Тюмень ждет транспортная революция. Пять ответов на самые важные вопросы о запуске трамвая в столице региона

Трамвай в Тюмени Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Не так давно в СМИ появилась информация о том, что в Тюмени к 2040 году могут появиться трамваи. Новость вызвала ажиотаж в СМИ и соцсетях. УралПолит.Ru попытался разобраться, зачем Тюмени трамвай, как будет реализована трамвайная революция, сколько будет стоить и по каким улицам пойдет трамвай. Все подробности транспортной реформы в Тюмени – в материале УралПолит.Ru.

Не так давно в СМИ появилась информация о том, что в Тюмени к 2040 году могут появиться трамваи. Новость вызвала ажиотаж в СМИ и соцсетях. УралПолит.Ru попытался разобраться, зачем Тюмени трамвай, как будет реализована трамвайная революция, сколько будет стоить и по каким улицам пойдет трамвай. Все подробности транспортной реформы в Тюмени – в материале УралПолит.Ru.

Зачем? Вопрос первый

Появление нового вида транспорта в городе, где его никогда не было всегда вызывает широкий общественный резонанс. Поэтому главное – грамотно объяснить причины нововведений населению. Словами «будет удобно» здесь вряд ли отделаешься.

Как сообщили УралПолит.Ru в департаменте дорожной инфраструктуры администрации Тюмени, там уверены, что развитие системы общественного транспорта поможет решить проблему пробок.

«Развитие пассажирского транспорта признано в мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами. Провозная способность внеуличного транспорта будет примерно вдвое выше для аналогичной автобусной линии. Перераспределение структуры передвижений <...> может решить возникающие проблемы», – пояснили в ведомстве.

Не стоит забывать и о росте численности населения: Тюмень упорно идет к званию города-миллионника. Власти сделали свой прогноз роста численности населения и пассажиропотока. Согласно данным моделирования транспортного спроса на 2040 год в Тюмени, он составит 14 тыс. 600 пассажиров в максимальный час, что не мало.

В целом те же причины появления электрического транспорта в Тюмени отмечают и урбанисты.

«Тюмени нужен современный электрический общественный транспорт. С одним лишь автобусом Тюмень словно город-инвалид. Тот же трамвай сокращает число пробок, и делает город удобнее и комфортнее – это уже научно доказанный факт», – пояснил урбанист Антон Несговоров.

По мнению урбанистов, развитие системы общественного транспорта призвано сделать город удобнее для жителей и гостей. Кроме того, нынешнего транспорта, а именно, автобусов недостаточно.

Почему трамвай? Вопрос второй

Как стало известно УралПолит.Ru появление в Тюмени трамвайной сети не единственный вариант транспортной реформы. Как оказалось, власти рассматривают и другие варианты.

Как рассказали агентства в пресс-службе администрации Тюмени, речь идет о развитие электротранспорта в целом. Со ссылкой на ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», там уточнили, что в список электротранспорта, помимо трамвая, входят: метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесная канатная дорога и наземная канатная дорога. Это не считая трамваев.

В департаменте дорожной инфраструктуры уточнили, что выбор того или иного вида общественного транспорта, а также способа организации его линий на отдельных участках требует детальной проработки и сравнения по технико-экономическим показателям, в том числе с учетом архитектурных особенностей Тюмени.

«Вопрос выбора вида внеуличного транспорта <...> представляет собой комплекс сложных технических задач и требует привлечения проектных организаций и специалистов высокой квалификации, принимая во внимание тот факт, что в условиях исторически сложившейся городской застройки, особенно в центре города, и существующих подземных коммуникаций, возможности размещения элементов инфраструктуры внеуличного транспорта (пути внеуличного транспорта, станции, межстанционные переходы для пассажиров, электродепо и др.) крайне ограничены», – отметили в пресс-службе администрации Тюмени.

Однако, по всей вероятности, власти все-таки уже остановили свой выбор именно на трамваях, отметив, что рельсовый транспорт (трамваи) имеет ряд преимуществ перед другими видами. Например, есть возможность отделить транспортные потоки от других, организовав движение по выделенным полосам, а при использовании современных двухсторонних вагонов не требуется выделение большого городского пространства для разворотных колец. Трамваи экологичны, что позволяет их использовать в пешеходных зонах, а также безопасны. Согласны с этим направлением мысли властей и урбанисты.

«Нужно понимать, что Тюмень – город равнинный, почвы болотистые и наш город очень хорошо и компактно застроен. Например, строительство метро будет крупнейшей градостроительной катастрофой. Тюмени нужна современная европейская трамвайная система. В качестве подвижного состава можно взять тот же низкопольный «Витязь-М», успешно функционирующий в Москве», – пояснил УралПолит.Ru урбанист Антон Несговоров.

Где пойдет трамвай? Вопрос третий

Вопрос – спорный, и мнение урбанистов и властей здесь пока расходятся. Однако, план, где пройдут трамвайные линии все-таки, похоже, есть.

Так, Антон Несговоров, в качестве примера, где необходимо проложить трамвайное движение называет улицы: Республики, Ленина, Мельникайте, Профсоюзная, Пермякова, 50 лет Октября.

У властей несколько иные задумки. В департаменте дорожной инфраструктуры УралПолит.Ru сообщили, что линии общественного транспорта свяжут Восточную, Заречную часть города, включая жилой район Мыс, район Дома обороны и район Антипино, через центральную часть города с ориентировочной трассировкой по улицам: Тобольский тракт, Дружбы, Алебашевская, Профсоюзная, Республики, Старый Тобольский тракт (от Антипино), Мориса Тореза, Трактовая, Калинина, Ямская, Камышинская, Герцена, Чернышевского, Широтная, Чаплина, Пермякова.

Когда? Вопрос четвертый

По информации властей, проектирование депо и линий общественного транспорта планируется осуществить в период с 2026 по 2040 годы. При этом, точные сроки там не назвали, лишь подчеркнув, что они будут обозначены исходя из условий финансирования дорожно-транспортной отрасли.

Урбанисты же отмечают, что в целом, при желании запустить трамвайную линию можно за очень короткий срок, например, за два-три года.

Сколько стоит? Вопрос пятый

И наиболее острый. Тюменские власти пока не спешат с подсчетами. Вопрос УралПолит.Ru о финансировании и предполагаемых затратах пока фактически остался без ответа.

«Объем финансирования проекта будет определен по результатам формирования технического задания», – уточнили в профильном департаменте администрации города.

Исходя из практики столиц регионов-соседей – Екатеринбурга и Челябинска (а трамвайная сеть есть только там из всех других столиц регионов УрФО, прим.ред), вопрос даже покупки новых трамваем – недешевое удовольствие.

Так, на сегодняшний день трамвайные вагоны производят Усть-Катавский вагоностроительный завод, «Уралтрансмаш» и ПК «Транспортные системы».

Согласно данным сайта госзакупок, в том же Челябинске в прошлом году за 10 б/у трамваев «ЧелябГЭТ» готов был заплатить 7 млн рублей. В 2018 году также за 10 трамваев модели 71-605, бывших в использовании, южноуральские власти готовы были заплатить 21 млн. В то же году Екатеринбург готов был потратить на покупку четырех новых вагонов 76,9 млн рублей.

Что касается источников финансирования, то здесь уместно будет напомнить историю со строительством второй ветки метро в том же Екатеринбурге – когда городской и региональный бюджеты такие траты потянуть не могут, а федерация только обещает помочь с финансированием, но воз и ныне там. При том, что тот же городской бюджет у столицы Среднего Урала значительно выше тюменского. По уточненному плану, доходы в городском бюджете Тюмени в 2020 году составляют порядка 36,8 млрд. рублей, в Екатеринбурге – 48,2 млрд. рублей. В 2019 году бюджет Екатеринбурга составлял 46,1 млрд рублей, Тюмени – 30,1 млрд рублей.

Как отмечают эксперты, в случае, если проект все-таки будет реализован, только о городском бюджете тут говорит вряд ли придется. По мнению наблюдателей, с высокой долей вероятности речь будет идти о городском и региональном бюджетах (на условиях софинансирования, прим.ред.), а также федеральных субсидиях – скорее всего через участие в федеральных программах.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях