Свердловский медиабизнес страдает от бессистемного сокращения точек распространения печатной продукции – почтамтов и киосков, высоких почтовых тарифов и наценок. Пока федеральные власти пытаются наладить работу монополиста в области доставки, «Почту России», печатные СМИ выживают, как могут. Обсудить развитие отрасли в Свердловскую область приехал замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. На встрече присутствовал корреспондент «УралПолит.Ru».
Свердловский медиабизнес страдает от бессистемного сокращения точек распространения печатной продукции – почтамтов и киосков, высоких почтовых тарифов и наценок. Пока федеральные власти пытаются наладить работу монополиста в области доставки, «Почту России», печатные СМИ выживают, как могут. Обсудить развитие отрасли в Свердловскую область – регион с рекордным количеством печатных изданий – приехал замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. На встрече присутствовал корреспондент «УралПолит.Ru».
Тиражи падают, потому что почтамтов становится все меньше
Термин «почта» все чаще ассоциируется с Mail.ru или символом @, а не со зданием, имеющим соответствующую вывеску. По данным министерства связи и массовых коммуникаций, из 45 тысяч отделений почты по всей стране убыточно каждое третье – в перспективе их могут закрыть. Если это произойдет, российские СМИ ждет сокращение продаж и падение тиража. Впрочем, его сокращение уже происходит – в среднем на 7–8 % в год.
Из года в год филиалов «Почты России» становится все меньше, подтверждает гендиректор газеты «Аргументы и факты – Урал» Дмитрий Бондарев. «Точек распространения не хватает, они закрываются массово. По этой причине у многих изданий падают тиражи, а люди жалуются, что нет возможности получать газеты, как раньше», – сообщил он «УралПолит.Ru».
С ним согласен главный редактор «Областной газеты» Дмитрий Полянин: «Нет ни одного почтового отделения в области, куда бы наша газета доставлялась ежедневно. Везде задержка. Ведь если в почтовом отделении должно быть десять почтальонов, а по факту работает пять, конечно, они не будут работать так, как бы нам хотелось».
«Почту России» ждут очередные убытки, подчеркивает замминистра связи Алексей Волин: прекратится рассылка так называемых «писем счастья» от пенсионного фонда. Это приведет к выпадению части дохода почтовиков, которые имели прибыль с доставки извещений. Закрыть брешь в доходах федеральный бюджет не сможет (на дотации «Почте» и так уходит 3 млрд рублей в год, в результате процедура сокращения убыточных точек может быть продолжена, а тиражи, как следствие, и дальше будут сокращаться.
Решить проблему за счет подписных агентств, которые отчасти дублируют услуги «Почты России», не удастся: на общую картину рынка они не влияют, потому что не работают с отдаленными населенными пунктами. Жители далеких сел и деревень все равно не смогут оплачивать высокие тарифы за доставку.
К примеру, представители подписного агентства «Урал Пресс», занимающего 30 % рынка подписки, утверждают, что их тарифы в пять раз выше тех, что предлагает «Почта». Ежегодно тариф растет, так как агентство, в отличие от «Почты», дотаций не получает и должно платить налоги.
«Если человек готов нам платить, то мы можем подсчитать, сколько будет стоить доставка, и отправить ему издания куда угодно. Не понимаю, почему государство так озабочено людьми, которые живут в селах. Это выбор конкретного человека, где жить. Почему ему должны оплачивать доставку изданий?» – прокомментировал гендиректор агентства «Урал Пресс» Константин Астафьев.
Судя по словам Алексея Волина, развитие рынка пойдет по одному из двух сценариев: либо произойдет сокращение бюджетных дотаций на доставку за счет некоторых изданий, либо «Почта» все же повысит свой тариф. Оба варианта спровоцируют недовольство: первый не оценят издатели, поскольку не заходят оплачивать доставку за всех, второй – конечные потребители.
Медиабизнес может обойтись и без киосков «Роспечати»
Пока власти решают, как реформировать «Почту России», СМИ ищут способы повысить продажи изданий без подписки и работы с посредниками (такими как агентство «Роспечать»). Киоскеры» накручивают цены на издания в два-три раза, а это делает их малодоступными для населения. На фоне программы по сносу киосков этот рынок сбыта также теряет привлекательность.
Продавать газеты можно было бы через мобильные терминалы: такой вариант уже используется в Москве. В Екатеринбурге его в свое время «завернула» мэрия с формулировкой «за неэстетичный вид». Представители «Комсомольской правды» предложили заместителю министра вернуть городу такие конструкции, правда Волин на это ничего конкретно не ответил.
«Я за любой вид распространения, который эффективен. К примеру, вся Москва уставлена такими автоматами по продаже газет, они есть в любом метро, в больших офисных зданиях. Наверно, это было бы интересно», – прокомментировал идею коллег Дмитрий Бондарев.
Дмитрий Полянин, напротив, негативно относится к мобильным конструкциям. Вместо этого он отдает предпочтение передвижным пунктам продажи газет, которые бы могли выезжать туда, где нет стационарной торговли. «Не надо превращать город в свалку», – отмечает он.
В столице Урала не работает и способ продажи газет с рук. По данным представителей издания «Есть газета», процесс опять же тормозят местные чиновники. «У гильдии издателей периодической печати есть альтернативные варианты увеличения продаж газет и роста подписки без вложений со стороны государства. Нам нужно только разрешение на действия от чиновников. Например, мы готовы создать сети распространения печатной продукции, где издатель сможет предложить свои газеты и журналы напрямую потребителю. Я имею в виду торговлю с рук, но, к сожалению, не везде это возможно», – утверждал представитель издания.
По всей видимости, именно на альтернативные способы распространения стоит обратить внимание уральским изданиям. Дело еще и в том, что количество традиционных точек распространения печатной продукции – киосков – может сократиться после попыток Министерства связи поддержать этот бизнес.
Ведомство пообещало пойти навстречу бизнесу и дать рекомендации местным властям насчет допустимого количества киосков в городах. Правда, предупредило, что помогать будет лишь в том случае, если в киосках будут продавать только периодику. А ведь в их итоговой выручке до 45 % прибыли составляет продажа сопутствующей продукции – книг, канцелярии. Такая мера может привести к разорению держателей киосков и опять же ударит по медиабизнесу.
Так что представителям медиабизнеса действительно стоит поискать решения своим проблемам сообща, не дожидаясь, пока власти наладят работу «Почты России» и решат, что делать с киосками. Пример объединения участников издательского рынка ради общих целей привел гендиректор «АиФ-Урала» Дмитрий Бондарев. Несколько лет назад уральские издательства объединились, чтобы организовать продажи своей периодики в магазинах, минуя традиционных распространителей. Но последние сумели помешать продажам новоявленных конкурентов. Вначале распространители снизили цены, чтобы переманить обратно прежних клиентов, а когда те вновь согласились с ними работать – цены опять подняли. Несмотря на негативный опыт эксперт считает, что издательства могли бы повторить его снова и в этот раз постараться избежать неудач.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях