Битва на 200 млрд рублей. «Денег не хватает всем»

Свердловские депутаты приняли бюджет-2014: жириновцы отказались от премий, а коммунисты обвинили во всем Высокинского и Татарстан

На Среднем Урале закончилась эпопея борьбы за финансы. Два с половиной месяца правительство, депутаты, муниципалитеты спорили о том, как и на что тратить деньги, и наконец свершилось. Напоследок часть парламентариев – фракции КПРФ и ЛДПР – еще попробовали подискутировать, но поддержки у коллег не нашли. Бюджет Свердловской области принят, и с этим придется смириться и жить.

На Среднем Урале закончилась эпопея борьбы за финансы. Два с половиной месяца правительство, депутаты, муниципалитеты спорили о том, как и на что тратить деньги, и наконец свершилось. Напоследок часть парламентариев – фракции КПРФ и ЛДПР – еще попробовали подискутировать, но поддержки у коллег не нашли. Бюджет Свердловской области принят, и с этим придется смириться и жить. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Свердловский бюджет на 2014 год формируется в непростых условиях: об этом депутаты и все причастные говорили на сегодняшнем заседании, а также полторы недели на согласительных комиссиях и вообще последние два месяца непрерывно. В мире кризис, в Свердловской области денег нет, и при всем этом надо выполнять майские указы президента, из которых первоочередные те, что касаются повышения зарплат бюджетников и строительства детских садов. Кроме того, принятие бюджета шло на фоне обострившегося конфликта области с Екатеринбургом, власти которого заявили о том, что недополучили из региональной казны порядка 7 млрд рублей.

Сегодня, 3 декабря, на заседании председатель свердловского правительства Денис Паслер отметил: «Конечно, все понимают, что Екатеринбург – главный город области. И любой муниципалитет, как и региональная власть, думает о жителях и хочет сделать для них гораздо больше. Но сказать, что кому-то что-то недодали – это можно сказать обо всех муниципалитетах – денег не хватает всем».

Когда коснулись вопроса о бюджетниках, выяснилось, что ничего особенно повышать и не надо – достаточно подсократить зарплаты директоров, а разницу поделить на весь остальной персонал, тогда на всех хватит и отдельных денег не потребуется. В самом деле, как отметили сегодня депутаты: при зарплатах в 100 и более тысяч рублей у руководства дошкольных образовательных учреждений наличие проблемы выглядит возмутительно само по себе. То есть при зарплатах, сравнимых с теми, что у топ-менеджеров крупных предприятий, эти директора могли и сами найти деньги, а если не могут – значит плохо работают и не оправдывают столь завышенных затрат на свое содержание. Здесь министр образования Юрий Биктуганов заявил: все вопросы – к мэрам, это они решают, кому и сколько платить, а его ведомство лишь оплачивает эти «хотелки»,

Но вернемся к бюджету. По последним уточненным данным, доходы составят 164,9 миллиарда рублей, расходы – 190,4. И то, и другое было сокращено на 1,6 миллиарда рублей. Как объяснил коллегам председатель бюджетного комитета Владимир Терешков, произошло это по недоразумению: планировалось, что федеральное правительство передаст субъектам обязанность финансирования нескольких здравоохранительных программ, связанных с лечением онкологических и ряда других заболеваний по некоторым категориям льготников, но этого не произошло. В Москве передумали, в результате льготы остались, но распределять их и финансировать Кремль решил по-прежнему самостоятельно, и уже вписанные в региональный бюджет соответствующие строчки доходов и расходов пришлось не то чтобы урезать, но изымать.

При этом несколько забавно выглядит тот факт, что по итогам почти двух недель работы согласительных комиссий и рабочих групп по балансировке бюджета, когда депутаты распределяли дополнительные расходы на различные локальные цели, основные параметры главного финансового документа не изменились ни на йоту. К заседанию в заксобрании было подготовлено 37 правок. Часть касалась изменений отдельных строчек расходов и доходов, довольно небольших, размером от 50 тысяч до пары миллионов рублей, часть – изменения отдельных методик расчетов нормативов, и они носили чисто технический характер. Но в целом, по итогам титанической работы, суммы расходов и доходов не изменились.

И тем не менее депутаты – часть из них – напоследок все же дали еще один «решительный бой» – с не очень понятной целью, но довольно яркими лозунгами. Тон задали коммунисты и ЛДПР.

«Сегодня фракция ЛДПР в заксобрании будет голосовать против бюджета в том варианте, в котором он представлен. Все консультации закончились откровенным шантажом. В наш адрес прозвучало, что мы лишимся премий, служебного автотранспорта, а территории наши никогда не получат дополнительных дотаций. Мы на это заявляем, что не надо ломать комедию. Нам не нужны премии, машины и канцелярские товары такой ценой, заберите их», – начал депутатские прения глава фракции жириновцев Денис Носков.

Следом с теми же самыми тезисами выступил его коллега и экс-глава фракции Денис Сизов. Тут уже не выдержала спикер парламента Людмила Бабушкина, заявившая, что она очень внимательно отнесется к предложению фракции оставить ее депутатам только «голые зарплаты». После этого больше представители ЛДПР на трибуну не поднимались.

К слову, при этом «соколов Жириновского» немало и хвалили, коллеги даже уважительно отметили, что они сделали все возможное для лоббирования интересов своих округов – в пример прочим депутатам.

Поясним, все рабочие вопросы всегда решаются кулуарно. В крайнем случае – на заседаниях фракций и рабочих групп. Не потому, что это тайна, тем более что большинство этих мероприятий открыто для прессы, но просто потому, что подобные споры требуют обстоятельных и длительных обсуждений. На заседании же думы депутаты, фракции лишь обозначают свои позиции и достигнутые ранее договоренности. Что-либо изменить тут уже невозможно. Это с одной стороны. С другой – принятие бюджета было предрешено изначально: без этого документа работа в области была бы попросту парализована и, чтобы подобных казусов не произошло, для этого в парламенте и сидит подавляющее большинство «Единой России», готовой проголосовать за все. Соответственно, реально заявления ЛДПР никакого значения не имели: все, что было можно, они уже выторговали, все остальное – политика и зарабатывание очков перед избирателями.

Следом за ЛДПР на сцену поднялся глава свердловских коммунистов Дмитрий Шадрин и тоже объявил бойкот бюджету: «В некоторых СМИ давно нарисована такая схема, в которой указаны фракции, которые якобы при обсуждении бюджета выступают в интересах группировки, захватившей власть в мэрии Екатеринбурга. Ничего подобного! Мы всегда выступаем против! И хочу отметить. Первое: никакого кризиса нет – это очевидно: уже даже Греция выкарабкивается, и только Россия провалилась. А потому, что в этом году «доели» советскую промышленную базу, и дальше будет только хуже. Второе: наш бюджет не является самостоятельным. Мы не федеративное государство. Это Чечня, Татарстан – федеративные субъекты. А у всех русских – унитарное государство, и как нам государство сказало – так и будет. Я забыл, сколько там Татарии выделяется, 400 миллиардов, кажется? Ну да неважно. Третий пункт – по муниципалитетам. Вот здесь, в Екатеринбурге, нашли великого деятеля, который заявил: екатеринбургскую кольцевую дорогу строить не надо. Потому что по ней жители города не ездят. Есть такие люди, наверное, сумасшедшие. Он не знает даже о том, что Кольцово находится за пределами Екатеринбурга и, если там не будет дороги, то в свой любимый Лондон он никогда не улетит».

Тут тоже стоит пояснить: с начала кампании по борьбе за бюджет КПРФ очень уж рьяно взялась лоббировать интересы екатеринбургской мэрии. Причем то, как это делалось, не очень нравилось главе фракции, привыкшему балансировать между городскими и областными властями, а тут дошло до весьма агрессивной критики губернатора и кабмина коммунистами.

Но Дмитрия Шадрина убедили не мешать. И вот, когда основная битва уже закончилась, тот, видимо, и решил немного восстановить свое реноме. Во всяком случае, «сумасшедший» из его речи очень похож на вице-мэра Александра Высокинского, почти месяц сокрушавшегося, что из всех программ по реконструкции улиц Екатеринбурга область сосредоточилась главным образом на достраивании «не очень нужной горожанам» кольцевой автодороги. Что же до выпадов в адрес Татарстана – тут, похоже, глава КПРФ просто искренне сказал, что думает, с ним такое периодически бывает.

Выступления остальных депутатов были не столь интересными. Все они свелись, в общем-то, к словам о том, что год предстоит очень тяжелым в финансовом плане и работать над бюджетом придется регулярно, уточняя доходы и расходы. Но при этом на согласительной комиссии была проведена огромная работа и сделано все возможное, и даже есть чем гордиться: в сложившихся условиях многие депутаты проявили искренний интерес к законопроекту и, не ограничиваясь политикой, попытались честно во всем разобраться.

В итоге бюджет был принят со счетом 34 голоса – «за» и семь – «против». Итог был более чем предсказуем. Особенно после того, как еще в самом начале заседания было принято решение о том, что по всем пунктам повестки будет вестись открытое поименное голосование – такое делается редко и, как правило, означает, что губернатор хочет лично проконтролировать каждый голос. В таких условиях не до шуток – депутаты, особенно ЕР, нажимают на кнопки строго в соответствии с решениями фракции.


Фото: Евгений Поторочин

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров