«Комарова и Богданов приезжали к Якушеву говорить о спасении UTair…»

«Сотрудничество» не спасло перевозчика: ему нужно больше денег

Кулуарные переговоры о спасении UTair силами «матрешки» ведутся уже почти полгода, утверждают источники агентства. Кто возглавил операцию «спасение UTair» и почему получить деньги будет крайне сложно, выяснил «УралПолит.Ru»

Авиакомпания UTair, находящаяся на грани банкротства, предложила правительствам ХМАО-Югры и Тюменской области выкупить акции на 25 млрд рублей, выпущенные в рамках допэмиссии. Кулуарные переговоры о спасении UTair силами «матрешки» ведутся уже почти полгода, утверждают источники агентства. Кто возглавил операцию «спасение UTair» и почему получить  деньги будет крайне сложно, выяснил «УралПолит.Ru».

НПФ «Сургутнефтегаз» ищет способы спасения авиакомпании UTair. Попытка найти решение через вице-премьера Аркадия Дворковича провалилась: в феврале 2015 года на совещании у вице-премьера компания просила дать госгарантии на 13,5 млрд рублей, а также посодействовать в переговорах с кредиторами. Вслед за этим стало известно о попытке получить финансирование при поддержке зампредседателя правительства РФ Игоря Шувалова. Речь идет о предложении правительствам Тюменской области и Югры выкупить допэмиссии компании. «Количество акций, которое могут купить регионы, пока не определено, но компания планирует провести допэмиссию акций на 25 млрд рублей. Региональные власти готовы участвовать в спасении «Ютэйр», но хотели бы дождаться решения по госгарантиям для авиакомпании, которое будет принимать правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым», – пишут «Ведомости».

Первая попытка продать акции UTair регионам тюменской «матрешки» бы предпринята еще в конце 2014 года, знает источник «УралПолит.Ru». Покупка допэмиссии акций авиакомпании обсуждалась на местном уровне еще в декабре 2014 года. «[Наталья] Комарова и [Владимир] Богданов приезжали к Якушеву говорить про поддержку UTair. Насколько я знаю, тогда губернатор Тюменской области Владимир Якушев повторил свою мысль о том, что все вопросы по допэмиссиям, даже когда идет речь об областных предприятиях, будут обсуждаться только осенью. С теми, кто выживет».

Встреча и поиск поддержки в том момент могли быть связаны с получением перевозчиком негативных прогнозных показателей продажи билетов: наложился негативный фон из-за информации о возможном банкротстве и снижение пассажиропотока из-за кризисных явлений, уточняет источник «УралПолит.Ru». Вопрос перспектив UTair в конце 2014 года действительно встал ребром (совокупный долг перед лизинговыми компаниями достигал 75 млрд рублей).

Пресс-секретарь губернатора Югры Елена Шумакова подтвердила факт декабрьской встречи губернаторов корреспонденту «УралПолит.Ru». «Встреча была не только в Тюмени, но и в Сургуте, где была придумана рабочая группа по оздоровлению UTair. На встречах группы, в которую вошли представители НПФ «Сургутнефтегаз» и правительств ХМАО-Югры и Тюменской области, обсуждалось взаимодействие рабочей группы с «Альфа-банком», другими кредиторами, правительством, готовились необходимые материалы для работы с группами вице-премьеров Игоря Шувалова и Аркадия Дворковича», – уточнила она.

В авиакомпании UTair  «УралПолит.Ru» отказались комментировать встречу.

Правительство может рассмотреть вопрос о выделении средств в случае, если комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым согласится выделить госгарантии. Тюменские и югорские депутаты, которым может быть поставлена задача рассмотреть внесение изменений в бюджеты, резко против.

«Сургутнефтегаз» ищет способы спасения авиакомпании UTair

«Происходит странная ситуация. Почему из областного бюджета в рамках программы «Сотрудничество» мы увеличили субсидии этой авиакомпании? Поражает, что все это происходит по ходатайству врио губернатора Югры Натальи Комаровой. У нас масса нерешенных проблем, а мы продолжаем давать деньги компании, которая их просто вникуда поглощает и выплачивает офшорам. Даже если мы решим в этом участвовать – тем самым мы  лишь отодвинем банкротство, до которого довел компанию неэффективный менеджмент», – заявил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» уполномоченный представитель Высшего совета ЛДПР в Западной Сибири Владимир Сысоев.

Смысла в покупке не видит и тюменский эсер Владимир Пискайкин: «Зачем области такой пакет? Для чего? Я сужу как коммерсант, каждый должен заниматься своим делом. Сегодня все становится государственным – это неэффективно. Если опять будут вливания из бюджета в «ЮТэйр» – зачем нам это? Я бы не брал на госплечи такой пакет».

Югорские депутаты также не поддерживают политику правительства округа по спасению авиакомпании и солидарны с тюменскими коллегами, что эта инициатива не выгодна обоим регионам. «Эта инициатива не выгодна для округа. Экономическая обстановка в стране сейчас сложная. Правительство не должно заниматься бизнесом, оно должно создавать условия для предпринимателей. У нас уже есть «Югория», и что? Это все в упадке. Осталось только авиакомпанию приобрести», – рассуждает депутат думы Югры от КПРФ Иван Левченко. Получить комментарий от представителей «Единой России» не удалось – парламентарии не брали трубку.

UTair уже получает бюджетную поддержку: в рамках программы «Сотрудничество» регионы увеличили субсидии авиакомпании с 250 млн рублей в 2013 году до в 600 млн рублей в 2015 году. Предполагалось, что это позволит сдерживать повышение цен на авиабилеты, однако их стоимость выросла. «Авиабилет компании «ЮТэйр» из Сургута в Новосибирск стоит около 9000 рублей, а авиабилет компании S7 на тот же маршрут без субсидирования – 6000 рублей. Мы все учились в школе и понимаем, что с субсидированием в 600 млн рублей авиабилет до Сургута должен стоить максимум 3 000 рублей», – заявлял на заседании комитета по бюджету 14 мая депутат Михаил Селюков. Повышение цен сказалось и на маршрутной сети: компания отменила рейсы из Москвы в Архангельск, Волгоград, Казань, Екатеринбург, Иркутск, Омск, Новосибирск, Барнаул. На других маршрутах из столицы интенсивность полетов в январе составляла: Тюмень, Сургут – два рейса в день, Ханты-Мансийск – один рейс ежедневно. Всего в 2015 году компания собирается сократить 20 % рейсов.

Представители ХМАО-Югры подчеркивают, что покупка акций является не единственным средством спасения перевозчика в сложной экономической ситуации. «Допэмиссия – одна из составляющих оздоровления, но не единственная. Пока не можем сказать, что будем участвовать в ней. Все на уровне предложения, которое рассматривается нами и правительством Тюменской области», – резюмировала Наталья Шумакова.

Дарья Александрович, Алексей Вахрушев

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях