Челябинские троллейбусы слетают с электрокатушек

Городские власти обещают запустить новый подвид общественного транспорта

На улицах Челябинска в скором времени может появиться новый вид общественного транспорта – гибрид троллейбуса с электромобилем. Городские власти решили перенять опыт Новосибирска, где на линию запущено несколько таких составов. В заслугу машине сити-менеджер Сергей Давыдов ставит маневренность: такой троллейбус может отсоединиться от проводов и объехать пробку или место аварии.

На улицах Челябинска в скором времени может появиться новый вид общественного транспорта – гибрид троллейбуса с электромобилем. Городские власти решили перенять опыт Новосибирска, где на линию запущено несколько таких составов. В заслугу машине сити-менеджер Сергей Давыдов ставит маневренность: такой троллейбус может отсоединиться от проводов и объехать пробку или место аварии. Между тем новосибирские ученые предостерегают о больших первоначальных затратах и долгих сроках окупаемости, а челябинские эксперты советуют запустить такой троллейбус на одном из маршрутов. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Власти Челябинска, делая ставки на городской электротранспорт как самый экологичный и экономичный, ищут нестандартные варианты замены устаревшего парка. Сегодня, 22 апреля, на аппаратном совещании в мэрии глава администрации Сергей Давыдов поручил изучить опыт Новосибирска, где проводится эксперимент по внедрению нового вида общественного транспорта – гибрида троллейбуса и электромобиля.

В мэрии уверены, что такой вид гортранспорта будет очень удобен, когда необходимо объехать аварию или пробку. Троллейбус может отсоединиться от сети и дальше двигаться на аккумуляторах. «Из-за того, что троллейбус вынужден стоять в пробках, срываются графики, пассажиры опаздывают, перестают доверять общественному транспорту. Необходимо изучить опыт Новосибирска, поскольку электротранспорт остается самым экономичным и экологичным, и попробовать применить в Челябинске, – отметил Сергей Давыдов и добавил: так как машина производится в нашей стране, то ее покупка не потребует больших средств. – Можно приобрести пару штук».

Сергей Давыдов не уточнил, где будут закуплены машины. Изучив рынок, журналист «УралПолит.Ru» выяснил, что в новосибирском эксперименте участвуют троллейбусы, произведенные в ООО «Сибэлтранссервис».

По словам генерального директора компании, занимающейся производством гибридных троллейбусов, Сергея Парфенова, стоимость подвижных составов с длительным автономным ходом в зависимости от комплектации варьируется от восьми до девяти миллионов рублей. В настоящее время по две такие машины эксплуатируются в Новосибирске и Барнауле, еще одна – в Братске.

«Троллейбус оснащен аккумуляторами предприятия «Лиотех» емкостью 240 А/час. Машина может без контактной сети двигаться около 60 километров. Мы рекомендуем такое расстояние, так как это влияет на срок службы батареи, – рассказал он в телефонном разговоре журналисту «УралПолит.Ru». – Если придерживаться такой рекомендации, то аккумулятор прослужит восемь–десять лет. Если бесконтактное расстояние будет больше, то срок службы снижается до четырех–пяти».

Преимущество отечественного троллейбуса с автономным ходом перед зарубежным электробусом, по мнению Сергея Парфенова, в том, что к нему не надо закупать подзарядные станции. «В троллейбусных депо, как правило, существует вся необходимая инфраструктура для обслуживания подвижного состава. Такое транспортное средство энергоэффективно. Транспорт возвращает электроэнергию в сеть или тратит на подзарядку аккумулятора», – сказал он и добавил, что от контактной сети машина отсоединяется и присоединяется автоматически, при нажатии специальной кнопки.

Как отметил собеседник журналиста «УралПолит.Ru», такой вид общественного транспорта особо эффективен, если нужно связать между собой два отдаленных микрорайона: «Он может продлить троллейбусный маршрут. Для этого не потребуется прокладывать между микрорайонами дополнительных сетей».
Пока предприятие выпускает высокопольные троллейбусы, но 6 июня на транспортном форуме в Новосибирске будет представлен низкопольный подвижной состав.

Между тем на кафедре электротехнических комплексов Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) считают, что общим недостатком пилотных проектов являются достаточно большие первоначальные затраты на этапе запуска. В стоимость электротранспорта входит приобретение литийно-ионных аккумуляторов (ЛИА) и системы по их управлению, которые значительно увеличивают срок окупаемости.

Реальный срок эксплуатации аккумуляторов достаточно мал и составляет от трех до пяти лет. Это приводит к дополнительному удорожанию машины и ставит под сомнение всю экономическую эффективность проектов. Кроме того, существенные ограничения по применению ЛИА связаны с климатическими условиями Урала и Сибири. «Так, система отопления гибридного троллейбуса требует переоснащения ее на углеводородное топливо. При температурах ниже 10 градусов ЛИА резко снижают свои технические характеристики. Поэтому необходимо создавать специальные системы (термошкафы)», – объяснил кандидат технологических наук, доцент кафедры Александр Штанг.

Эксперт уточнил, что по этим причинам коллектив кафедры считает наиболее рациональным направление развития электротранспортных средств на основе гибридных установок. Здесь основным источником энергии является турбогенераторная установка малой мощности, работающая на основе природного газа, а ЛИА и суперконденсаторы используются как промежуточные источники энергии. «Это наиболее выгодная из разрабатываемых в настоящее время на городском транспорте технологий», – уточнил Александр Штанг. Он добавил, что в технологии сочетаются дешевый в эксплуатации и более экологически чистый природный газ, возможность повторного использования энергии торможения, а также более длительный срок эксплуатации.

Заведующий кафедрой эксплуатации автотранспорта Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Олег Ларин затруднился оценить эффективность внедрения троллейбуса с автономным ходом в Челябинске и предложил апробировать новое транспортное средство на одном из маршрутов. «Тогда можно будет сопоставить и понять экономику. Определенный вид транспорта может быть по-разному эффективен в разных городах, – сказал он. – Преимущества такого транспорта в том, что он маневреннее, чем обычный троллейбус».

Ранее «УралПолит.Ru» сообщал: челябинский сити-менеджер Сергей Давыдов в прошлом году заявил о том, что троллейбусы в скором времени исчезнут с улиц города. Данный вид транспорта приносит муниципалитету только убытки. «Троллейбусы неповоротливые, ездят медленно, опаздывают, поэтому ими практически не пользуются. К тому же троллейбусный парк износился на 90 %. Нет смысла закупать новые машины», – заявлял тогда глава администрации. Для замены троллейбусного парка требуется около 500 млн рублей, а для ремонта электрических сетей – 600 млн рублей.

Более сити-менеджер не возвращался к этой идее.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров