«Урал не Египет – без отопления не проживешь». Эксперты требуют модернизации коммунальной энергетики

Энергетическая и промышленная политика России определила новые принципы развития

На заседании правительства РФ, состоявшемся 21 июля 2016 года, было отмечено, что долги потребителей за газ перед ПАО «Газпром» в стране уже превысили сумму 216 млрд рублей. При этом до 35 % долгов за газ связано с использованием неэффективного оборудования и устаревших систем теплоснабжения. Такой неутешительный расклад подтверждают и эксперты АО «Уралсевергаз» – основного поставщика природного газа на Среднем Урале. Об основных причинах формирования долгов на российском энергетическом рынке и условиях успешного развития Энергетической стратегии РФ – в материале «УралПолит.Ru».

Многие участники энергетического рынка только сейчас в полной мере осознают важность реализации политики энергоэффективности как нового импульса развития столь важного промышленного сектора России.

К примеру, одним из наиболее значительных мероприятий, состоявшихся в ходе проведения в уральской столице традиционной промышленной выставки «Иннопром», стал круглый стол на тему «Энергетическая и промышленная политика: вместе создать новый импульс развития». Участие в дискуссии приняли эксперты Аналитического центра при правительстве РФ, руководители Минэнерго России, Росстандарта, Минпромторга, профильных промышленных предприятий. В рамках повестки обсуждались вопросы по Энергетической стратегии России, роли энергоэффективности, экологических аспектов, актуальности технического регулирования, стандартизации энергоэффективности, ее взаимосвязи с импортозамещением.

Но, как показала состоявшаяся дискуссия, пока не у всех участников энергетического рынка есть четкое понимание действий по его реформированию и дальнейшему развитию. Цели и задачи во многом определены, но, по мнению ряда экспертов, еще маловато конкретных предложений и действий.

«Единственное, чего я не услышал, это конкретики: что же необходимо предпринять, чтобы наша промышленность получила новый импульс развития, реализуя энергетическую и промышленную политику. Когда была обозначена тема дискуссии, сразу вспомнилось недавнее совещание Правительства РФ, которое Дмитрий Медведев провел 28 июня текущего года в Ногинске. Обсуждались вопросы по внедрению энергоэффективного оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, развития ЖКХ. При этом председатель правительства там же в Подмосковье принял участие в открытии нового производства насосов фирмы Wilo в России. Интересная тема: новое энергоэффективное оборудование для ЖКХ как стимул развития промышленности: новый завод, новые рабочие места. Почему-то хотелось увидеть и услышать что-то подобное на «Иннопроме». Не повезло», – отметил начальник управления развития рынка газа АО «Уралсевергаз», член Общественного совета Региональной энергетической комиссии Свердловской области Сергей Сысков.

На Среднем Урале ждут прихода концессионера

Что касается Урала, то все знают о нем как о регионе, где высоко развиты металлургия и машиностроение. Однако при этом порядка 80% тепловой энергии в коммунальном секторе Свердловской области вырабатывается на котлах, которые полностью отработали свой ресурс, определенный заводом-изготовителем. Причем более 40 % котлов уже выработали этот установленный ресурс два раза и более. Анализ причин формирования задолженности за газ показал, что устаревшее котельное оборудование (с низким КПД, высокими удельными расходами электроэнергии, высокой численностью персонала, повышенными затратами на ремонты) сжигает газа больше, чем учтено в тарифах. Сегодня в области необходимо заменить только в сфере ЖКХ более 430 котлов суммарной тепловой мощностью почти 750 МВт по причине морального и физического износа.

Таким образом, очевидно, что в первую очередь необходимо обсуждать тему организации производства и внедрения в сфере ЖКХ новых энергоэффективных котлов, теплообменников, насосов, систем автоматики. И все это должно послужить импульсом и для развития промышленности, и для создания новых рабочих мест, и импортозамещения, и эфнергоэффективности.

Теплоснабжающие организации (ТСО) работают, как правило, с убытками и самостоятельно не могут гарантировать возврат кредитов на модернизацию производства. Многие ТСО Свердловской области, проработав всего два-три года, вынуждены заявить о своем банкротстве. «На место сошедших с дистанции ТСО практически сразу приходят новые, но фактически с теми же руководителями, рабочими (других у нас в области просто нет), с тем же оборудованием и все с теми же проблемами. Не меняются и причины, которые формируют долги за газ и электроэнергию, – рассказал экспертному каналу Сергей Сысков. – С каждым годом эта ситуация усугубляется, основные фонды устаревают, что крайне негативно сказывается на надежности основного вида коммунальных услуг – теплоснабжении. Урал не Египет  без отопления не проживешь, а в потенциально банкротную сферу инвесторы не придут».

На вышеупомянутом заседании правительства РФ министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень озвучил основные направления системной работы по повышению энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства. Первое направление – это передача объектов коммунальной инфраструктуры на условиях концессии. Вторым важным направлением в повышении энергоэффективности в ЖКХ являются энергосервисные контракты. Третий инструмент – это повышение энергетической эффективности многоквартирных домов при проведении капительного ремонта. Четвертым инструментом повышении энергоэффективности служит учет потребляемых ресурсов.

Опыт последних лет показывает, что городам с численностью менее 30 тысяч человек, поселкам городского типа, сельским поселениям надеяться на приход концессионера за редким исключением не приходится. Напомним, что в Свердловской области 1762 населенных пункта, в том числе с численностью более 30 тысяч человек всего – 24, от 10 до 30 тысяч человек – 33. Остальные 1705 – малые населенные пункты с численностью менее 10 тысяч человек. Естественно, встает вопрос, где же взять столько концессионеров? То есть первое направление развития ЖКХ хоть и охватывает большую часть населения области, но оставляет вне темы подавляющее большинство населенных пунктов.

Второй и третий инструменты заточены под работы в жилищном секторе, преимущественно в многоэтажных домах. Это опять те же крупные населенные пункты, где потенциально возможна концессия. Остальные населенные пункты опять остаются за бортом программы реформирования ЖКХ.

Для малых населенных пунктов остается четвертое направление – установка приборов учета. Но, как показывает имеющийся опыт, для малоэтажных домов устанавливать приборы учета не выгодно ни населению (увеличиваются платежи), ни управляющим компаниям, а у теплоснабжающих просто нет таких средств.

Таким образом, развитие ЖКХ оказалось сориентировано на крупные города, село и мелкие населенные пункты, а рабочие поселки остались без должного внимания, при этом именно там наиболее критичная ситуация с теплоснабжением, крайне низкая эффективность систем теплоснабжения, использования топливно-энергетических ресурсов.

Приготовьте кейсы под инвестиции

Эксперты теплового рынка отмечают, что одним из основных условий для привлечения инвестора в коммунальный сектор - и в первую очередь в небольшие города, рабочие поселки и т. п. является предоставление государственных гарантий на возврат вложенных в модернизацию сферы ЖКХ инвестиций. При этом в коммунальной энергетике желательно реализовывать не энергосервисные контракты, когда для возврата инвестиций используются сэкономленные энергоресурсы, а инвестиционные контракты. Для каждого предприятия, по каждому объекту, который планируется к модернизации, необходимо зафиксировать реальные затраты на производство тепловой энергии, включая ремонты, оплату труда, закупку топлива, электроэнергии и пр. и именно эти параметры (затраты) использовать в качестве базовых для расчета экономии, которую необходимо будет направить на возврат инвестиций.

Принципиально важно зафиксировать (договориться всеми сторонами), что инвестиции должны быть возвращены в течение 2 – 3 лет. Здесь необходимо активное и конструктивное участие региональной энергетической комиссии, чтобы зафиксировать реальные затраты по каждому объекту, заложить эти данные в основу расчета экономии и учесть при утверждении тарифов. Наиболее оптимально на первом этапе планировать объем инвестиций на уровне 10 – 20 % от стоимости коммунальных услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ.

Кроме того, важнейшим фактором, определяющим возврат инвестиций, является реализация прозрачной и стабильной системы проведения расчетов за коммунальные услуги, гарантирующей ежемесячное (или как будет согласовано Сторонами) погашение по сути товарного кредита инвестору. Этот механизм желательно подкрепить муниципальными или иными гарантиями.

Также необходимо создать информационную среду для реализации подобных инвестиционных проектов. Как отметил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, нужен набор проверенных технических решений (кейсов), которые следует тиражировать. При этом заранее прописать типовые технические условия для типовых проектов и ограничить их стоимость. Очень важно иметь и представление о подрядчиках, которые будут участвовать в этих проектах. Опыт проведения конкурсных закупок в последнее время скорее отрицательный, чем положительный, поэтому очень важно допускать до реализации проектов организации, которые смогут твердо гарантировать качество работ и экономический результат.

Модернизировать коммунальную энергетику и расширить промышленное производство возможно только при комплексном подходе и участии всех заинтересованных сторон: инвестор – администрация муниципального образования– тарифные органы - теплоснабжающие организации – население. Именно такой расклад может изменить ситуацию и будет способствовать приходу частных инвестиций в коммунальный сектор, модернизации производства, и, как результат, даст толчок в промышленном секторе энергоэффективных технологий.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров