Не поймешь, где банк, где мобильник: эксперты прогнозируют, что скоро эта грань вообще сотрется

Кредиты на покупку телефона – уже не модно. Модно расплачиваться телефоном со вживленной банковской картой

Клиенты одного из банков, занимающихся массовым кредитованием, теперь могут оплачивать покупки прямо с мобильного телефона с использованием бесконтактной технологии. О совместном проекте сообщили 4 июня федеральный оператор и банк, занимающийся розничным кредитованием.

Клиенты одного из банков, занимающихся массовым кредитованием, теперь могут оплачивать покупки прямо с мобильного телефона с использованием бесконтактной технологии. О совместном проекте сообщили 4 июня федеральный оператор и банк, занимающийся розничным кредитованием. Это новый этап в сотрудничестве банков и мобильных ретейлеров. Сейчас сотрудничество заключается в основном в специальных программах финансирования покупаемых в кредит гаджетов и смартфонов. Что представляет собой новый этап развития сотрудничества и в чем реальная польза для покупателя – в материале «УралПолит.Ru».

С начала июня в отделениях «Русского стандарта» можно оформить дополнительную банковскую карту, «прописанную» на сим-карте МТС. Она превращает смартфон (правда требуется специальный) в мобильный кошелек: для совершения покупки достаточно приложить смартфон к кассовому терминалу, оборудованному бесконтактным считывателем. «Через считанные секунды звуковой и световой сигналы подтвердят оплату покупки. Списание средств за транзакцию происходит со счета банковской карты», – рассказали разработчики о действии внедряемой технологии.

«NFC-карты – новый этап в системе безналичных платежей. Они обеспечивают безопасность, и мы надеемся, что это сделает такие карты крайне востребованными у клиентов», – говорит исполнительный директор по развитию карточного бизнеса банка Селим Эргоз. Пока такая услуга доступна только в Москве, но понятно, что если она хорошо пойдет, то ее распространят и на другие регионы.

Сотовый оператор и федеральный банк развивают новые технологии сотрудничества на рынке, который растет очень быстро, – напоминает агентство Canalys Research. Так, в первом квартале 2013 года было продано 308,7 миллиона гаджетов, что на 37 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Теперь предпочтения покупателей отдаются более совершенной технике, удобной в эксплуатации и полезной в городской среде: планшеты становятся популярнее ноутбуков и нетбуков, а многофункциональные смартфоны – простых мобильников.

Расчеты по банковской карте через телефон – это новая веха в сотрудничестве банков и ретейлеров. И тем и другим необходимы новые клиенты, однако пока и торговцы, и представители финансово-кредитных институтов предлагают развивать займы на покупку гаджетов. «На фоне динамичного развития небанковского процессинга, значительную часть которого пока занимают платежи в пользу телекоммуникационных компаний, сегмент финансовых услуг уже сегодня выступает одним из ключевых драйверов роста выручки мобильных операторов и профильных розничных компаний», – напоминает
аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Пока этого роста хватает: по данным участников банковского рынка, эффективные ставки по мобильным займам наиболее высокие. Около четверти кредитов, взятых на покупку мобильников, не возвращаются, это закладывается и в стоимость кредита. По некоторым программам эффективная ставка по кредиту может достигать и 80 % годовых.

На данный момент лишь две крупные сети салонов связи в России имеют собственные банки. Для групп компаний МТС и «Связной» очевидное преимущество в данном случае – концентрация доходов от обоих бизнесов внутри компании. Обслуживание клиентов банка производится в уже существующих салонах обычными продавцами, прошедшими обучение. Это позволяет экономить на издержках, так как в структуре расходов классических банков 50 % занимают оплата труда сотрудников и содержание помещений. Это позволяет также наращивать продажи. «Активно развивая в рамках банковской деятельности решения POS-кредитования, игроки рынка консолидируют дополнительный доход и стимулируют расширение продаж устройств и оборудования. В свою очередь, сотовые розничные структуры ввиду широкой географии присутствия торговых объектов, как правило, выступают в роли сильной платформы для расширения филиальной сети банка», – объясняет подоплеку столь тесного сотрудничества Максим Клягин.

«При покупке ряда устройств, в частности, некоторых моделей смартфонов и планшетов, в салонах розничной сети МТС пользователю предоставляется возможность получить кредит от «МТС Банка» на специальных условиях – в рассрочку без комиссии. В целом, в розничной сети МТС каждый четвертый смартфон продается с помощью кредитных предложений «МТС Банка». По итогам первого квартала 2013 года число реализованных смартфонов в салонах МТС на Урале увеличилось почти на 40 %, планшетов – в 3,5 раза», – рассказывает коммерческий директор розничного рынка «МТС Урал» Сергей Третьяков. К тому же в начале весны на Урале стали появляться совместные офисы банка МТС и салона связи МТС, что дает возможность получать уже полную линейку розничных банковских продуктов и услуг. За первый месяц существования такого салона в Екатеринбурге были выданы розничные кредиты на общую сумму в 15 млн рублей.

Сеть «Связной» помимо собственного одноименного банка, в отличие от МТС, имеет также несколько банков-партнеров. Таким образом, товарооборот сети увеличивается за счет привлечения сторонних финансовых организаций и, как следствие, расширения возможностей при получении кредита. У клиентов же появляется выбор более удобных условий займа. С другой стороны, с помощью сети «Связной» «Связной банк» быстро увеличивает клиентскую базу.

Другие ретейлеры на рынке услуг связи пока не обзавелись собственными банками, но активно сотрудничают со сторонними. Так, самый крупный мобильный ретейлер в России – «Евросеть» – имеет единую карту «Кукуруза», относящуюся к международной платежной системе MasterCard. Пресс-служба «Евросети» отмечает: «Это к тому, что в салонах «Евросети» клиент сам решает, предложения какого банка и какой вид банковского продукта его больше всего устраивают на данный момент. Прирост потребительских кредитов в апреле 2013 года по отношению к апрелю прошлого года составил в Уральском регионе 25,89 %, прирост нецелевых кредитов наличными на карту MasterCard «Кукурузу» составил в регионе 43,22 %, в частности, в Екатеринбурге – 66,97 %. Прирост относительно нового продукта – овердрафта – кредитного лимита с беспроцентным периодом в апреле 2013 года, по сравнению с мартом этого же года, составил в Уральском регионе 124,99 %, в Екатеринбурге – 132,39 %. Нередко покупатели приобретают товар, воспользовавшись не потребительским, а нецелевым кредитом, или кредитным лимитом».

Остается заметить, что многие всероссийские сети продаж гаджетов не планируют открытие собственных банков, делая акцент на основном направлении работы компаний. Так, известный мобильный оператор и ретейлер «Билайн» отмечает, что внимание компании сфокусировано на развитии операторского бизнеса. Уральский филиал «Мегафона» имеет несколько крупных федеральных банков-партнеров. Значительный синергетический эффект складывается при взаимодействии собственных банков и розничного направления.

«Есть ретейлер, его цель – продать как можно больше товаров и услуг и получить прибыль. Для решения этой цели ему нужно увеличить поток клиентов через свои точки и поднять платежеспособность клиентов. Есть банк, его задача – продать как можно больше финансовых услуг и получить прибыль. Для решения этой цели ему надо увеличить количество точек продаж. Так как цели ретейлера и банка совпадают, а способы их достижения дополняют друг друга, то между ними возникает некий «симбиоз», который по мере течения времени способен развиваться от простого к сложному. Начинали с простой выдачи кредитов на покупку товаров, потом вклады стали принимать, продавать паи ПИФов, потом выдавать банковские карты и т. д. С другой стороны, с развитием телекоммуникаций банковский бизнес получает второе дыхание, и, возможно, в будущем грань между телекоммуникационными услугами и банковскими продуктами исчезнет», – отмечает Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза.

В целом хочется отметить, что специальные условия кредитования на покупку гаджетов есть практически у всех групп компаний, независимо от наличия или отсутствия собственного банка. Развитие же новых технологий – это новый тренд отрасли. «Синергия между банковским бизнесом, мобильным сектором и сотовым ретейлом, безусловно, формируется очень мощная. В условиях расширения высокоскоростного мобильного доступа и увеличения доли смартфонов в общем объеме абонентских устройств мобильный телефон выступает важным платежным инструментом, а в дальнейшем его роль будет только возрастать», – уверен Максим Клягин.

Анна Федорова

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров