Загнать в подполье: как власти травили Хаски и запрещали Оксимирона

Владимир Путин поручил уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой разобраться в скандале вокруг отмены рэп-концертов Хаски, Элджея и ряда других известных исполнителей.

С весны воздух в российском медиапространстве стал значительно плотнее: сначала власти пытались запретить Telegram, затем простых смертных начали сажать за репосты, теперь же добрались до массовой отмены концертов рэп-исполнителей и блокировки секса в Facebook. Политическая травля рэп-культуры стала второй по масштабам обсуждения темой, которая зацепила всех от мала до велика. Кто-то увидел в этом отличный способ ограничить самовыражение конкретных артистов, кто-то посчитал, что срывы концертов – обычная практика закручивания политических гаек, а некоторые не исключают варианта, что сегодняшний рэп стал не по душе конкретным людям, а значит, бей первым, пока не навредили тебе. Вряд ли найдутся те, кто оспорит утверждение о том, что рэп сегодня не просто музыка, а полноценное социальное явление. О том, как все начиналось и чем может закончиться, – в материале «УралПолит.Ru». 

Часть первая: начало (Оксимирон vs Чудновец)

21 октября уральская правозащитница Евгения Чудновец (которую, к слову, саму судили за репост) опубликовала в своем Facebook обращение к уполномоченному при президенте по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой удалить из интернета ролик Оксимирона «Последний звонок». Активистка заявила, что именно этот клип, появившийся аж в 2009 году, стал причиной трагедии в керченском политехе. Чудновец подчеркнула творческий вес исполнителя и отметила, что подобные неоднозначные строчки способны спровоцировать кого угодно и на что угодно. «Надеюсь, видеоряд и стихи были направлены на зарабатывание денег, а не на провокации, но все же прошу посодействовать его удалению, дабы избежать повторения ужасных убийств наших детей», – резюмировала она. Практически сразу на обращение политического деятеля обратили внимание коллеги Чудновец и фанаты Окси. Вторые стали слать женщине угрозы, а первые – активно поддерживать. Сама Кузнецова, по словам Чудновец, ответила, что меры приняты, ответственные люди проинформированы о наличии видеоряда. Впрочем, этого Чудновец показалось мало: она пообещала запретить концерты музыканта по всей стране, если он откажется взаимодействовать.

Сам Мирон Фадеев до последнего игнорировал нападки уральской чиновницы. Но чуть позже все-таки высказал свою позицию: «Детям нужна не цензура и изоляция от «всего плохого», а забота и воспитание родителей, здоровая самооценка, развивающее, а не подавляющее их индивидуальность образование, навыки критического мышления и так далее. Детей нужно воспитывать у себя дома, а не цензурой. Задумайтесь об этом». Полностью согласились с утверждением и простые россияне: «Конечно, клип – это же основа всех бед. Домашнее насилие легализовали – пофигу. Перспектив у молодежи нет – пофигу. А вот клип – это да, всему вина», «Обвинять искусство в развращении нравов – старо, банально и бессмысленно. Пусть пишут доносы в Роскомнадзор на голливудские фильмы – там больше экшена», «У каждого есть право на выбор: быть по ту или эту сторону закона и какой быть личностью. Клип тут ни при чем». Итогом этой истории стало удаление ролика из всех социальных сетей и с YouTube – 1:0 в пользу цензуры. 

Часть вторая. На чем сердце успокоится (Чудновец vs Face)

Спустя ровно неделю после первого скандала с участием Чудновец Евгения вновь дала о себе знать. На этот раз она отправила в прокуратуру Екатеринбурга заявление с просьбой отменить выступление рэпера Face в Концертном холле. Причиной недовольства активистки стал мат, которым, по словам Чудновец, изобилуют тексты артиста. «После его тура дети пишут матерные комментарии в социальных сетях. Прошу проявить инициативу в отмене концерта и защитить детей от абсолютно недетского контента», – резюмировала она. Не исключено, что и на этот раз чиновница добилась бы своего, но 2 октября на официальной странице встречи в соцсети «ВКонтакте» появилось объявление, что запланированный на осень тур отменяется из-за низких продаж билетов. Тогда в социальных сетях недоброжелатели (и сторонники Чудновец) пошутили на тему того, что музыкант просто испугался ответственности за острополитический альбом «Пути неисповедимы», но сам Дремин (настоящая фамилия артиста) этот факт опроверг.

Стоит акцентировать внимание на том, что в тот период Face стал не единственным исполнителем, которого загнобили за нецензурщину в текстах. Прокуратура Нижегородской области отменила концерты сразу пяти исполнителей по причине замутненности языка в песнях. Под запрет попали Монеточка, Элджей, Ганвест, Jah Khalib и Matrang. Ведомственные органы выдвинули незыблемое требование – поднять указанный на баннерах возрастной ценз либо переписать тексты песен под ту аудиторию, которая и указана как целевая. Очевидной, но не закономерной развязкой стал окончательный запрет исполнять тексты. Как отметил генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн» Александр Кушнир, мы можем наблюдать очередной жесточайший и вопиющий пример цензурирования искусства. Особенно удивителен тот факт, что такое происходит в регионе, где в 80-х годах зарождался не менее жесткий и «неудобный» рок. «Я уверен, что это местные политические игры. Кто-то просто набирает на этом баллы», – растолковал Кушнир для «Коммерсанта». Нашлись среди экспертов и специалисты, которые с владельцем продакшна не согласны. Например, член общественного совета при Министерстве культуры Иван Демидов озвучил мысль, что в текущей ситуации выстраивается образец гражданского общества: «Мы последние 25 лет строим демократическую Россию, все сделали для того, чтобы у нас появилось гражданское общество. Оно предполагает различные общественные объединения, которые борются через суды и через правоохранительную систему с тем, что их не устраивает». 

Часть 3. Идеологическая преемственность (Элджей vs Милонов)

Спустя ровно месяц после конфликта Чудновец и Оксимирона «эстафету добра» подхватил депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов. На этот раз жертвой бесчисленных обличающих опусов стал условно незрячий рэпер Элджей. Ни минуты не раздумывая, депутат направил соответствующее письмо министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с требованием проверить деятельность российского исполнителя. В Элджее Милонова смутил не столько его репертуар, сколько сомнительный внешний вид. «Куртка бомбер, плотная вязаная шапочка, специфические джинсы, полное отсутствие зрачков глаз. Совокупная картина, без сомнения, смотрится угрожающе», – пишет политик. В конце он просит Колокольцева изучить репертуар артиста и прищучить его, если есть за что. Пока Милонов ждал ответной реакции, он не стеснялся изливать собственное субъективное мнение по поводу парня. Депутат Госдумы призывал посадить Элджея за решетку за пропаганду наркотиков, мотивируя мысль тем, что молодой человек и сам наркоман, а значит, его нужно поместить в психушку и пожизненно запретить исполнять хоть какие-то песни. В качестве божьей милости же Милонов предлагает разрешить Элджею зачитывать свои тексты в тюрьме. 

Как только имя рэпера было упомянуто политиком, в СМИ всплыла странная и компрометирующая Узенюка (настоящая фамилия артиста) история, согласно которой автора текстов и песен обвиняют в смерти фанатки от передозировки наркотиками. В интернете появилось письмо от неизвестной женщины, которая рассказывала, что ее несовершеннолетняя дочь вдохновилась текстом своего кумира и попробовала запрещенку на школьной дискотеке. Финал оказался трагическим – девушку спасти не удалось. Страшная история, виновный должен быть наказан, не так ли? Вот только не прошло и нескольких часов, как всплыла фамилия истинного автора рассказа. Как признался в комментариях некий мужчина, мертвая девочка и ее мама – художественный вымысел, а целью подобного поступка стало желание привлечь дополнительное внимание общественности к деструктивному поведению Элджея. Если обобщать все комментарии, которые после этого написали обманутые читатели, то получается очень емко: «Прием ниже пояса». «Загнать таких в подполье уже пробовали – дети уходят туда вместе с кумирами. От таких вещей только хуже становится», – высказался под записью один из россиян. Важно отметить, что именно эта мысль собрала под собой чуть ли не большее количество виртуальных одобрений. 

Часть 4. Задержание Хаски и все, что следует после этого

Апогеем конфликта между политикой и рэпом стало задержание Хаски (Дмитрия Кузнецова) в Краснодаре вечером 21 ноября. До этого юноше уже запретили выступать в Тольятти, Самаре, Нижнем Новгороде и Перми. В тот день артист намеревался исполнить несколько треков несмотря ни на что, но сначала один из местных клубов отказал артисту в площадке («Прокуратура запугала владельцев закрытием и проверками», – пояснил журналистам менеджер исполнителя Андрей Орехов), затем второй клуб также забрал назад свое обещание из-за вмешательства правоохранителей. По словам представителя артиста, Хаски не мог подвести свою аудиторию: он вышел из здания на улицу, забрался на ближайшую припаркованную машину и стал исполнять трек «Ай» прямо оттуда. Стерпеть такой наглости силовики не могли – они быстро скрутили Кузнецова и увезли его в центральное отделение. На рэпера завели сразу три уголовных дела, в отделении он пробыл около 5 часов. Результатом задержания стали 15 суток административного ареста. 

За считанные дни известные коллеги Кузнецова организовали концерт в его поддержку. Его участниками стали Оксимирон, Баста, Noize MC. Билеты были раскуплены за считанные часы. Важно отметить, что артисты своего добились – за несколько часов до мероприятия Хаски отпустили, что, впрочем, не помешало Окси и Ко выступить. Во время исполнения Мирон Фадеев отметил, что музыка – это наглядное отражение реальности, а винить рэп в распространении мрака как минимум глупо. «Мы обычные ребята, мы вкладываем в песни то, что видим вокруг. Это выводит негатив из общества», – резюмировал он. Когда же выступили все главные лица, из-за кулис появились уже упомянутый нами Face, Рома Жиган, Андрей Бледный и даже поэтесса Вера Полозкова. Они все присоединились к исполнению песни «Моя игра», завершив ею творческий вечер.

Итак, что мы имеем на сегодня? Российское общество плавно делится на два лагеря – на тех, кто считает, что рэп – «контрафакт и неликвид, изобилующий матом и пренебрежением культурными ценностями, пропагандирующий разнузданность, призывы к хулиганству и насилию», и тех, для кого рэп – настоящая музыка, острая, социально значимая, этакий «новый декаданс». «Теперь худые парни в безразмерных футболках говорят о презрении и равнодушии, их тошнит от жизни, от любви, их тянет разрушать. И они не просто какие-то фрики, находящиеся отдельно от популярной культуры», – емко сформулировала сущность современной рэп-культуры пользовательница Facebook Ася Баскаева. Первые выступают за запрет подобной культуры, вторые – за то, чтобы не ущемлялось право реализовывать свое творчество. Первые – политики, вторые – обычные люди, поклонники творчества конкретных исполнителей и просто неравнодушные, кто искренне боится за то, что жесткий контроль окончательно все испортит. Уже сейчас Генпрокуратура рассматривает возможность запрета рэп-концертов и баттлов в России, а просьба разобраться в ситуации дошла и до Владимира Путина. В соцсетях уверены, что практика ограничения просто обязана возыметь обратный эффект, – жанр станет еще популярнее, но увеличится и «озлобленность на власть». А чем все закончится на самом деле, мы узнаем совсем скоро. 

Фото: личные страницы исполнителей в социальных сетях, pixabay.com

Видео: DarkSide

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров