Евгений Волков: все привыкли, что за потери воды и тепла «никто не платит», но старое мышление придется ломать

ГУП СО «Облкоммунэнерго» продолжает борьбу с неплательщиками

Шестьсот миллионов рублей составляет сегодня долг потребителей ГУП СО «Облкоммунэнерго». Однако крупнейшее коммунальное предприятие области не намерено мириться с традиционными неплатежами. Оно использует все средства для ликвидации долгов, в том числе переход на прямые поставки и ограничение доступа должников к ресурсам.

Шестьсот миллионов рублей составляет сегодня долг потребителей ГУП СО «Облкоммунэнерго». Однако крупнейшее коммунальное предприятие области не намерено мириться с традиционными неплатежами. Оно использует все средства для ликвидации долгов, в том числе переход на прямые поставки и ограничение доступа должников к ресурсам. В арсенале есть и ноу-хау: разработка собственных схем встроенных помещений для определения конкретного объема потребления и… домики с ключами от водонапорных колонок. Подробности – в интервью «УралПолит.Ru» с заместителем директора по реализации услуг ГУП СО «Облкоммунэнерго» Евгением Волковым.

Евгений Сергеевич, говорят, что самые дисциплинированные плательщики – бюджеты. Это так?

Действительно, с бюджетными потребителями проблем меньше. Хотя у нас есть и «бюджеты-должники». По итогам этого отопительного сезона два муниципалитета среди территорий нашего присутствия – в черном списке. Это Кушвинский городской округ (поселок Баранчинский) и Тугулымский ГО. На конец сезона у них была задолженность порядка 10 миллионов. Сейчас ситуация вроде бы выправилась.

А что с населением?

Работать с населением крайне трудно. Эту огромную категорию мы иногда называем «желеобразной». Потому что главная помеха – ее большая инерционность, неповоротливость. К тому же мы же знаем, что если можно «отрезать» частника, то к жильцам многоквартирного дома такой подход неприемлем. Наибольшие проблемы мы испытываем в воздействии на должников. Сейчас у нас есть три формы работы с должниками.

Какие именно?

Мы работаем с должниками через управляющие компании, ТСЖ и напрямую. Правда, пока рассчитывать можно только на суд, который признает гражданина должником. Причем сейчас срок накопления задолженности сократился с 6 до 3 месяцев – это прописано законодательно. Но надо понимать, что возможности претензионно-исковой работы не безграничны. На каждой территории у нас есть по юристу, который ходит в суд, готовит иски. Это может как-то влиять на ситуацию, но кардинального сдвига мы пока не видим.

«Распаковать» счет и «расщепить» деньги

В прошлом году «Облкоммунэнерго» перешло на прямые поставки ресурса потребителям. Что изменилось?

Да, год назад мы стали пионерами в этой сфере. Пришлось отстаивать это право – доказывать в судах, антимонопольной службе, прокуратуре, Госжилинспекции, во всех контролирующих органах. Не всегда нормы закона говорят впрямую о законности каких-то действий. Мастерство, если хотите, заключалось в том, что мы сумели все составные части законодательства – Жилищный кодекс, 354-е, 124-е постановления – сопоставить и соединить в единый механизм под названием «прямые поставки».

Прямые поставки и прямые расчеты – это не одно и то же?

Нет, не надо путать. Прямые расчеты – это когда мы работаем через УК, а жители по какой-то причине хотят платить нам напрямую. Это их право, оно прописано законодательно. Жильцы могут принять это решение на общем собрании. А прямые поставки действуют только при отсутствии договорных отношений поставщика ресурсов с управляющей организацией. Ведь, к сожалению, далеко не все управляющие компании заключают с нами договор. Яркий пример – Артемовский, территория, которую можно назвать «черной дырой». За последние 3 года – весь период работы на данной территории – УК не заключали с нами договоры на поставку коммунальных ресурсов. А общая сумма артемовского долга перевалила за 200 миллионов. И это явилось первопричиной того, что мы перешли на прямые поставки. Позже «распаковали» счет и в ряде других территорий.

В каком смысле «распаковали»?

У сбытовиков есть такой термин. Это означает, что с УК мы работали по одному общему счету, а сейчас приходится иметь дело с лицевым счетом каждой квартиры. А их может быть 10 тысяч! Конечно, это большая головная боль. Надо и сбытовые структуры усиливать, и юридическую службу подкреплять. И наш агент – расчетный центр – начинает напрягаться. Это негативная сторона прямых поставок. А преимущество в том, что мы непосредственно контролируем денежный поток. Тогда нет оснований подозревать УК в том, что они используют денежные средства жильцов не по назначению.

А вообще есть примеры «хороших» управляющих компаний?

Конечно, есть УК, которые умеют хозяйствовать, – например, в рабочем поселке Верх-Нейвинске, где проживают 5 тысяч 200 человек. Там собираемость платежей высокая. («Островок благополучия» сохраняется – в предыдущем интервью «УралПолит.Ru» Евгений Волков также приводил в пример эту территорию.) Кстати, схема сбора платежей идет через нашу дочернюю компанию – РИЦ. Они получают все платежи и на основании заключенных договоров сразу «расщепляют» полученные деньги между поставщиками. Мы видим свои деньги, понимаем, как они образовались, видим, что процент платежей большой и нас не обманут.

Сколько ваших территорий перешли на прямые поставки?

Сейчас практически все: Алапаевск, Пелым, Тугулым, Артемовский, Кировград, Староуткинск, Арти и так далее. Мы контролируем поток, но у нас в тарифе затрат на это нет, хотя все эти «распаковки» требуют увеличения числа юристов, сбытовиков, да и просто множества лишних бумаг. Мы идем на эти шаги просто потому, что другого выхода нет. Было бы здорово, если бы появились другие УК по образу и подобию Верх-Нейвинска.

Обогреем магазин… холодильниками

Почему все-таки так трудно собираются платежи?

Я прочитал «Одноэтажную Америку» и стал понимать: на Западе порядок, потому что там все отдельно друг от друга живут. В Австралии Мельбурн, Сидней – это огромные мегаполисы, но они состоят из частного сектора, отдельных домиков. А у нас все обобщено, мы живем в больших многоквартирных муравейниках. Это наследие нашего прошлого. Мы привыкли, и нам кажется – вроде хорошо живем. Но собрать деньги со всех в этом муравейнике невозможно. К тому же все первые этажи у нас выкуплены, переведены из жилых в нежилые помещения, и начинается: я хочу это сделать, а я хочу это.

Чем же это плохо?

Тем, например, что есть потребители, которые демонтируют отопительные приборы. Скажем, в продовольственном магазине площадью 300 квадратных метров работают холодильники. Они не только вырабатывают холод, но и отдают тепло, которого помещению и без батарей хватает. В законодательстве не сказано, как поступать в таких случаях. Хотя мы понимаем, что какую-то часть этот магазин берет от общедомовой системы отопления, ведь перекрытия и стены теплые. Счетчик общий стоит на входе в дом, вертикальная разводка, все друг с другом связаны. И как считать отопление? Только недавно новые дома начали сдавать с горизонтальной разводкой и с отдельными счетчиками. В этом случае за неплатежи можно отключить каждую отдельную квартиру, каждый магазин.

Знаю, что вы автор регламента для определения конкретного объема потребления каждым потребителем.

Мы просто попробовали сделать свой вклад в развитие законодательства – отобразили все типовые ситуации, с которыми столкнулись на примере Артемовского. Получилось шесть типовых схем возможных встроенных помещений. Но не факт, что каждый частник согласится с такой методикой.

Чем еще обогатила вас артемовская практика?

Пониманием того, что такое потребительский экстремизм. Мы взяли сети от Водоканала в аренду и стали подавать ГВС, однако жители подали на нас в суд. Говорят: сети не те, там тупиковая схема работает на слив. Сети действительно ветхие и длинные. Пока все сразу краны не откроют, горячая вода до потребителя не добежит. В результате суд обязал нас построить систему стоимостью 12 миллионов, чтобы утром как откроешь кран – сразу кипяток. Между тем весь ремонтный фонд по Артемовскому составляет 16 миллионов, и весь он пошел на этот дом. Получился масштабный проект – ведь менять надо было сразу все – колодцы, распределительные камеры, трубопровод. Да, жители одного дома получили горячую воду, но надо понимать, что денег сразу на все не хватит.

Яйца в одной корзине

Может быть, пришло время строить децентрализованные системы отопления и водоснабжения? Каждый дом – со всем своим «хозяйством».

Это называется «яйца в одной корзине». При централизованной системе все вопросы решаются на ТЭЦ. А если у дома автономная система – нужна своя команда профессионалов. Не каждый дом может себе это позволить. Да и риски большие. В Академическом есть такой высотный дом, у них все на электричестве – отопление, вода, теплые полы. Если, не дай бог, напряжение пропадет – не будет ничего, и даже холодной воды, потому что она подается электрическим насосом.


Получается, в таких случаях даже резервные колонки с холодной водой могут пригодиться?

Водоразборные колонки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Действительно, во всех уральских городах – больших и маленьких – их много. По правилам все жители в радиусе 100 метров от колонки считаются пользователями воды. А эти пользователи нам говорят: мы за водой не ходим, – и не платят. Сбытовой конфликт. Потребитель не хочет платить, а что делать поставщику? Если мы демонтируем колонку, Роспотребнадзор может предъявить нам претензии.

Где же выход?

В результате мы решили их не демонтировать, а ставить «домики» и закрывать на ключ. Тот, кто не платит за воду, воспользоваться ею не может – ключа нет. Такая практика уже есть в Кировграде. Но для нас это затратно – ведь надо поставить такой домик и купить ключи. В том же Верх-Нейвинске администрация, осознавая серьезность проблемы, нашла силы и средства поставить эти домики. Люди стали платить. Конечно, никто не запрещает частнику пробурить на своем участке скважину, но сколько там воды и какого качества – неизвестно. А колонка с качественной водой и домик с ключом – начало наведения порядка.

Где еще он наводится?

Сейчас мы взялись за трубы в частном секторе – считаем потери и в воде, и в тепле. Во многих городах, где частный сектор теплофицирован, уличные сети числятся на нашем балансе, и потери сидят в тарифе. А эти кусочки – их специалисты называют «отпайки» – они не сидят нигде, ни в тарифе, ни в договоре с потребителем. И мы насчитали по нашим территориям 16 тысяч гигакалорий. Если перевести эти цифры в деньги, получится 20 миллионов рублей, которые не учтены. Для того чтобы исправить положение, надо просто включать затраты в договора. Но население никогда за это не платило – у них возникнут вопросы. Выход – обосновать потери перед РЭК, и они включат затраты в тариф. Конечно, за долгие годы все привыкли, что за потери воды и тепла «никто не платит». Но старое мышление рано или поздно придется ломать.

Справка «УралПолит.Ru»:

ГУП СО «Облкоммунэнерго» – системообразующее предприятие коммунальной энергетики региона, которое осуществляет комплексную модернизацию ЖКХ Свердловской области. Охватывая все направления коммунального бизнеса (электросетевой бизнес, теплоснабжение, водоотведение и водоснабжение), «Облкоммунэнерго» решает вопросы развития энергетического комплекса и инженерной инфраструктуры 43 муниципальных образований Свердловской области.


Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров