Александр Гончаров: больше всего претензий у предпринимателей к правоохранительным органам

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров был назначен на пост регионального бизнес-омбудсмена совсем недавно, в декабре 2012 года. До этого такой должности не существовало. Вопросы, чем должен заниматься защитник прав предпринимателей и кому он должен подчиняться, вызвали дискуссию в южноуральском бизнес-сообществе. Подробнее – в интервью «УралПолит.Ru».

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров был назначен на пост регионального бизнес-омбудсмена совсем недавно, в декабре 2012 года. До этого такой должности не существовало. Вопросы, чем должен заниматься защитник прав предпринимателей и кому он должен подчиняться, вызвали дискуссию в южноуральском бизнес-сообществе. Подробнее – в интервью «УралПолит.Ru».

Приемной уполномоченного по правам бизнесменов стал кабинет бывшего начальника управления по делам печати Дмитрия Федечкина: управление было сокращено. В практически пустом кабинете стоит только письменный стол: Александр Николаевич просит кого-то по телефону принести пару стульев.

– Помещение хорошее, добротное, отремонтированное. Мое назначение произошло 10 декабря, но закончили переезд только вчера, ни компьютера нет, ни телефонов.

– В бюджете запланированы расходы на аппарат?

– Да, запланированы. Дали удивительное количество денег – 1,4 миллиона рублей на год, на весь аппарат. Считайте, смотрите сами, как. Ну, будем решать этот вопрос. Организационные моменты пока нужно решить: коммуникации, телефоны, сайт...

– Сайт будет у вас?

– Обязательно. Я думаю, через сайт можно будет обращаться с жалобами. Есть в Башкирии наши коллеги, у них все отработано, по сайту заявления принимают. Главное – чтобы соответствовали документы: подпись разборчиво, достаточные основания для реагирования.

– Блог не собираетесь заводить?

– Посмотрим, все посмотрим. Понимаете, самое главное – это живая работа. Я могу сесть здесь, принимать сообщения по электронной почте, на сайт, в блог, в твиттер, а реальной работы не будет.

– А в чем, по-вашему, она должна заключаться?

– В проекте федерального закона четко сказано: отстаивание и защита законных интересов субъектов предпринимательства, просветительская работа. Закон сегодня, принятый в нашей области, ориентируется на максимум возможных вариантов: запрашивать и получать документы, присутствовать на различных совещаниях, заседаниях правительства и заксобрания, приходить на прием в правоохранительные органы, к любому чиновнику, проводить консультации, давать заключения. Пока же реальных механизмов влияния на текущие процессы у регионального омбудсмена очень мало. Один из них – поддержка бизнес-сообщества и публичность. Совместно с журналистским сообществом, бизнесом давать понять чиновникам, что то время, когда они могли творить какие-то незаконные вещи, кончается.

– Достаточно большое обсуждение касалось функционала бизнес-омбудсмена. Мы писали, что по статусу бизнес-омбудсмен должен соответствовать вице-губернатору . Насколько это возможно?

– В федеральном проекте закона, который должен быть принят во втором-третьем чтении в феврале, омбудсмен наделяется широким спектром полномочий. У нас так сложилось, что если до суда дело доходит, то бизнесмен практически всегда – жертва. Система носит обвинительный характер. Также предполагается, что омбудсмен сможет беспрепятственно посещать обвиняемых и осужденных за экономические преступления в местах заключения. В новом законе статус уполномоченного в субъектах меняется. Это будет госдолжность, будет свой аппарат, и уполномоченый по правам предпринимателей абсолютно независим. Я не подчиняюсь практически никому, но я отвечаю перед губернатором и перед бизнес-сообществом за свою работу в рамках законов.

– Этот вопрос также вызвал большую полемику. Некоторые предприниматели в открытую говорили, что будущий бизнес-омбудсмен не должен подчиняться даже губернатору. Были различные мнения, что губернатор может оказать давление...

– Перед принятием закона обсуждались разные варианты. Большая четверка: ТПП, СПП, «Опора России», «Деловая Россия» предлагали, чтобы уполномоченный выдвигался из числа участников этих организаций и работал независимо. Второй вариант: омбудсмен выбирается заксобранием, отчитывается перед депутатами раз в год, и точно также снимается большинством голосов. Но это предложение также не прошло. Был вариант подчиняться российскому омбудсмену. В работе над проектом федерального закона мы все-таки пришли к мысли, что если институт создан при президенте, то в субъектах такие институты должны создаваться при губернаторах. Почему это неплохо: принята оценка регулирующего воздействия, включающая девять пунктов. Один из пунктов – предпринимательский инвестклимат. Губернатор едва ли не больше всех заинтересован в улучшении делового климата, так как это напрямую влияет на его дальнейшую политическую судьбу. В данном случае мы союзники, этот вариант даст дополнительные возможности. Губернатор сразу сказал: «Я не собираюсь тобой руководить, переставлять ноги, полная свобода, но в рамках закона». Раз в год я буду отчитываться перед заксобранием.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем назначении. Этот процесс был достаточно кулуарным.

– Когда в Санкт-Петербурге было принято решение о назначении Титова Бориса Юрьевича, встал вопрос о назначениях в субъектах. В июле правление СПП приняло решение о выдвижении моей кандидатуры. Дальше мы начали обсуждение с коллегами, меня поддержали Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия». «Опора» выставила своих двух кандидатов (Татьяну Еремееву и Арсена Унаняна, – прим. авт.), считаю, что они – талантливые, перспективные ребята. Дальше мы прошли собеседование, я ездил в Москву, дважды встречался с Титовым. И после этого он написал письмо губернатору о том, что меня поддерживает. И Михаил Юревич назначил меня.

– А сейчас какая ситуация, в каких субъектах создан институт бизнес-омбудсмена?

– Мы были третьими в России, кто принял свой закон. Согласованы кандидатуры в 36 субъектах. В Екатеринбурге, в Петербурге уполномоченные работают на общественных началах, до принятия закона официального назначения не произойдет. Все чиновники ратуют за бизнес, а посмотрите, что творится. За 2011 год по пресловутой 159-й статье УК возбудили 151 тысячу уголовных дел. А до суда дошла 21 тысяча. Все остальные случаи имеют признаки рейдерского захвата. Возбуждается дело, человек сидит. Он уже морально раздавлен, собственность отбирается. Теперь не так будет легко. Срок понизили, без реального заявителя, по инициативе правоохранительных органов нельзя будет возбуждать уголовные дела.

– К каким ведомствам у предпринимателей в нашем регионе возникает больше всего вопросов?

– Самое опасное – это безосновательное вмешательство правоохранительных органов. В основном этим занимается среднее и низшее звено. Недавно в одном из регионов отстранили целое управление по экономическим преступлениям. Предпринимателей сажали в тюрьму, отбирали бизнес. С этим мы будем работать бескомпромиссно. Надеюсь, что прокуратура и МВД поддержат наше начинание. Второе – это Ростехнадзор. Приезжает инспектор и находит мелкий недочет. Если предприниматель ничего не предлагает взамен, то чиновник останавливает предприятие. Должна как-то учитываться ситуация, нужно давать время на устранение нарушений. Также действия налоговой инспекции вызывают вопросы. Одно из крупнейших пищевых предприятий подверглось атаке. Была проверка, шла две недели. После нее залетают люди с автоматами, начался милицейский беспредел, с оскорблениями, унижениями людей.

– А как вы оцениваете атмосферу в Челябинской области в целом?

– Работаю в бизнесе с 1988 года, наш регион, по моему мнению, один из лучших. Здесь можно решать проблемы, здесь можно написать письмо и будет реакция. У нас создан отдел в прокуратуре по защите бизнеса. И треть проверок, которые приходят на согласование, отменяются. И не только я придерживаюсь такого мнения, международное рейтинговое агентство говорит, что у нас хороший микроклимат для создания бизнес-среды.

– У бизнес-общественников была идея создать несколько бизнес-омбудсменов, курирующих в регионе определенные направления. Как вы оцениваете эту идею, обсуждали ли вы ее?

– Я о такой идее не слышал. Не стоит доводить до абсурда, нельзя за каждым магазином закреплять омбудсмена. Все это можно делать совместно и с «Опорой», и с «Деловой Россией». Наверное, у них большой опыт, созданы организации, которые позволяют давать оценку регулирующего воздействия на бизнес-среду. Все это мы можем использовать на общественных началах. Мы можем предложить на общественных началах выдвигать уполномоченных в муниципалитетах, так как я должен постоянно мониторить ситуацию на местах. Это реально нужно. А создавать дополнительные должности, людей – не имеет смысла.

– «Опора» и «Деловая Россия» предлагали своих представителей в качестве заместителей, собирали целую команду...

– Нет вопросов, я всегда за сотрудничество. Если у них есть какие-то предложения по кандидатурам, по специалистам – я буду рад. Но при условии, что они будут работать на общественных началах, не в штате. Так как в штате у меня два человека.

– Насколько я понимаю, бизнес-омбудсмен должен отказаться от участия в бизнесе. Вы уже решили этот вопрос?

– Конечно, все произошло так, как написано в законе. Я отказался полностью от своего бизнеса, что-то продал, что-то передал в управление, поэтому я сегодня госслужащий, иного быть не может.

– А в Союзе промышленников что с вашей должностью?

– Я пока совмещаю, это не запрещено законом. На отчетно-выборной конференции в апреле будет принято решение, останусь я или нет.

– Позвольте несколько лиричный вопрос. Вы ведь начинали карьеру в молодости как водитель КамАЗа? Как удалось добиться успеха?

– КрАЗа. Я начинал, да, но тогда время такое было. Достаточно рано женился. Никогда не оставляла мысль, что что-то нужно менять в своей жизни. Потом я ушел в спорт, был членом КПСС и принял решение уйти в бизнес, получил один из первых кредит, при поддержке Обкома партии. В магазине у меня проходили семинары по рыночной торговле. Первый капиталистический магазин, где появилось все: сникерсы, шубы и сапоги. С этого все началось.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров