Большая политика началась для них три года назад.
По законам жанра и правилам сайта материал должен иметь заголовок: в нем ключевая мысль, суть, интрига. У этого текста такого нет: это рассказ о двух людях, Игоре Холманских и Евгении Куйвашеве. Три года назад в жизни обоих произошли глобальные изменения: первый стал полпредом, второй из полпредов перешел в губернаторы. Сейчас, в годовщину тех событий, один строит планы о федеральном будущем своего проекта, а второй в очередной раз опровергает слухи о своем заявлении «по собственному». Два политика, судьбы которых оказались неразрывно связаны, провели день вместе. Такой разный день.
Харенки
Наша лодка врезается в катамаран полпреда и губернатора, когда Евгений Куйвашев фотографирует нас на айфон. Утопить в Чусовой «пятерку», наверное, не так жалко, как подаренный на Новый год Yotaphone.
– Евгений Владимирович, а фото в Инстаграм выложите?
– Продам! По тысяче рублей с человека, – смеется Куйвашев.
Слово он сдержал: в инстаграме фотография с лодкой для спецподразделений, на которую набилось двадцать журналистов, так и не появилась. Восьмикилометровый сплав по главной реке Урала в разгаре. Мешаем только мы: катамарану № 1 с полпредом, губернатором и двумя сотрудниками парка удается проплыть без препятствий на веслах только пятнадцать минут. После его окружают лодки с операторами, так что даже грести не с руки.
Маршрут проходит по одному из самых живописных участков Чусовой, который не раз описывал на пресс-конференциях экс-губернатор Эдуард Россель. Глаз отдыхает, глядя на темную воду и зелень лесов, вокруг – квитнессенция уральской истории, старой и новой: камни-бойцы, о которые разбивались барки купцов Демидовых; дом погибшего Александра Козицына, дом Андрея Козицына, «охотничий домик», как он сам называл его, Эдуарда Росселя, который экс-губернатор продал Козицыну; дом Алексея Чеканова. «На суше» деревня Харенки. «Здесь жили вогулы, у них лица круглые, не лица, а хари. Так и пошло: «Ты куда?» – «К Харенкам», – смеется инструктор.
«Охотничий домик» Росселя в период его работы губернатором
Дача, где теперь изредка отдыхает экс-губернатор
Росселя здесь не видели давно, он появляется буквально два раза в год, а раньше бывал регулярно. Тогда прямой дороги в Харенки еще не было, участки можно было купить за несколько сотен тысяч рублей. Сейчас обветшалый дом по соседству от Козицына продается за миллион восемьсот. Не берут: за околицей местное кладбище. Это лучшая экскурсия, о какой только можно мечтать. Остается надеяться, что на катамаране полпреда и губернатора рассказывают байки не хуже.
– Аккуратней, у вас на катамаране все-таки нет представителя власти, – смеется, заметив наше столкновение с катамараном Куйвашева и Холманских, замминистра инвестиций и развития Дмитрий Нисковских. На его айфоне чехол с профилем Владимира Путина.
С безопасностью все в порядке: за VIP-плавсредством размеренно движется катамаран с четырьмя спасателями. Судя по лицам, им очень скучно: этот участок Чусовой внеклассовый, здесь можно сплавляться без специального опыта. Для Куйвашева, в отличие от Холманских, этот сплав – первый.
– Я сплавлялся, и не раз, – рассказывает полпред корреспонденту «УралПолит.Ru» и неожиданно резко реагирует на вопрос другого журналиста о том, в чем интерес сплавляться по реке, которая не имеет класса сложности:
– Вы сами возьмите весло – почувствуете.
Он больше не тушуется, отвечая на вопросы журналистов. Больше не боится. Совсем.
VIP-катамаран безуспешно пытается догнать тримаран – плот, соединенный из нескольких катамаранов, на нем плывет актив движения «Славим человека труда». Они здесь единственные на отдыхе. Журналисты и полпред с губернатором на работе. Увидеть бывшего и нынешнего полпреда вместе редкая удача: последние три года оба планомерно подтверждали, что никаких разногласий нет, но все же раз за разом избегали необходимости появляться вдвоем на мероприятиях, когда это было возможно. Мы кружим вокруг них почти час, но за все то время, пока политики плывут вместе, дискуссии между ними так не было замечено. Возможно, дело в инструкторе за спиной у каждого.
Люди, туда
Актив движения, двадцать два человека, занимает кресла. Привычные лица из представителей нескольких регионов УрФО дополняют федеральные гости: Приморский край, Северная Осетия, Иркутск, Оренбург. Люди преодолели сотни и даже тысячи километров, чтобы оказаться в сине-желтом шатре, обернутом в плакаты с логотипом движения.
– Отсюда уральский металл отправлялся по всей России, это сыграло роль в становлении промышленности. Мне давно хотелось собрать вас здесь и провести встречу неформально, – выступает Холманских. Прошлая встреча серьезно отличалась от происходящего на глазах жителей Усть-Утки: людей собрали в ДК Железнодорожников, из развлечений им был доступен спецвыпуск «Комсомольской правды» и бесплатная вода.
Холманских передает слово губернатору, зачитав, кажется, самый яркий комплимент в его адрес за всю историю своей работы:
– В нашем мероприятии участвует Евгений Куйвашев. Он с первых дней был с движением и всегда помогал нам. Хочу от лица движения «В защиту человека труда» поблагодарить губернатора и руководителя Свердловской области (в зале народ переглядывается) за то, что создал условия для нашего обсуждения.
Губернатор и руководитель Свердловской области прибыл на встречу позже полпреда, начало церемонии пришлось отложить на полчаса, но об этом в президиуме не было сказано ни слова.
Полпред говорит о первомае и выборах: под флагами с варежкой вышли более 14000 человек; на выборы всех уровней движение направляет более сотни человек, самая крупная команда в Златоусте: 10 человек. Евгений Куйвашев благодарит за сотрудничество и анонсирует рассказ о том, «что происходит в экономике области, что мы дали для развития промышленности». Здесь, в восьми километрах от «деревни Росселя» – Харенок – это выглядит особенно символично. Именно с докладов о состоянии экономики Эдуард Эргартович начинал каждую ежемесячную встречу с журналистами.
Сойдя с катамарана, Куйвашев признался, что сплав ему понравился
– Ситуация была непростая <…> Гениальное решение президента о сохранении ставки по ипотеке <…> регион сдал половину нормы жилья за год» – губернатор отчитывается о положении дел в области, правда, до конца не ясно, перед кем. Для актива эта информация не слишком актуальна. Скорее, эта речь обращена к полпреду.
Выступления передовиков движения «Славим человека труда» превращаются в перечисление наборов флагов, кепок и другой атрибутики, с которыми руководители ячеек вышли в майские праздники. Кто-то рассказывает о выпуске шариков с символикой, которые вез в Екатеринбург, чтобы показать полпреду, но «раздал девочкам». В зале только один шар, у куратора конкурса «Славим человека труда» Марии Сергеевой.
Депутат Нижнетагильской гордумы Андрей Муринович тянет руку и просит задать вопрос по повестке:
– Можно, можно?
– Не можно. Не можно, – на лице Игоря Холманских улыбка Джоконды. В воздухе повисает дружеское продолжение фразы – «не можно, а нужно». В том смысле, что человек труда имеет право задавать вопросы, не спрашивая разрешения. Но полпред меняется в лице:
– Позже вы мне скажете.
Дискуссия окончена.
Игорь Холманских ударил с плеча – его соратники предпочитали бить не так сильно
Руководитель отделения движения «В защиту человека труда» в Приморском крае Евгений Тесленко, который два часа ходил по поляне с двумя пакетами, вручает изготовленные им куртки с логотипом движения Куйвашеву и Холманских, после чего приглашает полпреда провести следующий съезд во Владивостоке совместно с полпредом Трутневым. В следующие десять минут полпреда зовут также в Новосибирск и Оренбург. Тот отвечает всем одинаково: «Спасибо за приглашение».
«Федерализация» становится главным вектором работы полпреда. Об этом говорит и недавнее подписание соглашения с WorldSkills Russia, вторым главным «трудовым» проектом, который реализуется на приоритетных основах и охватывает уже 50 субъектов. Фактически основанием для объединения становится «преемственность»: WorldSkills позиционирует себя в качестве стартовой площадки для талантливой молодежи, поэтому и возрастной ценз там соответствующий – от 16 до 23 лет. В «Славим человека труда» возрастных ограничений нет, часто туда идут рабочие постарше. Решение о совместной работе позволит увеличить известность конкурса, а с ним и движения полпреда.
Пресс-подход – классическое завершение официальной части любых мероприятий. Два главных участника сплава рассказывают о впечатлениях. Игорь Рюрикович отвечает на вопросы о политических перспективах движения, Евгений Куйвашев – о слухах относительно его похода на перевыборы.
– Такое решение – вопрос команды. Я ни с кем не советовался. И не просил [о досрочной отставке].
Губернатору и полпреду, наверное, было о чем поговорить. Но они общались преимущественно с журналистами
Полпред уходит в VIP-палатку, где продолжится общение с активом. Губернатор следует за ним: «Глава региона здесь – приглашенное лицо», – уточняет протокол. Пресса остается с гречневой кашей, пополам замешанной с мясом в большом казане. У людей труда на ужин шашлык.
Двадцать активистов не просят у полпреда поддержки или советов, им нужно его имя, его статус. Он и движение, что собрало их здесь, стало своеобразной франшизой, которую берут представители регионов. Под флагом движения они идут на выборы без прямой привязки к местным губернаторам и лидерам партий. Шанс, что стратегия сработает вдалеке от Урала, не около нуля, а несколько выше.
Игорь Холманских для них – пример того социального лифта, который показывает силу веры. Из рабочих – в полпреды.
© Алексей Вахрушев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях