«Большевики хотели осчастливить все человечество». Как спустя 100 лет историки оценивают итоги революции на Ямале

О том, как сегодня оценивают события 100-летней давности - Октябрьскую революцию на Ямале, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Известно, что история не имеет сослагательного наклонения. Невозможно предположить, как развивались бы события если бы что-то сложилось по-другому. Но и на события уже состоявшиеся у историков подчас бывают совершенно разные точки зрения. О том, как сегодня оценивают события 100-летней давности - Октябрьскую революцию на Ямале, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Итоги и результаты всех войн и революций пишут победители. Разумеется, что о событиях 1917 года во многом мы знаем из трудов большевиков. Но сегодня историки представляют читателям и альтернативные точки зрения. Корреспондент «УралПолит.Ru» попросил рассказать о том, как Октябрьская революция пришла на отдаленную от основных событий осени 1917 года территорию Ямала и что она принесла северянам двух историков – старшего научного сотрудника сектора новой и новейшей истории ГБУ «МВК» Германа Бардина и полковника ФСБ в отставке, историка и краеведа Александра Петрушина.

Вопрос: Октябрьская революция пришла на Ямал с опозданием. Как развивались события в арктическом регионе?

Герман Бардин: О том, что произошла революция, на Ямале узнали только спустя 4 дня. Специфика Севера была такова – практически не было дорог. Регион был отрезан от европейской части России. Это сказалось и на всех революционных процессах. На Ямале революционные настроения преобладали в меньшей степени, чем в Санкт-Петербурге, Москве и на юге страны. В то время зажиточные ямальцы составляли меньшинство, не более 5-7% от всего населения округа. К людям состоятельным также относились и рыбопромышленники. Купцы знали, что революция не принесет им ничего хорошего. Делать исторические выводы о событиях революции на Ямале сложно. Дело в том, что в округе не было принято вести дневники, в отличие, например, от жителей северной столицы, личные записи которых позволили историкам восстановить ход событий.

Александр Петрушин: На Ямале революция началась позднее, чем в пролетарских центрах. События разворачивались с учетом северной логистики. Единственный путь передвижения – реки. Смена власти длилась пятилетие – с 1918 по 1922 годы. В это время на Ямале произошло мощное и достаточно кровавое событие – большевистское восстание. Повстанцы, выступив против продразверстки и всех мерзостей новой власти, свергли большевистскую власть. Они установили свое правление, но затем были выбиты красными войсками.

Вопрос: Как местное население приняло новую власть?

Герман Бардин: С 1921 года большевики проводят на Ямале политику изъятия излишков у крестьян. В комиссию по изъятию входили разные люди, поэтому комиссия изымала все, что считала нужным по собственному усмотрению. По всей бывшей Тобольской губернии крестьяне поднимали восстания, в каждом районе был свой лидер. На Ямале такими лидерами стали купцы и рыбопромышленниками. Так, в 1921 в течение двух дней было подавлено восстание. Большевики, зная, что из Тобольска идет теплоход с подкреплением покинули Обдорск (ныне Салехард, - прим. ред.). Позднее они, хорошо вооружившись, вернулись назад в город на Полярном круге.

Александр Петрушин: Коренные народы Севера были насильственно втянуты в новые отношения. Причем события разворачивались в несколько этапов. Один из них – революционный, который тундровики не только не воспринимали, но старались в нем вообще не участвовать. До Гражданской войны коренное население крайне мало, и то, в основном в качестве обслуживающего персонала, участвовало в этих событиях. Тундровики зачастую не понимали всей сути происходящего.

Вопрос: На кого опирались большевики? Кто стал их союзниками на Ямале?

Герман Бардин: Большевики сделали упор на хантов, ненцев, на всех, кто зависел от купцов, которые обманывали и обсчитывали своих рабочих. Из-за отсутствия в то время у коренных народов письменности, сейчас сложно установить их истинные чувства. А, как писали большевики, аборигены Севера поддержали революцию. Противниками новой власти были зажиточные оленеводы и шаманы. Окончательно советская власть на Ямале установилась с 1924 по 1930 год.

Александр Петрушин: Большевики опирались на своих ставленников, специально отправленных на Ямал. На их сторону также встали ссыльные, которых революция застала в северном регионе.

Вопрос: Как закреплялась новая власть в северном регионе?

Герман Бардин: Массовых репрессий в Арктическом регионе не было, были частичные перегибы. В сохранившихся документах говорится о том, что была расстреляна одна из известных северных купчих. Массово в Тобольской губернии пострадали Березово, Тобольск, Обдорск, кочевое население установление новой власти коснулось в меньшей степени. Сохранились записи о том, что в поисках оленей большевики уходили далеко к тундровикам и отнимали имущество.

Александр Петрушин: Ямал, в первую очередь, был местом политической ссылки. Это было и до 1917 года, когда в тот же Обдорск высылали противников царского режима. Кстати, многие ссыльные и стали лидерами вооруженных выступлений. А уже в советское время в тундру начали высылать противников большевистского режима. Это были представители различных политических партий. Затем, в 29-30 годы прошлого столетия прошла массовая крестьянская ссылка, а немногим позднее ссылка времен Великой Отечественной войны, и, конечно же, сфабрикованные дела против коренного населения Ямала и жестокое подавление надуманных «антисоветских» восстаний.

Вопрос: Что советская власть дала Ямалу? Как изменилась жизнь региона с приходом большевиков?

Герман Бардин: Советская власть дала Ямалу больше, чем тот же царский период. После прихода большевиков, в 30-е годы территорию ожидал значительный скачок во многих направлениях. У коренного населения появился алфавит, стала развиваться медицина, культура, экономика. Новая власть принесла больше плюсов, чем минусов.

Александр Петрушин: Несмотря на то, что революция на Ямале прошла позже, чем в крупных городах России, она была не менее жестокой, а во многих моментах даже более страшной.

Вопрос: Для чего большевикам был нужен арктический регион? Какие планы они с ним связывали?

Герман Бардин: Ямал большевики рассматривали, как территорию для торгово-обменных операций. Территория имела стратегическое значение. Как выгодная магистраль рассматривалось Карское море. В то время одним из главных богатств Севера была рыба и пушнина. О запасах нефти и газа заговорили только в середине прошлого столетия. Арктический регион расценивался, как неделимая часть России, а с приходом советской власти сюда пошли денежные вливания. На Ямале сохранились памятники того времени. Никто их не собирается их сносить. До сих пор существует городской сад, посаженный комсомольцами, уцелело здание окружного Совета. Именами некоторых революционеров названы улицы. Так, в Салехарде одна из них носит имя Богдана Кнунянца.

Александр Петрушин: Четких планов у новой советской власти в отношении Ямала не было. Большевиками двигала главная идея – мировая революция. Они рассчитывали за счет ресурсов России и, в частности ямальских, устроить революцию в Восточной, а затем и в Западной Европе. Большевики хотели осчастливить все человечество. 

Виктория Ахремчук

Фото предоставлено МВК им. Шемановского

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров