наверное, ни в одном другом городе области нет столько выставленного на продажу жилья, сколько у нас».
Заводчанам, которые не смогли уехать из Краснотурьинска, пришлось осваивать новые профессии. Бывший сотрудник элетролизного цеха БАЗа, Николай (свою фамилию он просит не называть), после сокращения ушел в таксисты.
«Не от хорошей жизни. Другой работы в городе нет. Следом за электролизом в городе стали закрываться мелкие предприятия. Единственной работой для уволенных стал частный извоз. Общественный транспорт в городе не развит, поэтому даже простая бабушка, к примеру, ездит в поликлинику на такси. Наши расценки позволяют, – рассказывает Николай. – Наша единственная надежда – этот индустриальный парк. Но, честно говоря, мы, жители, слабо в этом верим. За полтора года, как начали создавать площадку, кроме слов, мы не видим больше ничего!».
«Точка роста»
Индустриальный парк «Богословский» создавался при участии правительства Свердловской области с 2012 года. Главной его проблемой стало привлечение резидентов. Создавать производственные площадки с нуля за 400 километров от Екатеринбурга были готовы не все. В качестве преференций коммерсантам обещали налоговые скидки и поддержку властей.
Так, перенести производство на площадку Краснотурьинска удалось убедить новосибирскую компанию «Митал». В ноябре здесь открылся цех выпуска бытовой химии и стиральных порошков. Благодаря этому удалось трудоустроить 50 краснотурьинцев. А группа компаний «Энергетические проекты» готовит к запуску здесь еще два проекта. Первый – «Эпсилон» – будет выпускать изделия с добавочной стоимостью из алюминия методом литья, штамповки и механообработки. Второй – «Элемент» – займется переработкой красных шламов, в том числе с извлечением редкоземельных металлов.
Всего на базе индустриального парка «Богословский» запланирован запуск 13 проектов, которые позволят создать в 2017 году около 1400 рабочих мест.
«Этот проект нужен в том числе для создания рабочих мест для городов с также повышенной зоной риска – это Североуральск, Карпинск, Волчанск. Сегодня «Волчанский уголь» находится у нас, грубо говоря, в стадии закрытия, и 320 человек освобождается. Нам проще организовать их доставку сюда, в Краснотурьинск, чем там строить дорогостоящий проект. Индустриальный парк «Богословский» будет служить точкой роста для северных городов Свердловской области», – рассказал министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться чиновникам для привлечения коммерсантов на площадку индустриального центра, особенно обострились в 2014 году.
Высокие шансы
Проблема Краснотурьинска типична для большинства российских моногородов: убыточное производство, закрытое собственником, приводит к медленной смерти города. Для решения этой проблемы в феврале 2015 года был создан Фонд развития моногородов. На решение своих задач структура получит из федерального бюджета почти 30 млрд рублей на три года. Согласно задачам фонда, средства могут быть выделены только на создание необходимых условий для стабильной работы инвесторов. В 2015 году на такую господдержку претендуют города Канаш (Чувашия), Юрга (Кемеровская область), Надвоица (Карелия), Чегдомын (Хабаровский край) и свердловский Краснотурьинск.
Деньги, по словам руководителя рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирины Макиевой, будут направлять на запуск «живых» инфраструктурных и инвестиционных проектов. Для проверки индустриального парка «Богословский» на жизнеспособность в Краснотурьинск и прибыла комиссия Фонда развития моногородов.
«Мы увидели, что ряд инвесторов не дождались выделения федеральных средств. Но также мы увидели и новых инвесторов. Мы приехали почитать документацию по проектам. Это было сделано. Появился ряд вопросов. Подготовлен проект протокола по доработке замечаний. И договорились с правительством области, что по истечении месяца доработают замечания по документам. После чего фондом будет принято решение о выделении средств. Это может быть поэтапное выделение, по мере необходимости строительства того или иного проекта инженерной инфраструктуры, и все это будет отражено в соглашении между Фондом и администрацией области», – заявила Макиева.
Авторы проекта центра «Богословский» подготовили необходимую документацию еще около года назад. На развитие индустриального парка из федерального бюджета планировалось запросить сумму около трех миллиардов рублей. Но в связи с появлением Фонда развития моногородов изменилась схема выделения федеральных средств. Отсюда и возникшие проблемы, объясняют свердловские чиновники.
«Я думаю, что шансы получить финансирование, безусловно, есть, и они очень высокие. Но для этого нам необходимо пройти определенный путь. Если со стороны Свердловской области этот путь будет преодолен в течение месяца, то, я думаю, в течение нескольких недель мы предложим проект соглашения, по которому фонд будет брать на себя обязательства по финансированию объектов, – заявил генеральный директор Фонда развития моногородов Дмитрий Скриванов. – И поскольку это не деньги в бюджете, а деньги в фонде, то соглашение и обязательство по финансированию могут быть лонгированы по времени. В этот строительный сезон мы можем финансировать определенную сумму, в следующий – другую. Но наша основная задача – чтобы возник этот комплекс предприятий, чтобы были созданы рабочие места и чтобы социальная напряженность в городе спала».
© Дмитрий Антоненков
Вы можете поделиться новостью в соцсетях