Как украсть три миллиарда: рецепт уральского «сахарного короля»

Суд вынес приговор по делу «группы Палферова»

Верх-Исетский суд Екатеринбурга огласил приговор «сахарному королю»  – такое прозвище получил екатеринбургский бизнесмен Андрей Палферов, сумевший кинуть российские банки на три миллиарда рублей. Для этой аферы была создана целая ОПГ: не обошлось и без участия коррумпированных чиновников и банкиров. Последние, правда, на скамью обвиняемых не попали. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Перед тем, как начать зачитывать приговор, судья Ольга Демьяненко предупреждает собравшихся в зале, что оглашение вердикта может затянутся на два дня. А лежащая на столе внушительная папка словно подтверждает ее слова. В итоге чтение приговора растянулось на четыре дня. Андрей Палферов – единственный из числа обвиняемых, кто слушал судью из клетки. Шесть его подельников: Виктор Абдрахманов, Алексей Горшков, Владислав Котляров, Александр Попов, Олег Теленченко и Михаил Тупицын – находятся под подпиской о невыезде. Поэтому присутствуют в зале, рассредоточившись среди многочисленных адвокатов-защитников, среди которых есть даже кредитный адвокат по банкротству, и не меньшего числа представителей потерпевших. По степени участия каждого из них, они обвиняются по ч.1 ст. 210 «Создание преступной группы», ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере», ст. 174.1 УК РФ «Легализация доходов, полученных преступным путем», ст.196 «Преднамеренное банкротство».

В итоге в четверг суд оправдал Андрея Палферова и его подельников по статье о создании преступной группы, а по остальным он признан виновным. Общий приговор Палферову – 10 лет колонии общего режима и штраф в размере 1 млн рублей. Его подельники получили значительно меньшие сроки. Так, Алексей Горшков отправится в колонию на 4 года и 8 месяцев, Владислав Котляров – на 4 года и 2 месяца, Олег Теленченко – на 3 года и 8 месяцев, Виктор Абдрахманов – на 3 года и 6 месяцев, Михаил Тупицын оправдан по большинству эпизодов, но признан виновным по двум и получил наказание в 3 года колонии общего режима. Самый мягкий приговор у Александра Попова – 2 года и 6 месяцев условно.

С первых же строчек приговора было понятно, что Палферов признан виновным в совершении преступлений. Судья объясняет, что с весны 2008 года Палферов с соратниками занимались фабрикацией документов для кредитных учреждений с целью получения кредитов, возвращать которые они и не собирались. Специально для этого были созданы десятки фирм, а члены ОПГ занимались «созданием видимости успешной деятельности этих организаций».

В нулевых Андрей Палферов действительно считался сверхуспешным предпринимателем. Он возглавлял ООО «Агро-Сервис», занимавшееся оптовыми поставками сахара. Именно отсюда и пошло его прозвище – «сахарный король». Другие коммерсанты с завистью делились слухами о количестве его любовниц, Bentley и шикарных квартир. Развал бизнес-карьеры Палферова начался осенью 2010 года. Тогда бывший помощник «сахарного короля» Игорь Катаев попытался организовать свой бизнес на поставках сахара. Дело не заладилось, и он стал подыскивать киллера для устранения конкурента – Палферова. Голову успешного конкурента он оценил в 200 тысяч рублей. Позже он нашел исполнителя убийства за 50 тысяч рублей, но несостоявшийся киллер обратился в полицию и сдал заказчика. 21 сентября 2010 года Катаева задержали. Следователям он рассказал не только о подготовке к устранению своего бывшего начальника, но и о «внутренней кухне» «сахарного короля». Так Андрей Палферов попал в разработку правоохранителей. Узнав об интересе с их стороны, в апреле 2012 года коммерсант скрылся, но уже в мае того же года его задержали в Москве. А в мае 2014-го над ним и его подельниками начался суд.

По версии следствия, ОПГ Палферова не вернули 11-ти российским банкам более трех миллиардов рублей. Среди потерпевших –  банки «УралСиб», ВТБ, Россельхозбанк, Сбербанк и прочие. Схемы мошенничества были однотипны. Члены ОПГ заключали на бумаге сделки между своими многочисленными подконтрольными компаниями. Например, они «покупали» друг у друга недвижимость, расположенную в Екатеринбурге или Перми. Право собственности на недвижимость существовало также только на бумаге. А иногда покупаемых строений и не существовало вовсе. Тем не менее предоставляемые банкам документы проходили необходимые проверки, и финансовые организации одобряли предоставление кредита на покупку, например, пары складов, придуманных мошенниками.

Источники «УралПолит.Ru» уточняют, что в деятельности ОПГ Палферова не обошлось без участия банкиров, с такой легкостью предоставлявших сотни миллионов рублей по поддельным документам. Скорее всего, свои люди у Палферова были и среди чиновников Федеральной регистрационной службы. Ведь именно их документы, печати и штампы с такой легкостью подделывали сотрудники «сахарного короля» в подтверждение несуществующих сделок. В уголовном деле действительно фигурирует много неустановленных лиц и событий.

Андрей Палферов отказывается признавать себя виновным. «Я с обвинением не согласен категорически! О чем имеются доказательства в уголовном деле. Они были также исследованы в ходе судебного заседания и свидетельствуют о надуманности предъявленных обвинений по всем преступным эпизодам, – заявил Палферов «УралПолит.Ru» в ходе одного из перерывов при оглашении приговора. – Мне предъявлено обвинение в хищении более трех миллиардов рублей. Хотелось бы обратить внимание, что все денежные средства, предоставленные банком, были предоставлены целевым образом на приобретение сахара-песка. Данные денежные средства перечислял в банк непосредственно сахаропроизводитель. Каждое перечисление контролировалось и отслеживалось банком. Подтверждение этому – более двух тысяч вагонов с поставленным товаром. Есть соответствующая справка управления РЖД о том, что сахар был действительно доставлен в Екатеринбург. Хочу отметить, что в инкриминируемый мне период – 2008–2010 годы предприятиями, которые я возглавляю, были возвращены в банки более 7 миллиардов 100 миллионов рублей. Когда в ходе судебного следствия рассматривался вопрос о хищении денег, не было предоставлено ни одного факта о хищении мной либо другими подсудимыми. Мне вменяют хищение более трех миллиардов рублей. В ходе судебного следствия было выяснено, что миллиард триста миллионов возвращены в банки. А на просрочку вышло только 270 миллионов. По этой сумме мы проводили переговоры с банками о реструктуризации. Так как в 2010 году был засуха, соответственно поставщики сахара не имели физической возможности поставить товар. Мы банкам это объясняли и просили войти в наше положение. В ответ банки заблокировали все расчетные счета предприятия и не позволили закрыть нам оставшуюся задолженность».

Отметим, что по решению суда иски потерпевших к группе Палферова на сумму более полутора миллиарда рублей будут рассмотрены позже, после вступления приговора в силу. Для этого решением суда снят арест с недвижимости компаний обвиняемого для их реализации. 

Дмитрий Антоненков

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров