Представителям общественных организаций, которые всеми силами противятся реконструкции Центрального стадиона, наконец-то дали возможность высказаться. Свердловское отделение движения ОНФ предоставило им площадку для дискуссий с непосредственными участниками будущей реконструкции – чиновниками и компаниями – исполнителями замысла.
Представителям общественных организаций, которые всеми силами противятся реконструкции Центрального стадиона, наконец-то дали возможность высказаться. Свердловское отделение движения ОНФ предоставило им площадку для дискуссий с непосредственными участниками будущей реконструкции – чиновниками и компаниями – исполнителями замысла. Тема была выбрана неслучайно: до сих пор ни сторонники, ни противники реконструкции никогда не пересекались, чтобы обсудить будущее архитектурного памятника. А сегодня у них появилась возможность не просто пообщаться, но и высказать свое мнение публично. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Очевидно, что реконструкция Центрального стадиона – дело уже решенное. Свердловские власти подтвердили свою позицию на первом заседании общественного совета по реконструкции, а на втором обсудили с архитекторами детали переноса стен на новое место. Как это будет сделано – с помощью разделения стены на части или перемещения ее целиком по рельсам, станет ясно после того, как будет просчитана стоимость каждого варианта.
Казалось бы, теперь уже нет смысла интересоваться мнением общественников. Но, по мнению члена штаба свердловского ОНФ Сергея Ярутина, публичные дискуссии все-таки полезны: они позволяют властям посмотреть на ситуацию объективно. «Мы видим в этом пользу. Ведь госорганы не всегда обращают внимание на некоторые детали. А выслушав общественников, можно взять на вооружение какую-либо их рекомендацию», – отмечает Сергей Ярутин.
Однако сегодняшнее заседание было мало похоже на обмен мнениями. Общественники по-прежнему занимали непримиримую позицию и вновь пытались ее обосновать. Напомним, по их мнению, Центральный стадион нельзя трогать ни под какими предлогами. Для проведения Игр дешевле построить новый – где-нибудь на окраине города (они предлагают варианты в районе аэропорта Кольцово или при въезде в город с северной стороны).
Общественники настаивают, что Центральный стадион является частью архитектурного ансамбля, созданного в память о победе в Великой Отечественной войне, разрушать который не просто неправильно, а незаконно. Первый раз ансамбль подвергся частичному уничтожению несколько лет назад – при реконструкции 2011 года. Кстати, ее автором и куратором была присутствующая на круглом столе архитектор-реставратор Лариса Шашкина.
Архитектор-реставратор Лариса Шашкина
Тогда в составе ансамбля находились непосредственно сама спортарена с трибунами, затем кассы, ограда, малое тренировочное поле и зеленые зоны вокруг. После реставрации малое поле было утеряно: сейчас на его месте находится парковка. У общественников нет сомнений, что под видом очередной реставрации будет уничтожено и главное ядро ансамбля – большая арена.
«Стены передвигать нельзя, они находятся в плачевном состоянии – все в трещинах. Мы их не раз усиливали. Скорее всего, произойдет вот что: их сломают и воссоздадут плохонькую копию. Так было когда-то с водолечебницей: ее попытались переместить и разрушили полностью. Плохо, что на Урале формируется такая реставрационная школа, основным методом которой является разрушение с последующей имитацией сооружения», – отметила Лариса Шашкина.
Вступились общественники и за парк у Вечного огня, затронув вопрос соединения улиц Ленина и Татищева. На их пути также находится и братская могила екатеринбуржцев, убитых в годы Гражданской войны. И класть асфальт через это место, говорят защитники стадиона, – признак вопиющего неуважения к погибшим. «Во имя чего это делается? Ради трех Игр? Ладно бы строился какой-то важный социальный объект», – заявляют общественники.
Областные же власти, напротив, считают стадион как раз таки важным социальным объектом, который в отличие от старого стадиона станет многофункциональным и сможет принимать не только футболистов, но и, например, легкоатлетов. А вот проект соединения улиц, по мнению главного архитектора Свердловской области Владимира Вениаминова, вообще отношения к теме не имеет, да и был запланирован администрацией Екатеринбурга задолго до новости о месте проведения мундиаля.
Главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов
Вениаминов парировал и другие претензии общественников. Например, развеял миф о том, что строительство нового стадиона будет дешевле. «Надо иметь в виду, что принятие решения по представлению стадиона как места для проведения Игр было заявлено на основании заключения областного министерства экономики как наименее затратная модель реализации этого проекта. Все варианты были просчитаны, и именно экономика определила Центральный стадион как место проведения ЧМ-2018. При этом в городе существует еще девять футбольных стадионов. Теоретически можно было реконструировать любой из них, однако по социально-экономическим соображениям был выбран именно Центральный. Кстати, на всех этапах отбора участвовала FIFA», – отметил главный архитектор.
На заявление Ларисы Шашкиной о том, что реконструкция непременно обернется разрушением памятника, особенно остро отреагировал Виктор Симиненко – директор ООО «Терем», чья компания предложила вариант переноса стен на новое место по рельсам. Этот вариант, кстати, посчитали приоритетным на заседании второго общественного совета по реконструкции. «Вы сомневаетесь в моей квалификации? А как тогда можно назвать то, что произошло в 2011 году с вашим непосредственным участием? Совершенно спокойно были снесены северная и восточная трибуны. Где была ваша гражданская позиция? Перемещение стен – это продолжение того, что вы начали когда-то», – возмутился Симиненко.
Директор ООО «Терем» Виктор Симиненко
Обсуждая стадион, участники круглого стола сильно выбились из регламента, и поэтому Сергей Ярушин предложил завершить дискуссию, а все вопросы и предложения собрать воедино и направить губернатору. Диалог собравшихся завершился ничем. Каждая сторона осталась при своем мнении, правда, общественники все равно не собираются опускать руки.
«Как проектировщик с достаточно большим стажем я утверждаю: пока все эти планы только на бумаге, их возможно изменить. К тому же в настоящий момент у нас нет проекта реконструкции стадиона», – ообщила после круглого стола участник общественного движения «Реальная история» Марина Сахарова. Ответ на вопрос, почему нельзя построить новый стадион, по ее словам, так и не был получен.
Территории памятников архитектуры и их охранные зоны
И хотя участники обсуждения не сошлись во мнениях ни по одному рассмотренному вопросу, в ОНФ уверены, что сама дискуссия пошла на пользу всем. «Я увидел, что общественники не владели некоторой информацией, задавая свои вопросы. Теперь она у них есть. К тому же сегодня у участников появилась возможность обменяться мнениями. Это делается для того, чтобы люди не обвиняли друг друга огульно», – сообщил Сергей Ярутин.
Наиболее вероятный выход для общественников в ситуации, когда все решено и без них, – попробовать дать рекомендации по сохранению стен стадиона. Ведь если их все равно решили передвинуть (а находятся они, по утверждениям прежних реставраторов, в плачевном состоянии), то спасти их сможет только продуктивный диалог, а не взаимные обвинения.
Фото Дмитрия Часовитина
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях