Бюджет Екатеринбурга – 2015: повод для страха и ненависти

Мечты мэрии столкнулись с кризисной реальностью

​Сегодня гордума Екатеринбурга приступила к рассмотрению муниципального бюджета. Депутатам представили основные параметры и проект главного финансового документа.

Сегодня гордума Екатеринбурга приступила к рассмотрению муниципального бюджета. Депутатам представили основные параметры и проект главного финансового документа. И даже мягкое резюме самих чиновников звучало как «все плохо». Причин тому много: сложная внешнеполитическая обстановка, завышенные ожидания минфина РФ от будущего в виде фантастичных 100 долларов за баррель и общий спад экономики в стране. Впрочем, мэрия уже готова указать на виноватого: бюджет еще не утвержден, а обвинения в адрес областного правительства уже начали звучать. Более того, на 26 ноября назначены и в рекордные сроки организованы общественные обсуждения на тему «в чем именно виновато областное правительство». В списке: ремонт дорог, зарплаты учителей, неразграниченные земли – в общем, в ход пущены все накопленные страшилки. При этом горадминистрация готова на все, кроме решения проблемы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru». 

Началось. Вслед за принятием депутатами заксобрания во вторник областного бюджета сегодня их коллеги из гордумы Екатеринбурга приступили к рассмотрению своего. Основные параметры главного финансового документа на следующий год выглядят следующим образом. Доходы – 31,1 миллиарда рублей, расходы – 33 миллиарда, дефицит, соответственно – 1,9 миллиарда рублей, что составляет рекордные 10 % от объема собственных доходов города. Из хорошего: муниципальный госдолг составляет 5,1 миллиарда, из которых 4,2 – «муниципальные гарантии». Иными словами, реальная кредиторская задолженность Екатеринбурга – 0,9 миллиарда рублей – по нынешним временам «ничто».

При этом, хоть общий объем бюджета и подрос по сравнению с прошлым годом, большая часть конкретных статей расходов подсокращена. Так, на ЖКХ вместо прошлогодних 2 миллиардов на 2015 запланировано 1,9, на культуру вместо 1,3 – 1,2 миллиарда, расходы на здравоохранение «упали» с 1,3 до 1 миллиарда. Последние два пункта особенно удивили депутатов: «Как так получается, что у нас на здравоохранение в этом году меньше, чем на культуру запланировано?», – удивились они. На это глава финансового департамента Андрей Корюков пустился в долгие пояснения о том, как область сначала забрала финансирование вместе с полномочиями по здравоохранению, потом полномочия вернула, а финансирование – нет. Закончилось все мыслью о том, что ремонта объектов здравоохранения в городе в этом году не будет. Как и много чего еще.

Одной из немногих статей «в плюсе» оказалось образование – финансирование увеличено с 15,2 миллиардов до 16,3. Но в целом все выглядит достаточно удручающе.

При этом, как пояснил Андрей Корюков: год будет тяжелым, а выполнять майские указы президента надо, в том числе и по повышению зарплат бюджетников, поэтому более 60 % бюджета – социальные расходы, большая часть из которых – заработный фонд работников. Вообще: 47,5 % всех расходов бюджета – это зарплаты педагогов, врачей и прочих служащих. По большому счету это все, на что хватает денег.

И не хватает, соответственно, на все остальное. В частности, на дороги. В этом году на капремонт запланировано всего 20 миллионов рублей – в прошлом было 700, при этом, по словам чиновников, ежегодно необходимо порядка 1,3 миллиарда просто на плановые работы, иначе сеть начинает деградировать.

Впрочем, и это еще не все. В следующем году ожидается спад. И как осторожно сообщил депутатам Андрей Корюков, основной источник доходов города – налоги с зарплат. А что будет с зарплатами в следующем году – неизвестно, но стоит ожидать, что на фоне общего кризиса те неизбежно пойдут вниз. Не говоря уж о самих предприятиях, многие из которых завязаны на международную коньюктуру, и налог на прибыль которых так же составляет немалую долю доходов. «Вероятно, нас ожидает секвестр. В планах минфина заложено, что стоимость барреля нефти будет 100 долларов – исходя из этой цифры формируются все бюджеты в стране, в том числе и наш. Иное просто невозможно, поскольку это цифры, утвержденные министерством. Сложно, конечно, прогнозировать, но скорее всего он будет гораздо ниже», – прокомментировал корреспонденту «УралПолит.Ru» ситуацию начальник департамента экономики горадминистрации Алексей Прядеин. Иными словами: все всё понимают, и тем не менее, у политики и административного планирования свои законы, нарушать которые нельзя, но стоит готовиться к худшему.

Традиционно такие вести вызывают у причастных желание найти виноватого. Просто чтоб потом было на кого направить неизбежное народное негодование. И столь же традиционно для гордумы Екатеринбурга виноватым был назначен губернатор. Впрямую обвинений пока не прозвучало, но вот сами проблемы были перечислены. Все они, в общем-то, известны – стандартный набор обвинений мэрии. Это и снижение отчислений НДФЛ в бюджет города с 40 % до 18 %, и программа «Столица», на которую хоть и выделяется 3 миллиарда, но совсем не туда, куда хотелось бы администрации, вспомнили и про осенние проблемы с зарплатами учителей в том контексте, что с января к этой теме, вероятно, придется вернуться, и даже неразграниченные земли и предбанкротное состояние муниципального общественного транспорта, в котором, разумеется, виноваты областные власти, а не бардак с бухгалтерией. Подробнее все это будет озвучено 26 ноября – как стало известно во время доклада по бюджету, на эту дату сегодня утром Евгений Ройзман назначил «общественные слушания по бюджету». С учетом, что идея подобного мероприятия появилась лишь вчера на заседании межфракционной группы, и организуется оно в нехарактерные для мэрии рекордные сроки – стоит ожидать, что его единственной целью станет публичное перекладывание вины за все проблемы на областные власти.

Отчасти с мэрией можно было бы согласиться. Если бы не одна деталь. «Область готова дать городу гораздо больше денег. С тем же общественным транспортом: губернатор готов был дать мэрии не 1,5 миллиарда, как те просили, а 3 миллиарда. Но только при одном условии: горадминистрация должна была показать эти расходы в своем бюджете и подать заявку в минфин в обычном порядке. А те этого не хотят. Просто потому, что при таком раскладе дефицит бюджета Екатеринбурга выйдет за рамки 10 %. А как только это произойдет, мэрия обязана будет все расходы, включая, скажем, зарплату Якоба, согласовывать в областном правительстве. А это и потеря самостоятельности, и совсем иной уровень прозрачности отчетов – в мэрии на это никогда не пойдут», – неофициально прокомментировал ситуацию коореспонденту «УралПолит.Ru» еще до начала обсуждений проекта бюджета один из депутатов гордумы. Собственно, это своего рода «секрет Полишенеля» – в том же духе и тех же тезисах в кулуарах сейчас обсуждают бюджет и все прочие причастные.

Если по-простому, то ситуация выглядит следующим образом. Согласно федеральной политике, сейчас делается все, чтобы централизовать сбор доходов. Основная часть налогов и прочих сборов идет в областную казну. А оттуда уже распределяется между муниципалитетами, согласно поданным теми заявкам. Раньше все было несколько проще: еще два года назад города свободно могли распоряжаться большей частью собираемых доходов. И в мэрии Екатеринбурга надеются эту ситуацию вернуть. Для этого на минфин сейчас оказывается постоянное давление: жонглируя цифрами, чиновники мэрии пытаются добиться для себя перерасчета как долей распределения доходов между областным и муниципальным бюджетом, так и принципа покрытия расходов. И чуть что – организуют митинги недовольных водителей автобусов и учителей, благо административный ресурс, годный на организацию масс, у них пока никто не отобрал. Все это только для одного: чтобы никого не подпустить к своим финансовым документом и ни перед кем не отчитываться детально в том, куда и как расходуются средства. В условиях надвигающегося кризиса все это приводит к тому, что горожане становятся просто заложниками мэрии в ее противостоянии с губернатором. Вопрос лишь в том, насколько готова команда Тунгусова нагреть панические настроения среди населения и смогут ли они потом держать ситуацию под контролем, не доводя до майдана. Особенно это интересно в связи с прозвучавшим на вторничном заседании заксобрания прогнозом депутата Георгия Перского о том, что и без того «в следующем году правительству области придется сильно потрудиться, чтобы голодающие массы не пошли штурмовать органы власти». 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров