«Закон идеален для существующего государства». Свердловские депутаты приблизили реформу МСУ

Мэрия Екатеринбурга против и грозит прокуратурой

​Заксобрание Свердловской области сделало еще один шаг в исполнении воли губернатора по реализации реформы МСУ. Сегодня на комитете по региональной политике рассмотрели и утвердили два законопроекта

Заксобрание Свердловской области сделало еще один шаг в исполнении воли губернатора по реализации реформы МСУ. Сегодня на комитете по региональной политике рассмотрели и утвердили два законопроекта. Самый спорный – о способах изучения мнения горожан. В ходе обсуждения народные избранники перешли к открытым оскорблениям: «Господи, какой же ты ..... (негодяй – прим. ред.)», – заявил промэрский депутат Нафик Фамиев в адрес единоросса Евгения Артюха. Ему дали выговориться и успокоиться, пока он не сдался. «Глупость нужно довести до конца» – резюмировал парламентарий, и все дружно проголосовали. Но мэрия Екатеринбурга уже грозит прокуратурой. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Депутаты свердловского заксобрания продолжают рассматривать пакет самых нашумевших законопроектов, связанных с реформой местного самоуправления. Чем больше регион погружается в реформу, тем сложнее и эмоциональнее проходит рассмотрение законопроектов. На прошлом заседании регионального парламента народные избранники утвердили первые два документа. Один – утверждающий саму возможность перемен, другой – о полномочиях администраций сельских поселений. Первый вызвал тогда массу споров – часть коммунистов возмущалась, что принятие ключевого решения будет зависеть от губернатора и депутатов заксобрания. На следующем заседании предстоит принять еще два документа: о том, как именно должно выглядеть самоуправление городов с внутригородскими муниципалитетами и о форме выяснения мнения жителей реформируемого муниципального образования. Оба вопроса считаются достаточно болезненными. Сегодня их рассмотрел профильный комитет регионального парламента.

Так, первый из сегодняшних законопроектов устанавливал принципы формирования внутригородских муниципальных округов: в каких случаях их можно создавать, как именно это должно происходить, сколько депутатов должно быть в местных думах и так далее. При этом было сделано одно уточнение: все это применимо лишь для городов с административным делением на районы и ни в коем случае не касается сельских поселений, входящих в городские округа. То есть, к примеру, если брать Екатеринбург: Чкаловский район может отделиться от города и сформировать свою думу и бюджет, а вот поселок Горный щит – нет. Для многих городов области, где вообще нет деления на районы, но в состав которых входит множество отдельных населенных пунктов, тем самым была исключена сама возможность перехода на новую форму самоуправления. «Фактически, речь идет о трех городах области?», – резюмировал на заседании комитета Евгений Артюх после прочтения первого из обсуждавшихся законопроектов. «Двух, третий просто попал», – поправил его Нафик Фамиев. Позже он пояснил свою мысль: «Здесь просто политический интерес: если мы не сможем дать муниципалитетам денег, и те начинают шуметь, причем крупные начинают шуметь особенно громко – давайте их расчленим, чтобы не так громко боролись за свои права». Тут стоит отметить, что к таким муниципалитетам относятся Екатеринбург и Нижний Тагил – считается, что именно эти два города являются основной целью реформы.

Второй обсуждавшийся законопроект касался форм и порядка проведения исследования общественного мнения реформируемых городов. Еще с весны по этому пункту шел отчаянный спор: одни настаивали, что проводиться тот должен по инициативе самого муниципалитета, и результаты должны иметь решающее значение для принятия или отклонения реформы, другие – что раз решение вопроса о реформировании находится в ведении заксобрания и губернатора, то им и выяснять, нужно ли это делать. В конечном счете победила вторая точка зрения. В представленном варианте законопроекта депутаты лишь принимают решение о начале реформы – дальше губернатор имеет право выбрать одну из трех форм опроса: народные слушания, публичные консультации или социологическое исследование. Причем за главой региона остается право вообще не принимать результаты в расчет, если они ему не нравятся. «Этот закон определяет, существуют ли у нас депутаты вообще. Фактически, мы отдаем все на откуп губернатору. А должны были бы оставить себе возможность и в дальнейшем самостоятельно регулировать все эти вопросы подзаконными актами», – прокомментировал этот законопроект Нафик Фамиев.

К слову, именно этот законопроект вызывает крайне негативную реакцию у представителей «серого дома». Как заявил сегодня в ходе заседания клуба «4 ноября» глава городской избирательной комиссии, такие формы изучения общественного мнения дискредитируют местное самоуправление: «Три формы учета мнения населения, прописанные в законе, дискредитируют слово самоуправление. При социологических исследованиях и публичных консультациях можно манипулировать мнением населения», – заявил Захаров. Его поддержал и главный идеолог администрации Екатеринбурга Сергей Тушин. «Нет в федеральном законе таких формулировок (три формы учета мнения), это приведет к оспариванию в прокуратуре. Екатеринбург вступает в электронную демократию, когда вопросы можно решить в интернете путем электронного референдума. Мы независимо ни от чего будем эту практику вводить. Мы решили не идти по московскому варианту, он дорог, но есть возможность сделать такую легитимную технологию».

Вице-премьер областного правительства Яков Силин дипломатично уточнил, что обсуждаемые законопроекты еще не приняты, а значит есть возможность для дальнейшего обсуждения: «Я не вижу больших отступлений от федерального закона как от модульного проекта. Мы провели экспертные мероприятия, затем пригласили глав всех муниципалитетов. Есть готовность найти общий язык и золотую середину, чтобы после принятия большинство осталось довольно. Это проблема трех городов, большинство других в них не вникает. Что касается мнений населения, по этому поводу есть разные точки зрения. Жизнь не стоит на месте, не надо бояться вносить перспективные изменения».

Уже 28 октября эти документы будут рассмотрены на заседании законодательного собрания – в конечном счете комитет оба законопроекта утвердил без каких-либо изменений. Вплоть до того, что после утверждения на заксобрании губернатор сможет самостоятельно выбирать не только форму местного самоуправления в отдельных муниципалитетах, но и как именно проводить требующийся по федеральному закону опрос жителей, имея при этом право проигнорировать результаты по своему усмотрению. «Закон идеален для существующего государства и сложившейся системы местного самоуправления», – резюмировал Нафик Фамиев.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров