«Имидж неважен, если нет альтернативы». Почему скандалы не отпугивают от «Победы»

​В ближайшее время лоукостер «Победа» свяжет Екатеринбург с индийским Гоа прямым рейсом. Однако, хорошая новость была встречена волной критики от уральцев на фоне того, что скандальная авиакомпания объявила о довольно значительном росте стоимости обратных билетов.

В ближайшее время лоукостер «Победа» свяжет Екатеринбург с индийским Гоа прямым рейсом. Однако, хорошая новость была встречена волной критики от уральцев на фоне того, что скандальная авиакомпания объявила о довольно значительном росте стоимости обратных билетов. О том, почему лоукостер становится все дороже, а требования компании все специфичнее рассказал в интервью «УралПолит.Ru» доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.

– Лоукостер «Победа» подняла тарифы на 40% на рейсы из заграницы. Компания исполняет решение транспортной прокуратуры, которая запретила брать деньги с пассажиров за регистрацию в иностранных аэропортах. Такое решение компании, бьющее по кошелькам пассажиров — действительно ли оно единственно возможное?

– Правила авиакомпании «Победа» должны соответствовать официальным требованиям воздушных перевозок. Согласно общим требованиям в случае регистрации «на месте» иностранные аэропорты взимают сбор, который не является дополнительной услугой авиакомпании. С осени 2018 г. при вылете из зарубежного аэропорта клиенты компании могли бесплатно зарегистрироваться на рейс онлайн, остальные пассажиры платили сбор в 25 евро (кроме рейсов из Белоруссии и Казахстана). Теперь же действие данного механизма приостановлено, а клиенты компании будут оплачивать данную сумму в счет стоимости авиабилетов, что в целом снизило предлагаемый дисконт за самостоятельную регистрацию для сокращения расходов авиакомпании.

– «Победа» уже принимала непопулярные меры, подчиняясь судебным решениям. Например, изменение габаритов багажа (до 4 см шириной) и т.д. Это обычное поведение для лоукостера?

– Зачастую судебные претензии к лоукостерам связаны с усредненными оценками, касающихся объемов багажа. Существуют нормы, которые предполагают большую загрузку салона самолета вещами пассажиров, нежели выдвигаемые ограничения со стороны дешевых авиаперевозчиков. Лоукостер говорит о максимальной плотности загрузки самолета пассажирами, в отличие от воздушных судов других авиакомпаний, где существуют дополнительные возможности для размещения багажа. Как следствие «Победа» реагирует тем, что взимает плату за весовые излишки, когда речь идет об общей мощности грузоперевозки судна, что напрямую связано с безопасностью клиентов. Назвать такие меры непопулярными сложно. Скорее речь идет о поиске компромисса между уровнем комфорта и безопасностью, а также о максимизации возможностей авиакомпании по снижению финансовой нагрузки на потребителей. Действует принцип «хочешь увезти больше – плати», что в некоторых случаях весьма уместно. Многие наши соотечественники любят везти из поездок не только сувениры и подарки, но и вещи для перепродажи, злоупотребляя не только комфортом других пассажиров, но и требованиями безопасности.

– Остальные «фишки» Победы – раскидывать пассажиров по разным концам самолета, при отсутствии доплаты за место, рассаживать детей и родителей, рассаживать семьи по разным автобусам на выходе, отсутствие карманов в креслах и т.д. – это политика «Победы» или это характерные признаки лоукостеров?

– Думаю, здесь речь опять о поиске компромисса. Если человек хочет получать максимальное удовольствие от поездки, он и место возьмет классом повыше и компанию не самую дешевую. Если у пассажира задача переместиться из точки А в точку Б с минимальными расходами, то и требования к качеству полета следует предъявлять минимальные. Мы же понимаем, что это экономика – не бывает дешево и хорошо, чем-то всегда приходиться жертвовать. Здесь лоукостеры себя проявляют крайне неплохо, о чем свидетельствует высокая полнота загрузки самолетов и регулярности перелетов.

– Часто бывает, что самолет летит полупустой, но семье все равно не разрешают сидеть вместе, т. к. нет доплаты за место. Это политика авиакомпании, или решение конкретного экипажа? Почему так происходит?

– Мне сложно об этом судить объективно. Если это политика авиакомпании, то ее в данном случае сложно считать эффективной. Если есть объективный спрос на места, например, у полных или высоких людей со стороны аварийного выхода, то странно взимать за это с них плату при пустом самолете. Это снижает качество оказываемых услуг, без объективной причины. Если же речь идет о полной загрузке судна, то требования платы за комфортный перелет можно назвать объективными. Спрос рождает предложение. Например, в визовом центре можно получить платную услугу подачи документов практически без очереди – у кого есть финансы и нет времени с радостью ей пользуются. Также существует и обратная ситуация, когда в самолете можно по факту договориться о пересадке. Бывают случаи представления более высокого класса мест при минимальной загрузке судна. В результате это позволяет считать политику экипажей лоукостеров относительно лояльной.

– Складывается ощущение, что летать лоукостерами не так уж и дешево, учитывая многочисленные доплаты за все. Может ли случиться ситуация, что люди, посчитав затраты, уйдут в другие авиакомпании и «Победе» придется менять политику?

– Конечно, можно говорить о переходе клиентов в другие компании. Но не думаю, что дело в «Победе». Мы говорили о единых требованиях к авиаперевозчикам и специфике сегмента лоукостеров. Есть институциональная среда, «правила игры» для всех. А вот кто умеет «хорошо играть со слабыми картами», сможет построить грамотную стратегию, маркетинг и управление, тот и будет конкурентоспособен в данном сегменте. Объективно речь идет о менеджменте, а потребитель уже «проголосует рублем» за того или иного поставщика услуг.

– Вокруг «Победы» всегда столько скандалов, и, казалось бы, их имидж безнадежно испорчен. Люди продолжают ей летать. Это российский менталитет или показатель уровня доходов граждан?

– Вспомнился капитан Врунгель Андрея Некрасова с его яхтой «Беда»… А если серьезно, из всего причисленного сложно выделить конкретный фактор. Имидж это лишь восприятие перевозчика, но если нет объективной альтернативы, то он мало повлияет на потребителя в данном сегменте. Отказаться от поездки или же лететь компанией, которая в чем-то, где-то, когда-то провинилась – выбор очевидный. Другое дело, что есть объективные вопросы безопасности, ценовой политики, личный опыт взаимодействия – эти факторы более объективные. Кто может себе позволить услуги более высокого качества – не выберет лоукостера, это другой потребитель. Сегмент дешевых авиаперевозок притягивает соответствующего клиента, и здесь идет речь об объективной конкуренции между авиакомпаниями, как по цене, так и по качеству предлагаемых услуг.

Марина Сапожникова

Фото Полины Петренко

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров