Всем сетям назло: на Среднем Урале появится закон, который упрощает технологическое присоединение

Похоже, выиграют от него не столько инвесторы, вкладывающиеся в Екатеринбург, сколько те, кто решит вложиться в область

В Свердловской области скоро будет принят закон, который значительно сократит процедуру ввода готовых энергетических объектов в эксплуатацию. Одновременно специальная рабочая группа будет проверять, как внутри компаний соблюдаются регламенты, обеспечивающие порядок этого самого присоединения. Это делается в рамках помощи инвесторам в регионе, однако правила, скорее, помогут компаниям, которые у нас уже работают.

В Свердловской области скоро будет принят закон, который значительно сократит процедуру ввода готовых энергетических объектов в эксплуатацию. Одновременно специальная рабочая группа будет проверять, как внутри компаний соблюдаются регламенты, обеспечивающие порядок этого самого присоединения. Это делается в рамках помощи инвесторам в регионе, однако правила, скорее, помогут компаниям, которые у нас уже работают. О долгожданной инициативе областных властей, которая наконец-то не вызывает серьезных вопросов ни у представителей компаний, ни у жителей, – в материале «УралПолит.Ru». Вот только закон, похоже, поможет сократить сроки на техприсоединение инвесторам не столько в Екатеринбурге, сколько в области.

Одно из мероприятий по созданию нормального инвестиционного климата в регионе – это упрощение процедуры технологического присоединения к сетям. О том, что существующими в Екатеринбурге сроками был публично недоволен лично президент Путин, не написал разве что ленивый. Однако область нашла выход из ситуации, когда надо выполнять, с одной стороны, то, что записано в Градостроительном и Земельном кодексах, а с другой – сроки введения объектов в эксплуатацию. Сейчас в недрах министерства энергетики и ЖКХ готовится проект закона, который эти сроки существенно сократит.

Предполагается, что в регионе будет введен упрощенный порядок оформления документов, разрешающих ввод в эксплуатацию возводимых объектов до 35 кВ. Министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов пояснял: «Закон должен упростить строительство линейных объектов – это линии электропередачи, системы газо-, водоснабжения, водоотведения и связи. При их строительстве отпадет необходимость проведения экспертизы проекта, отдельной процедуры по выделению земельных участков, акта ввода, которые занимают в среднем 8-10 месяцев», – сказал министр. Он пояснил, что подобная инфраструктура будет строиться на основании ордера на раскопки, который выдается в течение полутора месяцев.

Экспертиза объектов останется

Конечно, первый ужас непосвященного человека – чтобы начать, например, строительство опоры ЛЭП, достаточно будет получить разрешение на раскопку земли. Однако речь в законопроекте идет о том, что по упрощенной процедуре к сетям будут присоединяться только объекты напряжением меньше 35 кВ – то есть сети низкого напряжения. «Безопасность не пострадает. Ведь новая процедура не предполагает, что не надо будет согласовывать проект строительства нового объекта. А проект будет, как и прежде, проходить экспертизу и на промышленную, и на экологическую безопасность», – рассказал «УралПолит.Ru» министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов.

Чтобы выполнить требования безопасности, энергосетевым компаниям придется потрудиться. «Ответственность за безопасность возводимых энергообъектов, кроме госэкспертизы, несут проектные организации, подрядные организации, работающие в соответствии с нормативно-технической документацией. В этом случае, конечно, серьезно повышается ответственность электросетевой организации, а это значит, что сетевые компании должны усилить свои подразделения, выполняющие эти функции», – уверена заместитель главного инженера по развитию и техприсоединению ГУП СО «Облкоммунэнерго» Наталья Пыжьянова.

В компаниях, которые непосредственно занимаются вводом объектов, новый законопроект поддерживают. «Упрощенный порядок в случае его принятия существенно сократит сроки получения пакета ИРД (исходно-разрешительной документации) на строительство объектов электросетевого хозяйства – от точки присоединения к сетям энергоснабжающей организации до присоединяемых энергопринимающих устройств (мероприятия «последней мили», получение пакета документов по которой сегодня занимает больше года)», – уверены в Облкоммунэнерго. «Необходимость упрощения порядка оформления разрешительных документов назрела давно», – отмечают в пресс-службе МРСК. И поясняют, почему: главное, что затягивает процедуры, – это не то, что в компаниях не хотят присоединить новых потребителей побыстрее.

Дело в том, что между требованиями правил технологического присоединения и требованиями Градостроительного кодекса есть противоречия. Без оформления земельного участка и прохождения государственной экспертизы сетевая организация не имеет права начинать реконструкцию или новое строительство сетевых объектов. С одной стороны, сетевики должны вовремя исполнить все обязательства перед потребителем, установленные правилами, с другой – выполнить жесткие требования Градостроительного кодекса. «К сожалению, сроки по прохождению данных процедур достигают полутора лет, – говорят в компании. – А коллизия может быть разрешена принятием предлагаемого министерством энергетики и ЖКХ закона. Прописанные в нем меры могут сократить сроки присоединения почти вдвое».

Документооборот по техприсоединению настолько суров, что вообще не понять, какой документ надо подавать первым и что происходит на втором этапе. Но самое главное – процесс занимает уйму времени

Одновременно в компаниях надеются, что новый порядок ввода объектов в эксплуатацию поможет бороться и с коллизиями, когда собственник того или иного участка земли может сорвать всю работу, которая ведется на территории. Так, в МРСК рассказывают, что уже два года не могут согласовать участок трассы длинной 3,6 км от подстанции 110/10 кВ «Балтымская» до поселка Залесье (Верхняя Пышма). «Собственник земли, понимая сложное положение электросетевой компании в плане поиска альтернативных путей прохождения линии, решил в полном объеме реализовать за счет энергетиков свои коммерческие интересы и затребовал за отвод земельного участка неподъемную цену. Длительные переговоры по этому вопросу и попытки найти компромиссное решение ни к чему не привели. И сейчас мы вынуждены искать другие пути строительства линии и проходить процедуру согласования новой трассы с другими землепользователями и надзорными органами. Но и в этом случае не все гладко: возникают трудности с вырубкой леса, против которой выступают сами жители поселка», – рассказывают в компании. «У нас есть достаточное количество заявок по присоединению участков, находящихся в особо охраняемых зонах (категорийные леса, охранные зоны водоемов). Согласование с «лесниками» – очень длительный и сложный процесс, как по времени, так и по принятию проектных решений», – подтверждает Пыжьянова.

Областникам придется сложнее

Одновременно с принятием закона, упрощающего некоторые процедуры ввода готовых объектов, в регионе создается рабочая группа из представителей как минимум четырех ведомств, которая будет проверять регламенты, – то есть документы и процедуры, которые описывают процедуру и сроки подключения к сетям новых объектов и которыми руководствуются в компаниях. Однако технологическое присоединение полностью регламентируется федеральным законодательством. В частности, двумя федеральными законами, Земельным кодексом, а также девятью постановлениями правительства РФ и шестью ведомственными правовыми актами, так или иначе касающимися этого процесса. В данных документах прописаны все регламенты осуществления технологического присоединения. «Компания строго им следует. Необходимо подчеркнуть, что ведомства, участвующие в процессе, а их несколько (непосредственно электросетевая компания, администрация муниципалитета, Ростехнадзор, строительный надзор, Главархитектура, Главгосэкспертиза), также действуют в рамках нормативных актов», – отмечают в МРСК.

Здесь рассказывают, что еще в 2011 году внедрили единую оптимальную организационную структуру подразделений, занимающихся техприсоединением. Она включает в себя несколько блоков: перспективное развитие, технологическое присоединение, капитальное строительство, контроль исполнения обязательств перед потребителем. За тем, чтобы компания не допускала нарушений в этой работе, следит Федеральная антимонопольная служба. «Внутренние регламенты, определяющие сроки подключения, совпадают со сроками, установленными законодательством, – уверяют в Екатеринбургском водоканале и отмечают, что соблюдение этих сроков – обязанность предприятия: «Когда процесс начинается, соблюдение установленного срока становится частью процесса и обязанностью ответственных за этот процесс. Соблюдение этих сроков предприятием контролирует множество органов – прокуратура, ФАС и другие контролирующие и надзорные органы». Строго выполняются регламенты и в Облкоммунэнерго, «в процессе технологического присоединения задействованы почти все службы и отделы предприятия, каждое подразделение несет ответственность за свою часть выполнения регламента, за соблюдение регламента в целом отвечает руководитель компании».

Понятно, что в крупных компаниях соблюдение регламентов жестко отслеживается, а их несоблюдение грозит штрафом ФАС. Однако что же будет рассматривать рабочая группа, состоящая из представителей разных ведомств? Неужели она надеется найти какое-то несоответствие регламентов в крупных компаниях, к сетям которых и подключаются в основном большие объекты, построенные крупными инвесторами?

«Скорее всего, в зону внимания рабочей группы, которую предложил создать губернатор, а координировать будет министерство энергетики и ЖКХ региона, попадут муниципалитеты и небольшие компании, которые работают именно на территории области. Именно там непорядок с документацией, которая отражает реальное положение сетей, со специалистами, которые занимаются техприсоединением», – отмечает собеседник агентства, знакомый с процессом создания рабочей группы. «Специфика выполнения регламентов технологического присоединения в разных муниципалитетах есть, – признается Пыжьянова. – Муниципалитеты имеют разное качество планшетного хозяйства; конечно, есть трудности с поиском подрядной организации, выполняющей мероприятия по строительству сетей. Подрядчик не очень охотно заявляется на «мелкие работы» в территориально удаленных муниципалитетах».

Однако большим компаниям хотелось бы получить не столько очередной контролирующий орган, сколько помощников в непростом деле согласования процесса технологического присоединения к сетям – ведь при согласовании не все зависит исключительно от сетевых организаций, как пытаются это сейчас представить. «Необходимо говорить об изменении регламентов всех организаций, задействованных в согласовании проектно-сметной документации «последней мили», – отмечает Пыжьянова.

Она уверена, что для координации вопросов, связанных с порядком и сроками выполнения технологического присоединения, вопросов внедрения «дорожной карты», такой орган (либо координационный совет), объединяющий специалистов разных отраслей, необходим. Эффективнее будет, если это не только и не столько контрольные функции, но и методическое содействие, и полномочия по поиску оптимальных решений возникающих проблем и их закреплению. ГУП СО «Облкоммунэнерго» готово участвовать в создании и работе такого совета.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров