Один на миллион. Почему Борис Дубровский стал губернатором области с фантастическим уровнем поддержки и как с этим жить

В ближайшие годы избранный глава Южного Урала может столкнуться с кризисом электоральных ожиданий

Столь сокрушительного результата губернаторских выборов Южный Урал не знал прежде. 86,37% голосов избирателей. Таким по итогам выборов, прошедших в воскресенья, 14 сентября, оказался уровень доверия избирателей к Борису Дубровскому. Явку в 42,51 % на губернаторских выборах некоторые поспешили назвать невысокой.

Столь сокрушительного результата губернаторских выборов Южный Урал не знал прежде. 86,37 % голосов избирателей. Таким по итогам выборов, прошедших в воскресенье, 14 сентября, оказался уровень доверия избирателей к Борису Дубровскому. Явку в 42,51 % на губернаторских выборах некоторые поспешили назвать невысокой. Но она же гарантировала Борису Дубровскому голоса почти одного миллиона жителей Челябинской области. Прошедшую избирательную кампанию эксперты уже назвали референдумной по своей форме, а победителю предрекают постепенное снижение его предельно высокого на сегодня электорального рейтинга. 

«УралПолит.Ru» попытался проанализировать, какой ценой досталась победа избирательному штабу Бориса Дубровского. Подробности – в материале экспертного канала.

Конкуренты подкачали

Итак, согласно данным облизбиркома на утро сегодняшнего дня, за Бориса Дубровского отдали свои голоса 996 347 жителей Южного Урала, что составляет 86,37% от числа внесенных в списки избирателей. На втором месте лидер коммунистов Южного Урала Константин Нациевский – 60 523 голосов (5,25 %), координатор регионального отделения ЛДПР Виталий Пашин – 47 278 голосов (4,1 %) и на последнем месте представляющий партию «Города России» Владимир Брижанин – 23 480 голосов (2,04 %).

Данные будут уточняться в течение дня, но общий расклад голосов уже не изменится, уточнили в облизбиркоме.

Уровень поддержки Бориса Дубровского можно назвать беспрецедентно высоким для подобных выборов на Южном Урале. А впрочем, последний раз южноуральцы выбирали главу региона путем прямого голосования в далеком 2000 году. Тогда в условиях жесткой конкурентной борьбы и при явке в 50 % Петр Сумин получил поддержку 788 тысяч жителей Южного Урала или 58% голосов от числа пришедших на избирательные участки.

Соперниками Петра Сумина в том году были влиятельные представители региональной элиты: претендовавший на поддержку социалистического электората Валерий Гартунг и ставленник ФСБ и ряда региональных промышленных групп Михаил Гришанков.

Валерий Гартунг накануне старта избирательной кампании демонстративно исключил возможность своего участия в ней. А журналистам осталось вспоминать о выборах-2000 с ностальгией, потому что соперники Бориса Дубровского явно не тянули на роль полноценных политических и выборных оппонентов назначенного Путиным врио губернатора.  

В администрации Бориса Дубровского совсем не скрывали, что сделали все для того, чтобы создать на выборах хотя бы видимость конкуренции. Так, все трое соперников пользовались режимом максимального благоприятствования при прохождении муниципального фильтра, преодолели который они без единой заминки. В итоге руководители избирательного штаба Бориса Дубровского были вынуждены признаться в том, что разочарованы крайне блеклой и безынициативной кампанией и Виталия Пашина, и Константина Нациевского, и Владимира Брижанина. «Наиболее вменяемая часть коммунистического и либерально-демократического электората голосовала за Дубровского», – сделал вывод один из высокопоставленных чиновников администрации губернатора.

Оба кандидата не только не вышли за пределы традиционного для КПРФ и ЛДПР «ядерного» электората, но даже не приблизились к его границам. А Владимир Брижанин наверняка запомнится только своим анекдотичным слоганом «Челябинск без заводов», на котором строилась большая часть его избирательной кампании.

«Почти «северокорейский» результат Дубровского не трагичен, если не забывать, что выборы фактически носили референдумный характер. Но в преддверии важного избирательного цикла тем же КПРФ и ЛДПР есть над чем серьезно подумать – количество голосов, полученное их кандидатами, неприлично мало в сравнении общефедеральным партийным потенциалом», – прокомментировал итоги выборов политолог Александр Мельников.

«УралПолит.Ru» стало известно, что уже согласован «утешительный приз» Виталию Пашину и Константину Нациевскому. Оба кандидата в губернаторы избраны в районные собрания депутатов Челябинска и гарантировано войдут в число избранных 49-ти депутатов, которые сформируют новую городскую думу.   

 За явкой не постоим

В отсутствие конкуренции высокая явка должна была стать подтверждением легитимности Бориса Дубровского в качестве избранного губернатора региона. Ожидания по поводу явки корректировались по мере приближения дня голосования. За неделю до выборов в администрации губернатора признавали, что явка вероятнее всего окажется «несколько ниже 50 %».

Стимулировать явку должна была масштабная кампания «Все идут на выборы!», которую развернул штаб Бориса Дубровского. Но, несмотря на ее жесткий и даже агрессивный характер, планируемый результат, вероятнее всего, оказался достигнут только частично. Так, согласно опросам, в начале сентября до 20 % жителей области не знали о предстоящих выборах. Рейтинг узнаваемости Бориса Дубровского по результатам этого же опроса за полгода с критично малых величин перешагнул 90 %.

Итог голосования – явка 42,51 % избирателей. «Давайте совсем честно: уже приличная цифра, – написал по этому поводу Александр Мельников. – Во многих территориях, где параллельно проходят выборы, данные по явке ниже, чем в Челябинской области. Есть и немало объективных причин, повлиявших на общие показатели явки в худшую сторону.

Огромнейшая общероссийская проблема – разочарование людей в демократических механизмах. Самая распространенная фраза отказников: «от меня ничего не зависит». Крайне негативно влияет на явку установленная дата единого дня голосования: одни на дачах, другие в турпоездках, третьих погода дома оставляет и т.д.»

Действительно, явка на Южном Урале оказалась значительно выше, чем в сопоставимых с ним регионах – Новосибирской области и Красноярском крае (там не дотянули и до 30%), не говоря уже о Питере и Москве. Прогнозы о явке более 50% базировались на предположении о том, что лишенные в течение 14 лет права выбирать граждане придут на избирательные участки, не оправдались. 

 Наибольшей поддержкой действующий врио губернатора Борис Дубровский пользовался у избирателей Увельского (94,27%), Нагайбакского (92,1 %) и Кизильского районов (91,06 %) районах. Наименьшей – в Центральном районе Челябинска (79,71 %), Троицке (80,98 %), Советском районе Челябинска (82,02%). По данным на конец воскресенья, 14 сентября, явка на выборах колебалась в районе 41%. Наименьшей она оказалась в Миассе (чуть более 26 %), Златоусте (30 %) и Курчатовском районе Челябинска (около 31%). Лидерами по явке оставались активно голосовавшие за Бориса Дубровского сельские территории – Увельский, Кизильский и Нагайбакский районы. Здесь на избирательные участки пришли от 80 % до 64 % избирателей.

В окружении губернатора, без всякого сомнения, сделают определенные кадровые выводы после анализа явки по территориям. Но при этом едва ли стоит ждать, что репрессии автоматически последуют в отношении глав, показавших невысокую явку. С одной стороны, в администрации губернатора понимают, что явка давно не является универсальным и исчерпывающим показателем эффективности глав. С другой, избиратель в российской глубинке становится все более аполитичным, и кураторы выборов в России все чаще вспоминают о том, что явка в 30 % для западных стран давно считается критично большой.  

 Все было честно

Едва ли в политическом штабе Бориса Дубровского сильно переживают по поводу явки. «Выборы прошли для их шефа не только победно, – рассуждает оппозиционный блогер Александр Подопригора, – но и чисто (это действительно уникально – не было зафиксировано ни одного серьезного нарушения, даже оппозиция не высказывала по ходу голосования каких-либо существенных претензий, не отмечено фактов давления на оппонентов или избирателей), Дубровский теперь является абсолютно легитимным главой области, имеющим полное политическое и моральное право на любые решительные шаги».

Этого же мнения придерживается и влиятельный функционер ЕдРа на Южном Урале.

«Нарушения были, но все они незначительны и вряд ли коренным образом изменят итоги голосования, – говорит руководитель исполкома регионального отделения партии Александр Мотовилов. – «Единая Россия» сегодня заинтересована в максимальной легитимности и открытости выборов».

Участник губернаторских выборов, лидер фракции КПРФ на Южном Урале Константин Нациевский также считает, что «по сравнению с предыдущими выборами, зафиксировано относительно немного мелких нарушений». 

 Что будет дальше

Уже объявлена дата инаугурации избранного губернатора Бориса Дубровского. 24 сентября он примет присягу и вступит в свои полномочия. Этот день станет «часом икс» для администрации губернатора и членов действующего правительства региона, которые должны будут подать в отставку. Уже заявлено, что формирование нового кабмина займет 2,5-3 месяца. Вероятно, в течение этого периода в законодательное собрание будут внесены поправки к Уставу Челябинской области, которые позволят Борису Дубровскому совмещать обязанности губернатора и председателя правительства области.

Такой сценарий является вероятным, уточнил источник «УралПолит.Ru», но решение о реформе Борисом Дубровским на настоящий момент не принято. Зато известно, что будет исключено дублирование полномочий рядом вице-губернаторов и руководителей министерств, а саму структуру правительства ожидают серьезные преобразования. Практически решен вопрос о преобразовании министерства дорожного строительства и инженерной инфраструктуры и министерства промышленности и природных ресурсов. Результатом реформы не станет увеличение численности чиновников, и это является принципиальной позицией избранного губернатором Бориса Дубровского. В течение пяти дней после инаугурации губернатор назовет своего представителя в Совете Федерации РФ. По данным «УралПолит.Ru», практически ни у кого не вызывает сомнений, что эта должность достанется одному из самых опытных лоббистов региона Елене Мурзиной, которая сегодня занимает кресло министра экономического развития.

Эксперты тем временем говорят о том, что Борис Дубровский, который на прошедших выборах заручился поддержкой почти одного миллиона избирателей, в обозримой перспективе может столкнуться с кризисом электоральных ожиданий. «Рейтинг будет падать в ближайшие годы, – рассуждает близкий к руководству избирательного штаба Бориса Дубровского эксперт. – Это объективный процесс, и к нему надо быть готовыми. С другой стороны, нет оснований говорить о том, что падение рейтинга станет следствием эффекта обманутых ожиданий избирателей. Вся избирательная кампания Бориса Александровича строилась на делах, а не на традиционных обещаниях».

С точки зрения электоральных ожиданий в Борисе Дубровском воплотился запрос на опытного производственника, технократа и директора крупного завода. Для большинства представителей старшего поколения Борис Дубровский – это человек из СССР, эпохи, которая ассоциируется у них с понятиями стабильности и надежности.

О том, насколько обоснованными оказались такие ожидания большей части избирателей Челябинской области, «УралПолит.Ru» будет рассказывать своим читателям.  

 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях