Николай Морозов: «Единый платежный документ сделает коммунальный рынок прозрачным»

Этой осенью в Госдуме рассчитывают принять поправки в федеральное законодательство, которые позволят сделать коммунальные платежи максимально прозрачными. Для этого будет разработан и внедрен единый платежный документ, который будет формироваться в расчетном центре, что должно исключить двойные квитанции, нецелевое расходование и в целом повысить качество услуг, оказываемых населению.

Этой осенью в Госдуме рассчитывают принять поправки в федеральное законодательство, которые позволят сделать коммунальные платежи максимально прозрачными. Для этого будет разработан и внедрен единый платежный документ, который будет формироваться в расчетном центре, что должно исключить двойные квитанции, нецелевое расходование и в целом повысить качество услуг, оказываемых населению. Это задумка, а как она будет реализовываться на практике рассказал в интервью «УралПолит.Ru» председатель организации «Коммунальный дозор» Николай Морозов.

– На этой неделе обсуждают законопроект, предполагающий введение единого платежного документа оплаты услуг ЖКХ. Действительно ли это так необходимо и что он изменит, кроме какого-то удобства для плательщиков?

– Это, безусловно, полезная мера, которая давно должна быть введена. За последние годы мы столкнулись с тем, что различные компании в коммунальной сфере, начинают конкурировать, появляются недобросовестные и даже мошеннические организации, которые манипулируют этим платежными требованиями, даже подделывают, вписывают туда свои расчеты. Там большое и широкое поле деятельности для всякого самоуправства. Чтобы все это привести к одному стандарту, вводится единый платежный документ, он позволяет ввести понятную схему, которая стандартизирует эти вопросы. Там не будет дополнительных условий, которые придумывают отдельные компании, там будет все четко расписано, за что можно брать, может быть, тарифы будут прописаны и прочее. Таким образом, эта система создаст условия для предотвращения различных манипуляций со стороны недобросовестных управляющих компаний, других организаций, которые претендуют на выписку каких-то требований по оплате к жильцам.

– Получается, что ситуаций, когда люди получают квитанции по 300 тысяч за горячую воду или двойные квитанции от разных управляющих компаний – этого с новой схемой быть не должно?

– С одной стороны, быть таких накладок не должно. С другой стороны, единый платежный документ – это не просто форма, это и единый учет. Соответственно, когда будет введена единая схема оплаты, такие случаи превышения будут видны – система компьютерной обработки позволяет такие вещи сразу выявлять. Одно дело, когда выписано свое платежное требование в какой-то области и нигде, кроме как на бумажном носителе, никто этих данных не видит, другое дело, когда этот единый бланк подвержен единому учету, – там можно будет задать параметры и сразу видно, где эти параметры превышаются. Возможно, это будет не сразу, но идея такая, и к этой идее такие шаги предпринимаются.


– Сеть региональных расчетных центров – наверняка многие увидят здесь только дополнительную «прокладку» между поставщиками услуг и жителями? Во многих регионах есть свои единые расчетные центры – будут ли они интегрироваться или станут параллельными структурами? Или просто вытеснят с рынка?

– Я думаю, что это будет в единых центрах по типу единого окна. Возможно, на первом этапе это будут отдельные структуры – решения еще только вырабатываются. Постепенно это должно прийти к единому центру. Если будет что-то промежуточное на этом пути – это тожелогично, не все сразу.

– В пояснительной записке говорится о безопасности персональных данных, которые не нужно сейчас всем сообщать, якобы тут они в безопасности. Но в последнее время просто бум утечек персональных данных – как в этом плане можно гарантировать безопасность?

– Что касается персональных данных, утечек настолько много происходит в различных структурах – мы начинаем жить в эпоху цифровизации, мы должны быть готовы, что наши данные в какой-то части будут открытыми. Это глобальная проблема, она нигде не решена, но данные данным рознь. Мы живем в эпоху, когда все становится все более прозрачным – скрывать фамилию, год рождения и т. д. не получится, но эти данные не содержат чего-то страшного. Конечно, данные будут стараться сохранить, но утечек столько много, что некоторые данные давно лежат в открытом доступе, и если они будут открываться еще и в платежках – это, наверное, не так страшно. Конечно, есть данные, которые человек хотел бы сохранить в тайне – большие финансовые суммы, например, контроль за их сохранностью нужно ужесточать, а остальные данные со временем и так будут все более открытыми.

– Насколько можно понять, авторы законопроекта предполагают увеличение собираемости оплаты и снижение задолженности – действительно ли тут может быть прямая связь?

– Это абсолютно реально и вот почему. Между поставщиками услуг и плательщиками иногда попадаются организации, которые занимаются нецелевым использованием средств – человек заплатил за свет управляющей компании, а она потратила эти деньги на какие-то свои нужды. Потом она может стать банкротом и поставщик электричества вообще денег не получит, будет отключать. Централизованная система позволит сделать так, чтобы деньги, которые плательщик переводит, шли по своему прямому назначению – не на ремонт подъезда, а за свет, не за ремонт канализации, а за газ. Единая система минимизирует возможности того, что деньги будут использоваться нецелевым образом или просто будут расхищены, будет препятствовать этому. Если заплатил за свет – заплатил за свет, а не за зарплату директору УК.


– И, пожалуй, главный вопрос – любая реформа подразумевает целью улучшение – реально ли через вот такую систему усилить контроль и повысить качество коммунальных услуг?

– Качество будет увеличиваться, потому что, повторюсь, единая система сокращает свободу для нецелевого использования денег. Если компании не государственные, они коммерческие – их задача зарабатывать деньги, а забота о жителях отходит на второй план. Упорядочение сделает определенные нормативы – УК не может тратить больше, чем она зарабатывает, а зарабатывает она на этом столько, на этом столько, на этом столько. Такая система более понятна и если есть узкие места, она позволяет обратить на них внимание, поэтому качество будет улучшаться. И это одно из необходимых условий для улучшения качества жизни.

– А можно ли оценить сроки реализации, формирования такой системы, чтобы она уже нормально работала?

– Я думаю, что в течение пяти лет эта система может быть построена. Ее нужно не только организовать, но и отладить. Это будет зависеть от того, насколько активно ее будут вводить на местах, в городах, как на это деньги будут тратить руководители городов и районов. Если это будет в числе первоочередных задач, процесс пойдет быстрее, если будет задвинуто на вторую-третью позицию, то медленнее. Я оцениваю этот период до пяти лет, а как на практике пойдет – время покажет.

Фотографии Евгения Поторочина, Елены Майоровой

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров