«Путь до Сколково длинный, но его можно пройти». Эксперты отметили молодых тюменских инноваторов

Десяток маркерных досок и сотня стульев в беспорядке стоят в зале «Атриум» тюменского технопарка. Скоро с обеда вернутся участники школы «Навигатор инноватора», расставят стулья в небольшие кружки и продолжат работу над решением кейсов. Практический и теоретический опыт, который они получат за четыре дня интенсивной учебы, должен помочь им в разработке собственного технологического стартапа.

Десяток маркерных досок и сотня стульев в беспорядке стоят в зале «Атриум» тюменского технопарка. Скоро с обеда вернутся участники школы «Навигатор инноватора», расставят стулья в небольшие кружки и продолжат работу над решением кейсов. Практический и теоретический опыт, который они получат за четыре дня интенсивной учебы, должен помочь им в разработке собственного технологического стартапа.

Школу совместно с принимающей стороной организует «Открытый университет Сколково», отдел сколковского фонда, работающий с талантливой молодежью, будущими научно-технологическими предпринимателями. Предтечей проекта был шестидневный семинар в январе 2017 года, на который со всей России съехались сто двадцать финалистов программы «Умник». Затем прошла четырехдневная сессия в дальневосточном представительстве фонда. Именно там появилась идея, что было бы здорово регулярно проводить такие школы в регионах совместно с представителями местной инновационной системы.

Одновременно с задумкой специалистов фонда сформировался запрос из самих регионов. За полгода школымолодых инноваторов прошли в Челябинске, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске.

«Изначально в основе школы были кейсы, которые мы давали участникам, – рассказывает менеджер проектов «Открытого университета Сколково» Наталья Герасимова. – Теперь программа построена так, чтобы на лекциях они получали информацию по темам, которые им необходимо будет глубоко изучать при работе со стартапами. Мы не можем за четыре дня научить технологическому предпринимательству, но можем дать навигацию по возможностям развития собственных идей и проектов».

О своих научно-технологических или исследовательских проектах молодые инноваторы рассказывают в заявке. Он может находиться даже на стадии задумки. Возможные отрасли: IT, биомедицина, энергоэффективность, ядерные технологии, космос, телекоммуникации. На школу можно заявиться и без собственного проекта. Тех, кто все-таки предложил идею, в первый день тюменского «Навигатора» без предупреждения попросили за минуту презентовать свои наработки. Вокруг двенадцати лучших объединили остальных участников. Такими командами они дошли до защиты проектов, которая состоялась в последний день школы.

«Схема такая: сначала они вместе учатся, потом презентуют то, что вместе наработали. Призовых мест здесь нет – мы не хотим устраивать соревнование. Ценность – в фидбэке. У ребят есть площадка, где они могут испытать себя, чтобы потом не боятся пойти к инвесторам».

В Тюмень приехали эксперты из Сколтеха, инновационных центров, крупных маркетинговых компаний. Например, одна из лекций посвящена публичной презентации своего стартапа. Эксперт Александры Сычев сумел расшевелить своих слушателей, и те наперебой отвечают из зала на его наводящие вопросы. Это не только интересно и весело, но и полезно. Казалось бы, презентация – далеко не самое важное, о чем можно рассказать потенциальному технологическому бизнесмену на четырехдневных курсах. Но нюанс как раз в том, что юные умники редко обращают внимание на подобные вещи, и потом приходится восполнять пробелы.

Молодые инноваторы от семнадцати до семидесяти

В тюменском «Навигаторе» в итоге участвуют примерно сто человек. Заявки подавали более ста семидесяти, из них процентов сорок предложили свой проект. В основном, это студенты, магистранты и аспиранты вузов. В порядке исключения допустили нескольких школьников.

Один из них – Кирилл Медведев. Он считает, что за четыре дня узнал многое о том, как построить собственный стартап, и о сколковском фонде: «Мне школа дала новые контакты, практику презентации своего проекта и много информации о начальных этапах развития стартапа. Можно сказать, что участие меня подтолкнуло к созданию своего проекта. Буду искать проблему и более качественное ее решение, чем у конкурентов. Скорее всего, в сфере EduTech либо биомедицинских технологий».

Кирилл пришел без проекта, но на школе он трудится над уже знакомой ему проблемой, которой интересовался ранее. Идея заключается в построении компьютерной системы для медицинских учреждений, позволяющей диагностировать заболевания на ранних этапах. Это должно помочь врачам и снизить риск развития заболеваний, ведь правильная диагностика позволяет назначить верное и своевременное лечение.

Основная аудитория «Открытого университета» – молодые инноваторы. Значит, если ты «старенький», учиться уже поздно? Оказалось, что нет. И тому есть яркие примеры.

«Молодой ученый в нашей стране – понятие интересное. Обычно средний возраст в школе – 23-24 года. Они активны, хорошо воспринимают новую информацию. Но иногда встречаются люди постарше. В Екатеринбурге был прекрасный участник семидесяти лет! Он живо включился в работу. Главное – дух. Если он есть, возраст неважен», – считает Наталья Герасимова.

Эти проекты вполне могут принести прибыль

Открывает ли школа путь в Сколково? Не совсем. Каких-то преференций ее участники не получают, но, возможно, этот путь для них станет легче благодаря усвоенным знаниям, навыкам и новым знакомствам.

«Открытый университет» проектирует и проводит короткие интенсивные образовательные программы. Мы – интерфейс для молодых инноваторов, точка входа в Сколково. Если им нужна будет помощь, возникнут вопросы, мы постараемся помочь. Вряд ли они смогут стать резидентами сразу. Путь от школы до этого статуса довольно длинный. Но вся система Сколково будет помогать им в этом», – говорит Наталья Герасимова.

Куда важнее – помочь возникновению некоего инновационного сообщества в городе. Во-первых, чтобы участники школы познакомились с местной курирующей организацией, в нашем случае – с технопарком. Сколковские специалисты приедут и уедут, а работать со стартаперами должны локальные структуры. Во-вторых, люди перезнакомятся между собой, и это тоже может стать для них важным ресурсом.

Большая часть представленных тюменцами проектов относится к сферам IT, энерготехнологий и биомедицины. Пока сложно говорить о технологических перспективах этих задумок, да и общую характеристику тюменскому стартаперству по школе не дашь. Но в целом участники оставили у экспертов благоприятное впечатление.

«Нас порадовало, что многие ребята пришли со своими научно-технологическими проектами, – резюмирует Наталья Герасимова. – Они все очень живые, контактные, работать с ними было действительно интересно».

Виталий Паутов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Нашли ошибку? выделите и нажмите Ctrl+Enter

Версия для печати:

comments powered by HyperComments

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...