В Челябинске существует реальная угроза обрушения свода строящейся станции метро «Торговый центр». Подобно коркинскому поселку Роза, под землю рискует провалиться расположенный над ней одноименный старейший торговый комплекс города. Перенос станции, о возможности которого накануне заявлял первый вице-губернатор Олег Грачев, – это далеко не единственный вариант решения проблемы. Власти не исключают полного отказа от строительства метрополитена из-за угрозы техногенной катастрофы.
В Челябинске существует реальная угроза обрушения свода строящейся станции метро «Торговый центр». Подобно коркинскому поселку Роза, под землю рискует провалиться расположенный над ней одноименный старейший торговый комплекс города. Перенос станции, о возможности которого накануне заявлял первый вице-губернатор Олег Грачев, – это далеко не единственный вариант решения проблемы. Власти не исключают полного отказа от строительства метрополитена из-за угрозы техногенной катастрофы.
Как стало известно «УралПолит.Ru» из хорошо информированных источников, поводом для беспокойства стало письмо крупного челябинского предпринимателя Александра Аристова на имя губернатора Михаила Юревича, в котором он говорит об угрозе обрушения здания Торгового центра. При этом владелец коммерческой недвижимости основывает свои предположения на выводах технических специалистов-метростроевцев и связывает эту угрозу обрушения с двумя факторами. Так, Аристов говорит о том, что привести к обрушению может строительство станции метро «Торговый центр» и подземных штреков. Но и это не все. Оказывается, усугубило угрозу катастрофы строительство нового моста через реку Миасс от улицы Красной с выходом на улицу Каслинскую.
Здание Торгового центра уникально по своему архитектурному решению, говорит источник «УралПолит.Ru»: «Дело в том, что построенное в самом начале 70-х годов XX века здание ТЦ стоит… на четырех опорах, что делает его потенциально чрезвычайно уязвимым к любым движениям почвы». Он уточнил, что при строительстве станции допущена ошибка: свод не был укреплен должным образом.
Возможны несколько вариантов решения проблемы. Первый и наименее затратный: законсервировать уже почти готовую станцию и начать строительство новой в другом месте.
Второй вариант связан с укреплением свода, но технологически реализовать его сложно и затратно. Не исключен вариант отказа от проекта метрополитена в Челябинске. «Вопрос был озвучен для СМИ потому, что сейчас идет распределение финансирования по строительству метро на федеральном уровне, – пояснил источник. – Проект переделки станции областному бюджету не потянуть, требуются значительные средства из федерального бюджета».
Генеральный директор ОАО «Агентство регионального развития» Игорь Кравченко сообщил, что около месяца назад у вице-губернатора Ивана Феклина прошло совещание, на котором обсуждались перспективы дальнейшего строительства метро. «На совещании говорили о техническом состоянии станции. Было сказано, угроза обрушения существует, об этом говорят сами метростроевцы, – заявил эксперт. – Другой темой было обсуждение возможности привлечения инвестора в проект. Но нет бизнес-плана, потому говорить можно пока только о том, будет ли это комбинированный проект: метро (построенная его часть) плюс наземный скоростной трамвай. Прежде чем привлекать иностранного инвестора, нужно решить вопрос, что делать со станцией».
Пока что официальные лица крайне скупы на комментарии относительно ситуации вокруг челябинского метрополитена. Как сообщал «УралПолит.Ru», 20 августа первый вице-губернатор Олег Грачев заявил о том, что строительство станции метро «Торговый центр» может быть перенесено, пояснив, что решение о судьбе станции должна принять рабочая группа, соответствующее распоряжение дал губернатор Михаил Юревич после спуска в станцию. «Надо будет принимать решение, что делать с этой станцией, – заявил Грачев. – То, что ее нужно переносить, – это однозначно. Потому что есть проблемы – река рядом». Первый вице-губернатор также заявил, что рабочая группа должна оперативно вынести решение. «Ингеоком» (генеральный подрядчик проекта. - Ред.) тоже должен внести свои предложения», – добавил заместитель губернатора.
Многие местные СМИ растиражировали заявление Олега Грачева как окончательное решение о переносе станции.
В ЗАО «Объединение «Ингеоком» «УралПолит.Ru» сообщили, что ознакомлены с инициативой руководства Челябинской области по изменению местоположения станции метро «Торговый центр». «Подробный комментарий по этому вопросу мы готовы дать после его всестороннего рассмотрения рабочей группой, о создании которой заявил вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев», – добавили в компании.
Первый заместитель министра строительства Челябинской области Сергей Сихарулидзе заявил «УралПолит.Ru», что он впервые слышит о письме Александра Аристова и о возможном обрушении станции «Торговый центр». «Месяц назад мы опускались в метро, неделю назад инспекцию в метро провел губернатор, – сообщил заместитель министра. – По результатам посещения губернатора готовим предложения о возможных действиях: перенос, консервация или укрепления».
Стоит отдельно упомянуть о возможной судьбе распиаренного метростроительного комплекса «Ловат». Покупка машины обошлась в колоссальную сумму – 42–44 млн рублей. Работы по ее подъему на поверхность обойдутся до 50 млн рублей, продать «Ловат» можно максимум за 5–10 млн. «Покупка «Ловата» была глупостью или ошибкой, а возможно, частью коррупционной схемы, – считает источник «УралПолит.Ru». – С экономической точки зрения он неэффективен. Мощность проходки – не более 200 метров в месяц, с помощью иных используемых сегодня проходческих механизмов – до 300 метров. Поднимать его точно не будут, остановят и оставят под землей. А чтобы избежать скандала, общественности скажут, что проходческая установка продолжает работать».
Справка «УралПолит.Ru»:
Строительство метрополитена в городе Челябинске ведется с 1992 года. Проектом предусмотрено строительство пяти станций и перегонных тоннелей общей протяженностью 8,25 километра. На сегодняшний день в зоне плотной городской застройки пройдено 7,4 километра подземных выработок, ведется строительство четырех станций. Сметная стоимость строительства в ценах 2011 года составляет 43 млрд 253 млн 470 тыс. рублей (без подвижного состава).
Что касается станции «Торговый центр», то на сегодняшний день выполнены следующие работы по инженерной подготовке ее территории: строительство временных внутриплощадочных дорог, переустройство внутренних и внешних инженерных сетей; строительство временных зданий и сооружений (вентиляторная, компрессорная, АБК, здание подъемной машины – две штуки, КТПН, надшахтный комплекс, очистные сооружения); в 2011 году построен вестибюль № 2 (без отделки и входов). В настоящее время на объекте фактически освоено 12 млрд 661 млн 540 тыс. рублей бюджетных средств (в текущих ценах), при сметной стоимости пускового комплекса 43 млрд 253 млн 470 тыс. рублей (в текущих ценах), остаток составляет 30 млрд 591 млн 930 тыс. рублей.
Межведомственной комиссией Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от 15 мая 2009 года утвержден расчет технологически обоснованной потребности в средствах по реализации мероприятий по строительству и развитию метрополитена в Челябинске, ежегодно составляющий не менее 8,9 млрд рублей.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях
