Большой Урал: итоги недели с 20 по 26 августа

Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.

Свердловская область: Выборы без правил и зверское убийство в Березовском

Война без правил вместо выборов

До единого дня голосования осталось две недели, и в последние дни активность штабов кандидатов резко возрастает. Однако, в Екатеринбурге складывается несколько парадоксальная ситуация. Соцсети пестрят сообщениями о нападении на политтехнологов, агитаторов и сотрудников штабов, угрозах кандидатам и их семьям – число подобных инцидентов исчисляется десятками. В судах идут разбирательства, кандидатов снимают, в том числе, целыми партийными списками. Между тем, если спросить рядовых горожан, большинство из них даже не знает, что через полмесяца предстоит избирать городскую думу. Эксперты отмечают, что ситуация складывается тревожная и странная, словно кандидаты и их избиратели находятся в параллельных мирах, которые практически не пересекаются – в одном из них нет публичной политики и политической конкуренции, в другом – идет бескомпромиссная борьба методами 90-х.

«Избирательная кампания в Екатеринбурге действительно одна из самых грязных и жестких в стране. Предвыборная конкуренция приобрела уродливые формы. Запугивания и избиения вместо электоральных законных методов. Про конфликт элит говорить не буду. Это общеизвестно. Скажу, что если в регионе есть власть, то физического насилия на выборах нет», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Константин Калачев, побывавший на этой неделе в Екатеринбурге.

Бесчеловечное убийство инвалида

Другое событие, которое будоражило СМИ и соцсети, с одной стороны, частная история, с другой – пример нечеловеческой жестокости. Речь о жестоком убийстве 20-летнего инвалида из Березовского, которого группа подростков избила до смерти, а их 13-летняя подруга снимала на видеокамеру и выложила потом запись в соцсети. Небольшой городок взбудоражила эта история, полная странных поворотов. О ней стало известно лишь через 10 дней после убийства, когда о ней написал один из крупных пабликов в «Вконтакте». Только после этого городские власти и правоохранители стали предпринимать некие действия, были задержаны все участники событий – как можно предположить, под давлением общественности. Люди устроили народный сход, а одноклассники убитого парня уже начали искать, где живут малолетние садисты, чтобы отомстить. Все внимание на этой неделе было приковано к суду, на котором решалось, какую применить меру пресечения, в итоге троих из четверых подростков поместили в СИЗО, один остался под домашним арестом, а девочка еще не достигла возраста уголовной ответственности, поэтому проходит как свидетель. СКР намерено выступить с ходатайством о помещении ее в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Подросткам грозит до 10 лет лишения свободы.

«Случившееся в Березовском – это жуткий, метафизически страшный инцидент. Но как бы жутко ни было от этой мысли – ничего нового в нем нет. Прецеденты такой животной и, вроде бы, спонтанной детской агрессии случались и прежде. Это происходило за рубежом, происходило и у нас. Даже очень продуманная советская система работы с молодежью не помогала полностью избежать таких случаев и не могла предотвратить появления отдельных детей-отморозков, вроде Аркадия Нейланда, например. Это нельзя назвать нормой, но такое, к сожалению, периодически происходит. Во все времена и во всех странах существовали подростки, которые были выброшены обществом и ощущали себя не нужными, не вписанными в жизнь. Это не только дети из неблагополучных семей, но часто – и дети вполне обеспеченных родителей, которые оказались настолько увлечены зарабатыванием денег, что начисто забыли про общение со своими сыновьями и дочерями. Глубокое несчастье этих детей в том, что в какой-то момент рядом с ними просто не оказывается взрослого человека, который будет общаться с ними и поможет понять, как устроен мир, что такое хорошо и что такое плохо. И, к сожалению, закономерно, что, оказываясь один на один с подобными вопросами, дети часто находят на них очень извращенные ответы… Рецепт решения этой проблемы, по большому счету, только один. Важно общаться с детьми, особенно в момент, когда они становятся подростками. Уважать их, слышать их, понимать их. Помнить, что они не знают, как устроен мир и отчаянно нуждаются в помощи и понимании. Наверное, это главный урок, который нам важно помнить после всей это истории в Березовском», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Дмитрий Руденкин.

Челябинская область: Правительство профинансирует аэропорт и ВСМ и кандидаты в мэры Миасса определились

ВСМ попала в инфраструктурный план правительства

Высокоскоростная магистраль, соединяющая Челябинск и Екатеринбург, обретает все более реальные черты и источники финансирования. На этой неделе появилась информация о том, что Минэкономразвития передало на рассмотрение в правительство план развития инфраструктуры, который предполагает строительство примерно 700 объектов, стоимость которых достигает почти 7 трлн рублей. В перечне – больше полутора сотен аэропортов, три сотни дорог и мостов, десятки гидротехнических сооружений и больше сотни объектов, связанных с железнодорожным сообщением. Помимо прочего, среди них ВСМ Москва-Казань и Челябинск-Екатеринбург. Отметим, что несколько лет назад обсуждался вариант ВСМ Москва – Екатеринбург через Казань, а наиболее емкие планы включали эти участки в магистраль, соединяющую Москву и Пекин. Сколько конкретно денег будет выделяться на строительство уральской ВСМ в документе не уточняется.

«ВСМ и новый терминал аэропорта – это объекты одного порядка с саммитами ШОС и БРИКС. Очень многие инфраструктурные объекты завязаны на способность провести саммиты. Вообще международные мероприятия на уровне первых лиц государств – это как проверка на зрелость для региональной и городской власти. Если будут, то политическая «капитализация» города вырастет. В этом случае инфраструктура получит небывалый импульс», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Алексей Князев.

В Миассе нашлось девять кандидатов на пост мэра

А в одном из самых политически нестабильных муниципалитетов Южного Урала вступает в решительную фазу вторая попытка выбрать главу города. На этой неделе закончилась регистрация кандидатов – их стало на одного меньше, чем в прошлый раз – комиссии предстоит ознакомиться с заявками девяти человек. Трое из них пошли на второй заход – и.о. мэра Григорий Тонких, бывший сотрудник ФСБ Александр Иванов и Татьяна Якимова. Помимо них на пост главы Миасса претендуют еще шестеро человек, преимущественно – бизнесмены и чиновники. При этом, в отличие от предыдущей попытки, отмечают эксперты, нет кандидатов, которых можно было бы назвать «кандидатами от губернатора». На рассмотрение заявок у конкурсной комиссии месяц, решающее заседание состоится 26 сентября.

«В Миассе не просто политический кризис, а вызов для губернатора. Это как сигнал о помощи, городские элиты хотят чтобы Дубровский оказал им максимум внимания. Конфликт на уровне заместителей и помощников неразрешим. Это как раз тот случай когда необходимо «ручное управление». Дубровскому важно вникнуть в ситуацию, лично включиться в коммуникации миасских групп влияния. Этот кризис, говоря языком врачей, сам точно «не рассосется». Если выбрана кандидатура Тонких или другого, так надо не бросать посреди дороги, а довести начатое. Это вопрос исключительно коммуникаций губернатора и городских элит. Прошлый опыт показал: посредников попросили не беспокоиться», – считает Алексей Князев.

Курганская область: На КМЗ опять проблемы и педагоги ищут правду в ЕСПЧ

Ситуацию на КМЗ проверяет прокуратура

Один из крупнейших заводов Кургана – «Курганмашзавод» продолжает оставаться в гуще конфликтов и скандалов. На этой неделе в некоторых СМИ появилась информация о том, что КМЗ останавливает целые производственные линии, а сотрудников отправляет в вынужденные отпуска, снижая при этом уровень окладов. В результате, замгенпрокурора области Олег Седельников отправился на завод с приемной прокуратуры и представителями госинспекции по труду. Напомним, КМЗ в последние годы находился в глубоком кризисе, в результате не вполне профессионального и прозрачного управления заводом в структуре холдинга «Тракторные заводы». Несколько месяцев назад он перешел в структуру «Ростеха», здесь сменилась управленческая команда. Однако, судя по всему, это предприятие еще долго будет доставлять неприятности областным властям и работникам.

«Государственной инспекции труда, главному управлению по труду и занятости населения Курганской области поручено организовать в рамках имеющихся полномочий необходимые контрольно-надзорные мероприятия, по итогам которых дать оценку соблюдения трудовых прав граждан. Выездная приемная прокурора области продолжает свою работу на предприятии. Ситуация находится на контроле», – прокомментировали «УралПолит.Ru» в пресс-службе областной прокуратуры.

Учителя «выбивают» свои льготы через европейский суд

На этой неделе губернатор Алексей Кокорин встретился с педагогами на первом съезде работников образования Зауралья и пообещал молодым специалистам стимулирующие премии, если они пойдут работать по специальности в регионе. Зал рукоплескал, а в это же время учителя из двух районов области готовят документы для подачи иска в Европейский суд по правам человека и надеются, что таким образом смогут вернуть льготы по оплате коммунальных услуг, которые областные власти отменили год назад. Прошлым летом учителя выходили на митинги, но все что они получили — единовременную выплату чуть больше тысячи рублей взамен полной отмены платы за услуги ЖКХ. Напомним, что в прошлом году Кокорину лично пришлось усмирять учительский бунт в Звериноголовском районе, связанный с сокращением зарплат на 30%.

«Образование, в первую очередь, школьное – крайне важная вещь для любого региона. Конфликты, которые возникают в разных районах Зауралья в последний год, говорят о том, что существует системная проблема и сменой руководителя департамента его не решить. Учитывая, что кадровый состав учителей достаточно возрастной, молодых педагогов требуется много, не совсем понятно, откуда власть региона будет брать «подъемные» выплаты, при том, что доля образования в дефицитном бюджете региона все последние годы снижается. Учитывая, что губернатору остался год до выборов, «бюджетники» могут принести ему немало проблем, которые надо решать уже сейчас», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политконсультант Эдуард Коридоров.

Тюменская область: Союз Моора и Богданова и расширение железной дороги в Тобольск

Моор продолжает знакомство с «нефтяными генералами»

Врио губернатора Тюменской области Александр Моор вновь побывал на этой неделе в ХМАО, на этот раз, он посетил со своей коллегой Натальей Комаровой Сургут, где встретился с гендиректором «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым. Совладелец нефтедобывающей компании провел экскурсию в политехническом центре, построенном для нужд предприятия – здесь полигоны, лаборатории, тренажеры и даже нефтяная вышка. Было отмечено, что в «Сургутнефтегазе» работает 12 тыс. выпускников Тюменского нефтегазового университета, а нефтедобывающая компания в последние годы наращивает свое присутствие на юге Тюменской области. В планах этого года – увеличить добычу до 1 млрд тонн нефти в год. Наблюдатели отмечают, что подобные визиты закладывают фундамент для дальнейшего взаимодействия, когда Александр Моор полноценно вступит в свои права после выборов, которые состоятся через две недели.

«Работа с крупнейшими нефтегазовыми компаниями, тем более близкие контакты с их руководством и владельцами, – фундамент успеха любого губернатора. Это крупнейшие налогоплательщики, работодатели, инвесторы и лоббисты. Однако, для тюменской области актуальнее «Роснефть», «Сибур», а остальные нефтяники и нефтехимики – это, в данный момент, вопрос репутации врио. И он, успешно решен», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» политолог Александр Безделов.

«Серьезный интеграционный проект»

Будучи в Сургуте, Моор посетил местный телеканал и обсудил с журналистами, помимо прочего, железнодорожное сообщение. Он посетовал, что нет технической возможности пустить скоростной поезд из Тюмени до Сургута, но рассказал о том, что в настоящее время началась работа по модернизации железнодорожной магистрали между Тюменью и Тобольском. По его словам, уже через пять лет два главных города юга Тюменской области свяжет четырехполосная железная дорога. Строительство этого объекта идет за федеральный счет и расширение магистрали должно упростить дорогу в автономный округ.

«Что касается железной дороги, то надо понимать, что расширение тобольского направления позволит увеличить объем отгружаемой «Сибуром» продукции, значительная часть которой транспортируется до потребителей именно железнодорожным транспортом. Соответственно, и для региона и для, собственно РЖД, это инвестиции, которые окупятся. Кроме того, тобольское направление это первый этап, за ним неизбежно последует реконструкция путей до Сургута, а это уже серьезный интеграционный проект для всех трёх регионов Тюменской области», – уверен Александр Безделов.

ХМАО-Югра: Комарова присмотрела место для завода «Северстали» и все на борьбу с мусором

Комарова побывала с секретным визитом в Сургуте

Глава ХМАО-Югры Наталья Комарова провела в Сургуте гораздо больше времени, чем Александр Моор. Днем ранее она встретилась с Богдановым «без лишних глаз», но по некоторым данным, она посетила место, где планируется разместить новейший завод «Северстали». Договор об этом был подписан месяц назад, тогда сообщалось, что инвестиции в проект составят не меньше 13 млрд рублей, а «Северсталь» заинтересована в развитии своих проектов в округе. Власти ХМАО оценили его как «крупнейший несырьевой проект за последние 10 лет». Согласно тем данным, расчетная мощность завода составит 280 тыс. тонн продукции в год, большая ее часть пойдет на нужды нефтяных и нефтесервисных компаний. Сам же завод будет отчислять в окружную казну до полумиллиарда рублей в год.

«В последнее время видно, что инвестиционная привлекательность региона значительно возросла. Отсутствие потрясений в региональной экономике, административные шаги, направленные на улучшение климата говорят сами за себя. В этом значительную роль играют окружные органы власти. Но, как известно, нет предела совершенству. Свою роль в создании благоприятной деловой среды должны активнее играть и главы муниципалитетов. В этом аспекте нельзя не отметить Сургутский район, который в прошлом году стал лидером среди территорий по инвестиционному климату», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Михаил Мирзоян.

Югра получит пять современных полигонов ТКО

Неделей ранее в Нижневартовске запустили крупный мусоросортировочный завод. Это первая часть комплексной программы по обращению с отходами. Как заявила на одном из совещаний губернатор Наталья Комарова, до 2020 года в округе приступят к работе пять межмуниципальных полигонов. На территориях, которые входят в зону их ответственности, будет введена система раздельного сбора мусора, что позволит более эффективно сортировать и отправлять его на вторичную переработку. Действовать они будут на основе концессионных соглашений, первый такой полигон строится сейчас в Нефтеюганском районе.

«Действительно, в последнее время был придан значительный импульс работе в сфере утилизации ТКО. Но говорить о высоком уровне координации пока рано. Мы видим, что в этой сфере значительное количество игроков, которые преследуют свои коммерческие интересы и вместо того, чтобы играть по правилам, они включают все свои рычаги для воспрепятствования прохождению процесса. И скандал вокруг регионального оператора – это отголосок противостояния различных игроков на рынке. Тем не менее, вопрос сдвинулся с мертвой точки, назад дороги нет. Есть уверенность, что вектор на развитие будет продолжен», – уверен Михаил Мирзоян.

ЯНАО: Путин обсудил СШХ с Артюховым, а НОВАТЭК исследует новую площадку для СПГ

Артюхов обсудил с президентом инфраструктурные проекты

Врио губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов на этой неделе второй раз за последние месяцы встретился с президентом Владимиром Путиным. Основной темой обсуждения стал Северный широтный ход, чей официальный старт, по сути, состоялся неделей раньше, когда Дмитрий Медведев утвердил концессионное соглашение по этому проекту. Артюхов доложил о том, что первые объекты начнут строиться уже в этом году с опережением графика. Помимо этого, он подчеркнул необходимость провести железнодорожное сообщение в Сабетту, где строится большой морской порт для танкеров-газовозов. По словам врио губернатора, они рассчитывают в этом вопросе на концессию со стороны РЖД, не исключено, что после такого заявления на встрече с главой государства, и этот вопрос сдвинется с мертвой точки.

«Встреча - очередной и главный сигнал поддержи федеральным руководством выбранного курса развития региона. СШХ может стать главной стройкой страны после строительства Крымского моста. Железную дорогу в Сабетту предполагается запускать последовательно после продвижения железнодорожной ветки от Коротчаево до Надыма и далее в Салехард до станции Обская. Проект перспективный и понятный. СШХ без ветки на Сабетту теряет часть своей актуальности, поэтому, уверен, тема будет доведена до конца», – подчеркнул в беседе с «УралПолит.Ru» политолог Кирилл Истомин.

Начались изыскания для «Арктик СПГ 3»

Между тем, на этой неделе в правительстве округа обсудили инженерные изыскания на площадке, где будет реализовываться проект «Арктик СПГ 3», расположенный в 141 км от Сабетты. На акватории Обской губы исследуется площадка для поисково-оценочной скважины. Отметим, что проект по разработке месторождений и производству сжиженного природного газа развивается на Ямале очень динамично – к концу года планируется открыть уже третью очередь «Ямал СПГ». Достаточно активно идут работы и на первых двух площадках «Арктик СПГ».

«Президент России «майским» указом поставил цель достижения до 2024 года грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн в год. СПГ – главный двигатель этого процесса. Распределение поставок с первого завода «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК показывает, что спрос на такой вид топлива – высочайший. Плюсом является и его гибкость, независимость от газотранспортных систем. Поэтому выбор НОВАТЭК в пользу строительства дополнительных мощностей по производству сжиженного газа вполне объясним и полностью соответствует российской и международной экономической конъюнктуре», – отметил Кирилл Истомин.

Фотографии с официальных сайтов Минэкономразвития Челябинской области, губернатора Курганской области, губернатора Тюменской области, губернатора ХМАО-Югры, президента РФ, со страницы в Facebook Александра Ивачева, сайта teknoblog.ru

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях