Лучшие мировые практики подтверждают тезис о том, что позиции компании во многом зависят от вывода системы закупок на принципиально новый уровень. В контексте вступления России во Всемирную торговую организацию соответствие высоким стандартам в управлении системой снабжения для одних российских компаний становится вопросом выживания, а для других – дополнительного конкурентного преимущества.
Лучшие мировые практики подтверждают тезис о том, что позиции компании во многом зависят от вывода системы закупок на принципиально новый уровень. В контексте вступления России во Всемирную торговую организацию соответствие высоким стандартам в управлении системой снабжения для одних российских компаний становится вопросом выживания, а для других – дополнительного конкурентного преимущества.
На несколько шагов вперед
Первыми в России курс на совершенствование системы снабжения взяли компании нефтегазовой отрасли. В этом смысле покупка компанией Роснефть 100 % пакета ТНК-ВР и, главное, вхождение в крупнейшую российскую компанию одного из лидеров западного рынка – компании ВР – безусловно, позитивный шаг, говорящий о том, что крупный бизнес намерен следовать передовым практикам в своей работе.
Почему? Да потому, что модернизация управления системой снабжения оттачивалось благодаря особому чутью на перемены, ведь новые стандарты существенно разнятся с классической для России системой снабжения. Если последняя содержит еще свойственные советским временам принципы, то западная система закупок характеризуется централизованностью и интегрированностью во все сферы деятельности компании. При этом во главу угла ставятся рыночные механизмы. Они регулируют до максимально идеального соотношение цены и качества, позволяют снизить издержки на закупку и использование материалов, оборудования и услуг, повысить конкурентоспособность конечной продукции. Кроме качества ключевую формирующую роль играют и такие неценовые параметры как гибкость, скорость и прозрачность поставок.
Экстремальное решение
Западные компании стремятся как можно больше услуг вывести на аутсорсинг. В России эта практика мало распространена. В лидерах – крупный бизнес. Например, доля аутсорсинга в компании ТНК-ВР (100 % принадлежит компании «Роснефть») составляет 55 %. У компании тысячи контрагентов, выполняющие различный спектр услуг, – от клининга до бурения скважин.
При этом бережливому выстраиванию отношений с поставщиками и подрядчиками придают особое значение. Положенные в основу этих отношений принципы прозрачности и доступности постоянно развиваются и совершенствуются. В результате родилась новая философия контрактования, которая определяет суть стратегии взаимодействия с подрядчиками и контрагентами, и является своего рода драйвером роста обеих сторон.
Ключ к совершенствованию
Предъявляя жесткие требования к своим контрагентам на соответствие, в первую очередь, высоким стандартам качества и безопасности, компания в то же время создает для их развития тепличные по сути условия. Поставщики и подрядчики, четко выполняющие взятые на себя обязательства, получают статус постоянного партнера. Он открывает перед контрагентом дополнительные премиальные возможности, в частности, упрощенный порядок прохождения предварительной квалификации и возможность обучения персонала. Действуют также премирование за соответствие срокам и денежные бонусы за качество работ.
Ключом к обоюдному совершенствованию является и прямой доверительный диалог, налаженный через постоянно действующие региональные советы по работе с поставщиками и подрядчиками и ежегодные слеты поставщиков и подрядчиков. Такое взаимодействие позволяет предотвращать возможные конфликтные ситуации, сверять планы и ожидания от дальнейшего сотрудничества. Только за первые два месяца 2013 года конфликтными комиссиями рассмотрено 10 жалоб контрагентов. Внедряются и новые формы привлечения подрядчиков и общения с ними – такие как конференции, роуд-шоу, круглые столы.
Поделиться стимулом
Компания заинтересована в долгосрочном контрактовании и новом ценообразовании – понятном, удобном и выгодном для обеих сторон. Для достижения этой цели внедряется система электронных торгов, избавляющая от бумажной волокиты, заявляются ценовые коридоры, которые выводят среднюю стоимость контракта в зависимости от вида выполненных работ и региона. Готова к внедрению система EPC контрактов – это система привлечения комплексных подрядчиков, способных реализовывать проекты «под ключ». ЕРС-модель контрактования может быть распространена уже в этом году на объекты строительства на Ямале (Ямал-Нефть, Ямал-Газ), в Иркутске («Верхнечонскнефтегаз») и в Рязани (Рязанская нефтеперерабатывающая компания) общей стоимостью более 4 млрд долларов.
Совершенствуя управление системой снабжения (УСС), компания обеспечивает такой баланс интересов в отношениях с поставщиками и подрядчиками, который позволяет им вместе развиваться и соответствовать высоким западным стандартам. Готовность делиться своими лучшими практиками с региональными партнерами гарантирует устойчивость и самой компании, напрямую зависимой от успеха в регионах. Учиться у лучшего, учиться вместе с лучшим и двигаться с ним вперед сегодня выгодно.
Когда материал готовился к публикации, стало известно о том, что вице-президент по управлению системой снабжения ТНК-ВР Ольга Малышкина назначена председателем центрального тендерного комитета НК «Роснефть» – директором департамента организации закупок в ранге вице-президента, что еще раз демонстрирует намерение крупного бизнеса брать все лучшее и следовать передовым практикам.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях