«Каждый кочевник должен быть бизнесменом». Почему мясо ямальских оленей целиком уходит на экспорт

За год в Европу поставляется более 500 тонн мяса северного оленя. Но, отправляя оленину на экспорт, ямальские оленеводы не всегда могут продать ее у себя дома. О проблемах оленеводства в арктическом регионе читайте в материале «УралПолит.Ru».

В конце октября активисты из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) выступили против повальной вакцинации оленей. В окружном парламенте обсуждалась инициатива введения штрафа за отказ от прививок от сибирской язвы, однако кочевники заявили, что часть оленей просто умирают от вакцины. Между тем, оленеводство остается основным промыслом северных народов, это мясо востребовано в Европе. За год в Европу поставляется более 500 тонн мяса северного оленя. Но, отправляя оленину на экспорт, ямальские оленеводы не всегда могут продать ее у себя дома. О проблемах оленеводства в арктическом регионе читайте в материале «УралПолит.Ru».

На Ямале выпасается самое большое в мире стадо северных оленей. По предварительным подсчетам, его поголовье составляет 682 тысячи животных. С 2008 по 2014 годы муниципальное предприятие «Ямальские олени» поставили в Германию почти 700 тонн диетической оленины, сообщают в департаменте АПК ЯНАО.

Переговоры о новых поставках оленины в Германию прошли в начале октября в немецком Дюссельдорфе, а ранее в Берлине был заключен соответствующий договор о намерениях.

Недавно право на поставки оленины в страны Евросоюза получило второе ямальское предприятие – перерабатывающий комплекс «Паюта» в Приуральском районе.

Производители готовы предложить иностранным покупателям не только мясо, но и оленьи шкуры. Сейчас на производстве заготовлено 3 тыс. шкур. Также планируется заготовить 130 тонн мяса, предусмотрена и глубокая переработка мяса оленя. Убойно-холодильный комплекс позволяет выпускать около 150 тонн продукции ежегодно. В ассортименте: замороженная и охлаждённая оленина, полуфабрикаты, мясопродукты. Сюда подгоняют стада приуральские общины и оленеводы-частники.

Европейцы уже давно открыли для себя ямальскую продукцию и полюбили ее. Но вот с реализацией мяса северного оленя дома у оленеводов возникают проблемы. По словам президента Ассоциации Севера, Сибири и Дальнего Востока Григория Ледкова, на Ямале необходимо повышать стоимость оленины и развивать глубокую переработку. Сегодня оленеводы не знают, куда девать голову, шкуру и другие части оленя.

В пресс-службе Правительства ЯНАО «УралПолит.Ru» сообщили, что проблемы с переработкой оленины для большинства регионов схожи: нехватка убойных комплексов, трудности с реализацией продукции, слабое развитие глубокой переработки. Тем не менее, Минсельхоз России рекомендовал профильным министерствам других регионов изучить ямальский опыт поставок оленины за границу. Сегодня кроме ЯНАО ими занимается только Республика Коми. В глубокой переработке оленеводства лидирует Республика Саха (Якутия). Здесь производятся биологически активные добавки, косметические средства и изделия из шкур и камуса северного оленя. На Ямале же, в основном, перерабатывается мясо, частично пантовое сырьё и кровь. Программа по глубокой переработке ямальской оленины пока еще только прорабатывается.

Как рассказал Григорий Ледков корреспонденту «УралПолит.Ru»: «Перерабатываться должно не только все мясо, но и шкура, рога и копыта. Только так можно заинтересовать оленеводов. Я предлагал сделать каждую семью субъектом сельхозпроизводств, чтобы у каждой семьи кочевников был свой счет, на который бы поступала прибыль от продажи оленины. Сегодня большая часть субсидии идет переработчикам, а самим оленеводам достается значительно меньше. Оленеводы, ссылаясь на более высокую закупочную цену, предпочитают продавать мясо оленя компаниям-недропользователям. Однако те в свою очередь не могут купить большую партию оленины, ссылаясь на централизованные закупки в своих предприятиях».

К тому же для продажи мяса тундровики должны иметь все ветеринарные документы. А это еще одна проблема ямальского оленеводства. Облет территорий на вертолете для проведения всех ветеринарных мероприятий обходится бюджету очень дорого.

По словам руководителя Службы ветеринарии ЯНАО Андрея Листишенко, 2017 год во многом для ветеринаров оказался пробным. Речь идет о прививочной кампании, мечении животных и переходе на электронные сертификаты.

«Основное мероприятие 2017 года – вакцинация оленей от сибирской язвы – стало самым затратным. Мероприятие по своим масштабам не имеет аналогов. Расходы бюджета на вакцинацию составили 134 млн рублей. На них приобретены средства связи, спецодежда, предметы жизнеобеспечения, ветеринарное оборудование, оплачена работа сезонных работников», – говорит главный государственный ветеринарный инспектор округа.

Однако большая часть выделенных средств была направлена на авиаперелёты. Для вакцинации было совершено 709 вертолётных вылетов – 856 авиачасов.

«Расходы большие, объёмы большие. Вертолёты были загружены полностью. У нас не было простоев ни вертолётов, ни людей», – утверждает Андрей Листишенко.

А вот Григорий Ледков считает, что дорогому авиатранспорту нужно найти альтернативу. Возможно, стоит поискать более дешевый транспорт или вообще обучить самих оленеводов проведению ветеринарных процедур, чтобы в каждом стаде был собственный специалист.

Но даже при наличии ветеринарных документов продать мясо крупным компаниям удается не всегда.

«Убойные комплексы открыты во всех районах округа. Промышленные компании в любое время и практически в любых объемах могут покупать здесь оленину, но на практике это почему-то происходит очень тяжело. Как один из вариантов – при входе компании в округ сразу оговаривать вопросы приобретения местной продукции. Также стоит учитывать интересы кочевого населения и при разработке месторождений», – уверен Григорий Ледков.

На вопрос о том, чего же хотят сами тундровики, он ответил: «Коренное население хочет одного – чтобы не разрушали их традиционный уклад жизни, чтобы они смогли жить в привычных для них условиях. Кочевники хотят, чтобы через их родовые угодья не прокладывали трубопроводы и не мешали им вести свое хозяйство. Если при освоении месторождений будут сохранены ценные пастбища у оленеводов появится больше возможностей для регулирования численности и качества поголовья».  

Виктория Ахремчук

Фото с сайта pixabay.com

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров